2-960/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2-960\11 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2011 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Пушмынцевой Е.Ю.

с участием истца Порхун Т.В.

представителя ответчика Фомичевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Порхун Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, предусмотренной п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов:

с 01.02.1996 г. по 03.06.1999 г. – работа в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении № 143 «матрешка» комбинированного типа отдела образования администрации г. Иваново, соподчиненного отделу образования администрации Ленинского района г. Иваново, с организацией на базе ДОУ городской экспериментальной площадки,

с 06.10.1992 г. по 07.11.1992 г. – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 07.11.1989 года рождения,

с 24.10.1994 г. по 22.11.1994 г., с 03.04.1995 г. по 29.04.1995 г., с 05.02.1996 г. по 02.03.1996 г. – периоды нахождения в учебных отпусках,

с 14.08.1997 г. по 27.08.1997 г. – период нахождения на курсах повышения квалификации,

о назначении пенсии с момента первоначального обращения.

Иск мотивирован тем, что она обратилась в Управление Пенсионного Фонда в городах Иваново, Кохме, Ивановском районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью. Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления ПФ РФ от 25.02.2011 года в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Выше указанные периоды не были включены в специальный стаж.

С решением ответчика в указанной части она не согласна, считает его незаконным, необоснованным, поскольку в данные периоды она осуществляла педагогическую деятельность с детьми в должности воспитателя в учреждении, поименованном списками, с учетом которых оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение, что подтверждается документами, представленными ею в распоряжение УПФР. Учебные отпуска предоставлялись в связи с обучением в педагогическом высшем учебном заседании. Курсы повышения квалификации являлись ее обязанностью при осуществлении функциональных обязанностей по должности.

С учетом указанных периодов, по ее мнению, имеется необходимый специальный стаж для назначения пенсии.

В судебном заседании истица иск поддержала.

Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям письменного отзыва на иск, из которого следует, что согласно подп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

Пунктом 3 указанной статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная, в том числе и подп.10 п.1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогический работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке.

Дошкольные образовательные учреждения предусмотрены названным Списком определенного вида: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детские ясли - сад, детские ясли. Из представленных для назначения пенсии документов определить вид учреждения не представляется возможным.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц, пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 года. К таким нормативным правовым актам, частности, относились Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей работа, в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях детей», регулировавшие пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 1 ноября 1999 года, и после указанной даты, соответственно.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 из детских дошкольных учреждений предусматривались детские сады, сады - ясли и детские ясли.

Учебные отпуска и курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж в соответствии с п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Отпуск по уходу за ребенком в период после 05.10.1992 года не включается в специальный стаж по следующим основаниям.

В специальный стаж до 06.10.1992 г., то есть до дня вступления в силу закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, согласно п. 21 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденного постановлением министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29 и применяемого в части не противоречащей закону от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из пояснений сторон, из материалов дела суд установил следующее.

30.11.2010 года истица обратилась в Управление Пенсионного Фонда в городах Иваново, Кохме, Ивановском районе Ивановской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью.

Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления ПФ РФ от 25.02.2011 года ей было отказано в этом в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению комиссии, специальный стаж истицы составил 21 год 5 месяцев 28 дней при требуемом стаже 25 лет.

В исчисление специального стажа не были включены оспариваемые периоды работы по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Суд считает возможным включить в специальный стаж спорные периоды по следующим основаниям.

Из искового заявления, из записей в трудовой книжке истицы, из справки МДОУ детский сад комбинированного вида № 143 следует, из устава ДОУ № 143 «Матрешка» от 1996 года следует, что, в спорный период с 01.02.1996 г. по 03.06.1999 г. местом работы истицы был детский сад (муниципальное дошкольное образовательное учреждение).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, у суда имеются правовые основания для включения спорного периода в специальный стаж истицы.

Период нахождения истицы с 06.10.1992 г. по 07.11.1992 г. в отпуске по уходу за ребенком, 07.11.1989 года рождения, подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Этот вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком истицы начался до 06.10.1992 г., т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Учебные отпуска с 24.10.1994 г. по 22.11.1994 г., с 03.04.1995 г. по 29.04.1995 г., с 05.02.1996 г. по 02.03.1996 г. подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.

Как следует из представленной истицей должностной инструкции по должности логопеда детского сада, из требований к квалификации по разрядам оплаты логопеда 8 – 14 разрядов, к лицу, замещающему должность логопеда в детском саду предъявляется требование о наличии высшего специального образования.

Истицей представлены два диплома о получении двух высших образований: первый – это диплом от 1984 года о получении высшего образования по специальности филолог, преподаватель украинского языка и литературы, второй диплом от 1996 года – о получении высшего образования по специальности учитель – логопед.

Как следует из представленной истицей справки работодателя, во время учебных отпусков истице предоставлялся оплачиваемый отпуск, с сохранением заработной платы, с которой производились отчисления в ПФ РФ.

Поскольку получение второго высшего специального образования являлось необходимым условием осуществления истицей профессиональной деятельности и за периоды учебных отпусков работодателем за истицу производились отчисления страховых взносов в ПФ РФ, то данные периоды следует расценивать как периоды, приравниваемые по значимости к основной профессиональной деятельности. Поскольку профессиональная деятельность истицы в должности логопеда оценивается как работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение, то и указанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж с целью оценки права на досрочное пенсионное обеспечение.

Период с 14.08.1997 г. по 27.08.1997 г. нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истицы по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Поскольку с учетом зачтенных судом периодов у истицы на дату ее первоначального обращения в УПФР имеется необходимый специальный стаж, предусмотренного пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то суд считает, что ответчик должен назначить ей пенсию с указанного момента..

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городах Иванове, Кохме и Ивановском районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Порхун Т.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды:

с 01.02.1996 г. по 03.06.1999 г. в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении № 143 «матрешка» комбинированного типа отдела образования администрации г. Иваново, соподчиненного отделу образования администрации Ленинского района г. Иваново, с организацией на базе ДОУ городской экспериментальной площадки,

с 06.10.1992 г. по 07.11.1992 г. – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 07.11.1989 года рождения,

с 24.10.1994 г. по 22.11.1994 г., с 03.04.1995 г. по 29.04.1995 г., с 05.02.1996 г. по 02.03.1996 г. – периоды нахождения в учебных отпусках,

с 14.08.1997 г. по 27.08.1997 г. – период нахождения на курсах повышения квалификации, назначив пенсию с момента первоначального обращения в УПФР.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: