2-1527/2011 Жалоба на решение призывной комиссии о призыве на военную службу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-1527/2011                                                                    10 июня 2011 года

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.А.,

при секретаре Чикариной Т.В.,

с участием представителя заявителя по доверенности Тишковой В.А.,

представителей Призывной комиссии по Ивановскому муниципальному району Ивановской области по доверенности Вохмянина А.В. и Просняковой А.А.,

представителя заинтересованного лица – Главного управления МЧС России по Ивановской области - Земцова П.А.,

представителя заинтересованного лица – Ивановского института ГПС МЧС России – Коноваленко Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Куприянова А.С. на решение призывной комиссии о призыве на военную службу

УСТАНОВИЛ:

    Куприянов А.С. обратился в суд с заявлением о признании решения призывной комиссии по Ивановскому муниципальному району Ивановской области (далее - Призывная комиссия) от 26 апреля 2011 года (протокол № 5) о призыве его на военную службу незаконным.

           Заявитель считает данное решение Призывной комиссии незаконным и необоснованным, нарушающим его право на предоставление отсрочки на военную службу по следующим основаниям.

            Согласно п.7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих право на отсрочку от призыва.

            Решением призывной комиссии Костромской области от 05 декабря 2006 года Куприянову А.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2008 года в соответствии с положениями подпунктом «з» п.1 ст. 24 ФЗ РФ № 53-ФЗ от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон).

             В соответствии с указанной правовой нормой в редакции Закона, действовавшей до 01 января 2008 года, лицам, обучавшимся в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы, и лицам, окончившим указанные учреждения и получившим специальные звания, отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась на время службы в этих органах и учреждениях. Это право распространялось и на лиц, получавших среднее профессиональное образование.

              Куприянов А.С. поступил в Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России в 2005 году, окончил указанное учебное заведение 20 июня 2008 года с присвоением специального звания «лейтенант», получив среднее специальное образование.

              25 июля 2008 года Куприянов А.С. назначен на должность инспектора отделения ГПН отдела ГПН г. Иваново управления ГПН ГУ МЧС России по Ивановской области.

              Согласно послужного списка, Куприянов А.С. в период с 01 сентября 2005 года по настоящее время несет службу в указанном органе.

              В соответствии со ст.ст. 1,6 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, которое распространяется и на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, сотрудниками органов внутренних дел РФ (органов Государственной противопожарной службы) являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава указанных органов, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового начальствующего состава, к специальным званиям относится звание рядового внутренней службы.

           Таким образом, Куприянов А.С., с момента зачисления в Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России проходил службу и имел право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» п.1 ст. 24 указанного выше Федерального закона в ранее действующей редакции, как в период обучения, так и после окончания образовательного учреждения – на время службы в органах Государственной противопожарной службы.

             В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы», граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст. 23 и 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

             Таким образом, Куприянов А.С. в силу закона имеет право на отсрочку от военной службы на весь срок прохождения службы в органах Государственной противопожарной службы.

     В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законом срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. В этом случае решение призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссии соответствующего субъекта РФ или вступления в законную силу решения суда.

    В связи с изложенным просит суд признать решение призывной комиссии по Ивановскому муниципальному району ивановской области от 26 апреля 2011 года (протокол № 5 от 24 апреля 2011 года) незаконным.

    В судебном заседании заявитель Куприянов А.С. и его представитель Тишкова В.А. поддержали доводы заявления и пояснили, что решение призывной комиссии по Ивановскому муниципальному району Ивановской области является незаконным и вынесено неправомерно. Уточнив заявленные требования, просили признать незаконным и отменить решение призывной комиссии по Ивановскому муниципальному району Ивановской области от 26 апреля 2011 года (протокол № 5) в части призыва Куприянова А.С. на военную службу, а также признать за Куприяновым А.С. право на отсрочку до окончания его службы в органах Государственной противопожарной службы.

     Представители заинтересованного лица Вохмянин А.В. и Проснякова А.А. с заявлением не согласились, пояснив, что при принятии решения о призыве Куприянова А.С. на военную службу призывная комиссия исходила из следующих обстоятельств. Срок отсрочки от призыва на военную службу предоставленной заявителю решением призывной комиссии Костромской области, истек 30 июня 2008 года. До 2011 года Куприянов А.С. не заявлял о предоставлении ему отсрочки. Более того, в 2008 году он был призван на военную службу, однако решение призывной комиссии в 2008 году отменено за невостребованностью. В настоящее время для предоставления отсрочки лицам, проходящим службу в органах Государственной противопожарной службы, необходимо наличие у них высшего профессионального образования, как обязательного условия для предоставления отсрочки на основании подпункта «з» п.1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в действующей в настоящий момент редакции. Учитывая, что решение призывной комиссии Костромской области от 05 декабря 2006 года Куприяновым А.С. не оспорено и не отменено в установленном порядке, а в настоящее время у него не имеется высшего профессионального образования, они полагают, что права на отсрочку Куприянова А.С. не имеется.

      Представитель заинтересованного лица Ивановского института ГПС МЧС России Коноваленко Е.П. поддержал доводы жалобы, при этом пояснил, что Ивановский институт ГПС МЧС России обучает по программам высшего и среднего профессионального образования. На момент принятия решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу Куприянову А.С. действовала редакция Федерального закона № 53-ФЗ, которая не предусматривала обязательное наличие у призывника высшего профессионального образования. Куприянов А.С. является сотрудником государственной противопожарной службы с момента его зачисления в институт в 2005 году до настоящего времени, с ним заключен контракт о службе в МЧС России.

      Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Ивановской области Земцов П.А. доводы жалобы также поддержал. Пояснил, что в соответствии со ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел РФ при поступлении в Ивановский институт ГПС МЧС России с Куприяновым А.С. был заключен контракт на прохождение службы и ему присвоено специальное звание. По окончании образовательного учреждения в соответствии с приказом начальника Главного управления МЧС России по Ивановской области от 25 июля 2008 года № 89-нс Куприянов А.С. был назначен на должность инспектора отделения ГПН отдела ГПН г.Иваново управления ГПН Главного управления МЧС России по Ивановской области. В настоящее время Куприянов А.С. проходит службу на должности старшего инспектора отделения (организации ГПН) отдела надзорной деятельности (г.о.Иваново) управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ивановской области в соответствии с приказом начальника Главного управления МЧС России по Ивановской области от 01 декабря 2010 года № 178-нс. Главное управление МЧС России по Ивановской области полагает, что в соответствии с законом Куприянов А.С. в период его обучения в институте ГПС МЧС России имел право на отсрочку от призыва на военную службу на все время службы в Государственной противопожарной службе МЧС России.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Решением призывной комиссии по Ивановскому муниципальному району Ивановской области от 26 апреля 2011 года принято решение о призыве на военную службу Куприянова А.С..

Судом установлено, что Куприянов А.С. в 2005 году поступил на обучение по средне-специальной форме обучения, а в 2008 году окончил образовательное учреждение – Ивановский институт ГПС МЧС России, ему было присвоено специальное звание «лейтенант» и он был направлен для прохождения дальнейшей службы в отдел ГПН г. Иваново управления ГПН ГУ МЧС России по Ивановской области.

Решением призывной комиссии Костромской области Куприянову А.С. 05 декабря 2006 года была представлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2008 года.

На момент поступления Куприянова А.С. в институт ГПС МЧС России в 2005 году действовал Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции Федеральных законов от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, от 01.04.2005 г. № 27-ФЗ.

Статьей 24 названной выше редакции Закона было установлено, что отсрочка предоставляется гражданам: п.п. «з» - окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется также гражданам, не указанным в абзаце первом настоящего подпункта, назначенным на должности рядового или начальствующего состава:

(абзац введен Федеральным законом от 01.04.2005 г. № 27-ФЗ)

органов внутренних дел до 1 апреля 2005 года, - на время службы в этих органах;

(абзац введен Федеральным законом от 01.04.2005 г. № 27-ФЗ)

Государственной противопожарной службы и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до 1 января 2005 года, - на время службы в этих органах;

(абзац введен Федеральным законом от 01.04.2005 г. № 27-ФЗ).

Из изложенного следует, что с момента поступления на обучение и присвоения специального звания «рядовой» заявитель имел право на отсрочку по вышеуказанному подпункту на все время службы в органах МЧС, т.е. отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам на время прохождения службы в названных органах, а не на период обучения, как указано в решении призывной комиссии от 05.12.2006 г.

Материалами дела установлено, что 03 июня 2005 года Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заключило с заявителем контракт о службе в Государственной противопожарной службе МЧС России, действие которого окончанием учебы не прекращено.

В соответствии со ст. 2 п.5 Федерального закона от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» подпункт «з» изложен в следующей редакции:

«з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий – на время службы в этих органах и учреждениях».

В силу ст. 5 Федерального закона от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст. 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Статья 5 и пункт 5 статьи 2 вступили в силу с 1 января 2008 году.

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 года, в подпункте «з» п.1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» внесено изменение – после слов «при наличии у них» подпункт дополнен словами «высшего профессионального образования и».

Статьей 2 данного Закона установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» п.1 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2010 года. Пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Поскольку Куприянов А.С. поступил на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России 1 сентября 2005 года, после окончания учебы 25 июля 2008 года назначен на должность инспектора отделения ГПН отдела ГПН г.Иваново управления ГПН Главного управления МЧС России по Ивановской области, 01 декабря 2010 года назначен на должность старшего инспектора отделения (организации ГПН) отдела надзорной деятельности (г.о.Иваново) управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ивановской области, где и проходит службу по настоящее время, суд приходит к выводу о том, что основания отсрочки, предоставленной по решению призывной комиссии Костромской области 05 декабря 2005 года, не отпали.

С учетом изложенного отсутствие у Куприянова А.С. высшего профессионального образования, предусмотренного действующей редакцией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не является основанием для отказа в предоставлении ему отсрочки.

Доводы представителей заинтересованного лица о том, что срок действия отсрочки, предоставленной Куприянову А.С. решением призывной комиссии Костромской области от 30 июня 2008 года истек, не основаны на законе, т.к. нормой закона срок отсрочки для указанной категории лиц определен сроком службы в соответствующих органах, а не сроком обучения.

Восстановление нарушенного права Куприянова А.С. возможно не иначе, как путем признания за ним в судебном порядке права на предоставление отсрочки от прохождения военной службы на период службы Государственной противопожарной службе МЧС России на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции от 17 октября 2005 года.

При наличии отсрочки от прохождения военной службы решение призывной комиссии по Ивановскому муниципальному району Ивановской области Ивановской области от 26 апреля 2011 года, которым Куприянов А.С. призван на военную службу, является незаконным.

    С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Куприянова А.С. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии по Ивановскому муниципальному району Ивановской области от 26 апреля 2011 года по призыву Куприянова А.С. на военную службу.

Признать за Куприяновым А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на отсрочку от призыва на военную службу по подпункту «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 17 октября 2005 года) на период службы в Государственной противопожарной службе МЧС России.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года.

Судья: