Дело № 2-1112/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 июня 2011 года г. Иваново Фрунзенский районный суд города Иваново в составе: председательствующего судьи Козловой Н.А., при секретаре Чикариной Т.В., с участием представителя истца Беляниной М.Е., представителей ответчика Песниной Е.Ю. и Слукиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Фрунзенского района г. Иваново в интересах неограниченного круга лиц к областному государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Ивановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района города Иванова, действующий в интересах неограниченного круга лиц обратился с иском к областному государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Ивановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (далее – ОГОУ) о понуждении ОГОУ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведенных в ОГОУ в 1 и 2 квартале 2010 года проверок в образовательном учреждении были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности. Прокуратурой Фрунзенског района г. Иваново 01 апреля 2010 года и 01 июля 2010 года директору ОГОУ внесены представления, по результатам рассмотрения которых нарушения устранены лишь частично. До настоящего времени не устранены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: - ширина лестничных маршей не соответствует установленным требованиям (п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*), - ширина эвакуационных выходов на 2 и 3 лестничную клетку не соответствует установленным требованиям (п.3 ППБ 01-03, п.6.29 СНиП 21-01-97*), - отсутствует ограждение на кровле здания (п.41 ППБ 01-03). Несоблюдение требований пожарной безопасности свидетельствует о том, что в образовательном учреждении в нарушение положений ст. 51 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Принимая во внимание, что образовательное учреждение является местом круглосуточного пребывания детей и работников учреждения, не устранение нарушения требований законодательства ставит под угрозу их жизнь и здоровье (л.д.2-3). В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнила. Пояснила, что требование о наличии ограждений на кровле здания содержится в п. 811 СНиП 21-01-97. Просила обязать ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем разработки в срок до 01 ноября 2011 года специальных технических условий, компенсирующих риски, образовавшиеся вследствие несоответствия ширины лестничных маршей и ширины эвакуационных выходов на 2 и 3 лестничные клетки требованиями п. 3 ППБ 01-03 и п.п. 61.16 и 6.29 СНиП 21-01-97. Представители ответчика, возражали против удовлетворения исковых требований прокурора. Пояснили, что здание ОГОУ построено в конце 40-х годов прошлого столетия и естественно не соответствует современным требованиям пожарной безопасности. Выполнение предписаний ОГПН г.Иваново в полном объеме за короткий срок невозможно в силу определенных обстоятельств. Так, они неоднократно обращались в отдел государственного пожарного надзора с просьбой дать рекомендации о проведении мероприятий, компенсирующих недостаток ширины лестничных маршей и эвакуационных выходов на 2 и 3 лестничную клетку. Эти обращения оказались безрезультатными. В ОГПН г.Иваново лишь посоветовали обратиться в компетентную частную фирму, которая по заявке учреждения может разработать подобные рекомендации с расчетом возможных рисков. По предварительной оценке стоимость такой услуги может составить 1млн. руб. На 2011 года на все мероприятия противопожарной безопасности для учреждения запланировано 1 млн. 600 тыс. руб. Из них 300 тыс. руб. будет израсходовано на ограждение кровли здания. Указанные работы уже практически завершены. На третий квартал 2011 запланировано выделение средств на установку системы дымоудаления. Однако, монтаж такой системы без официальных рекомендаций со стороны пожарного надзора может повлечь неэффективное расходование денежных средств, т.к. никаких гарантий, что это будет достаточным компенсационным мероприятием относительно недостаточной ширины лестничных маршей и эвакуационных выходов, не имеется. Представитель третьего лица – Департамента образования Ивановской области, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск Из содержания отзыва следует, что исковое заявление Департамент образования Ивановской области считает необоснованным, т.к. на устройство ограждения кровли средства выделены и работы ведутся. На остальные мероприятия компенсирующего характера планируется выделение 1 млн. руб. в 2011 году. Выполнить указанные мероприятия раньше у ОГОУ не было возможности из-за недостатка финансирования. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с требованиями ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Согласно п.3 ч.3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Как следует из материалов дела, в ОГОУ в ходе проверок установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в частности, относительно отсутствия ограждения на кровле здания, а также относительно ширины лестничных маршей и ширины эвакуационных выходов на 2-ю и 3-ю лестничные клетки. В соответствии с требованиями п.8.11 СНиП 21-01-97 в зданиях с уклоном кровли до 12% включительно, высотой карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 метров, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12 % и высотой до карниза более 7 метров следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. В соответствии с п.6.16 СНиП 21-01-97* ширина эвакуационных выходов должна быть не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. В соответствии с требованиями п. 6.29 СНиП 21-01-97* ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее: а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1; Как установлено в ходе проверок ОГОУ, ширина лестничных маршей на третьей лестнице, которая ведет в подсобные помещения, составляет менее 1,35 м, а ширина эвакуационных выходов на 2 и 3 лестничные клетки менее 1,2 м, что не соответствует установленным требованиям. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Фрунзенского района г. Иваново 01 апреля и 01 июля 2010 года директору школы-интерната были внесены представления. В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени нарушения, указанные в исковом заявлении, в ОГОУ не устранены. Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Доказательств обратного ответчиком не предоставлено. Таким образом, судом установлено, что со стороны ответчика имеет место неисполнение обязанности соблюдению норм противопожарной безопасности на объекте с круглосуточным пребыванием граждан. Суд соглашается с представителем истца в том, что нарушения законодательства о пожарной безопасности в учрежден образования является недопустимым, так как ставит под угрозу жизнь и здоровье находящихся там людей. Таким образом, судом установлено, что имеющее место со стороны ответчика противоправное бездействие создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в ОГОУ «Ивановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». Находя обоснованным и законным требование, предъявленное истцом к ответчику, суд обязывает последнего прекратить противоправное бездействие, создающее угрозу нарушения права неопределенного круга лиц, выражающееся в неисполнении обязанности по обеспечению соблюдения законодательства о пожарной безопасности. С учетом того, что истец просил определить способ исполнения решения суда путем возложения на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем разработки в срок до 01 ноября 2011 года специальных технических условий, компенсирующих риски, образовавшиеся вследствие несоответствия ширины лестничных маршей и ширины эвакуационных выходов на 2 и 3 лестничные клетки требованиями п. 3 ППБ 01-03 и п.п. 61.16 и 6.29 СНиП 21-01-97, суд полагает возможным определить способ исполнения решения суда. Со стороны лиц, участвующих в деле, в указанной части возражений не поступало. Указанный срок исполнения решения суда является достаточным и не противоречит сроку, установленному предписанием отдела надзорной деятельности г. Иваново ГУ МЧС России по Ивановской области № 487/1/226 от 28 апреля 2011 года. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину в доход государства в размере 4000 рублей, по рассмотренному требованию неимущественного характера, поскольку истец в силу закона от уплаты госпошлины освобожден. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. В целях прекращения противоправного бездействия, создающего угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, обязать областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Ивановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» в срок до 01 ноября 2011 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем разработки специальных технических условий, компенсирующих риски, образовавшиеся вследствие несоответствия ширины лестничных маршей и ширины эвакуационных выходов на 2 и 3 лестничные клетки требованиями п. 3 ППБ 01-03 и п.п. 61.16 и 6.29 СНиП 21-01-97. Взыскать с областного государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Ивановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» госпошлину в доход государства в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2011 года. Председательствующий: