2-1086/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2-1086\11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 мая 2011 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

при секретаре Сияловой Л.В.

с участием истца Тарабриной Н.И., представителя Заботлиной Л.В.

представителя ответчика Фомичевой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тарабриной Н.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы с 01.11.1999г. по 31.12.2001г., о назначении пенсии с момента первоначального обращения.

Требования мотивированы тем, что она обратилась в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением отдела УПФР от 09.06.2010 г. ей было в этом отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В исчисление педагогического стажа не был включен указанный период.

С решением комиссии истица не согласна и считает, что спорный период подлежит включению в специальный стаж, поскольку в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999года №1067, право на пенсию на льготных условиях имеют лица, работающие в должности «учитель», в общеобразовательных учреждениях: школы всех наименований. Согласно справке «0-36/№232», выданной 20 января 2011года Средней школой №11 имени В. Сарояна, в период с 01.11.1999г. по 31.12.2001г. средняя школа №11 являлась общеобразовательным учреждением, в котором обучались дети с 7 лет до 16 лет (с 1 по 10 класс), учебный процесс осуществлялся по общеобразовательной программе, утвержденной Министерством образования Республики Армения.

В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что в настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке.

Школы всех наименований указаны в п. 1.1 «Общеобразовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» Списка. Представленные заявителем документы не содержат ссылки на тип учреждений (общеобразовательные).

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из пояснений сторон, из материалов дела судом установлено следующее.

16.03.2010 года истица обратилась в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.06.2010 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В исчисление педагогического стажа не были включены оспариваемые периоды по основаниям, изложенным в отказном решении и отзыве на иск.

Суд считает, что спорный период подлежат включению в специальный стаж истицы.

Согласно п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» сохраняется право на досрочное назначение трудовых пенсий лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 483, предусматривалось, что в специальный стаж включаются периоды работы в детских дошкольных образовательных учреждениях всех типов.

Согласно списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях – школах всех наименований.

В судебном заседании установлено, подтверждено пояснениями истицы, материалами дела: сведениями трудовой книжки, справкой уточняющего характера №136 от 27.04.2010года, справкой «0-36/№232», выданной 20 января 2011года Средней школой №11 имени В. Сарояна, что истица в спорный период работала в должности учителя в общеобразовательном учреждении – в средней школе (л.д.7-8, 9-10, 11-14).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

На основании изложенного, учитывая выше приведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ Верховного Суда РФ, суд считает возможным включить спорный период в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Поскольку с учетом зачтенного судом периода у истицы на день ее первоначального обращения имелось 25 лет специального педагогического стажа, то суд обязывает ответчика назначить истице пенсию с указанной даты.

Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., расходы по оплате услуг адвоката в сумме 4500 рублей (ст. 100 ГПК РФ), расценивая эти расходы разумными с учетом несложности дела и высоким качеством оказанных услуг, отмечая при этом оправданность данной суммы исходя из среднего уровня оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Тарабриной Н.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы с 01.11.1999г. по 31.12.2001г. в должности учителя в средней школе №11 гор. Раздана Республики Армения, назначив пенсию с момента первоначального обращения.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Тарабриной Н.И. судебные расходы в сумме 4700 руб.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.