Дело № 2- 1492 / 11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,
при секретаре Чихун М.В.,
с участием истца Тырина А.И.,
представителя ответчика Шлыковой Н.Е.,
21 июня 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тырина А.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области защите пенсионного права,
установил:
Тырин А.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области защите пенсионного права, просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить ему в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев период с 02.04.1997 года по 15.07.1997 года - работа в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации в объединении 4 - ой городской клинической больницы г. Иванова, в календарном исчислении периоды с 01.10.2003 года по 30.11.2003 года и с 01.09.2008 года по 24.10.2008 года - обучение на курсах повышения квалификации, назначить ему трудовую пенсию с момента возникновения права.
Иск обоснован тем, что 19.01.2011 года он обратился в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее для краткости - Управление) с заявлением о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 18.04.2011 года решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (далее для краткости - Комиссия) ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с «отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ». В решении Комиссии указывается, что его стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (далее для краткости - специальный стаж), составил 29 лет 1 месяц 19 дней при требуемой продолжительности стажа 30 лет. Комиссия не включила в указанный стаж следующие периоды: с 02.04.1997 по 15.07.1997 - работу в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации в объединении 4-ой городской клинической больницы г. Иванова календарной продолжительностью 3 месяц 14 дней (в льготном исчислении - 5 месяцев 6 дней); с 01.10.2003 по 30.11.2003 и с 01.09.2008 по 24.10.2008 - обучение на курсах повышения квалификации календарной продолжительностью 2 месяца и 1 месяц 24 дня соответственно. С решением Комиссии в указанной части он не согласен, считает такое решение необоснованным и незаконным, нарушающим мое право на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец Тырин А.И. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
19 января 2011 года Тырин А.И. обратился в Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2СИ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Тырину А.И. было отказано связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно протоколу заседания комиссии, стаж истца, связанный с лечебной иной деятельностью по охране здоровья населения составил 29 лет 1 месяц 19 дней требуемом стаже 30 лет.
Комиссия отказала во включении в специальный стаж следующих периодов:
с 02.04.1997г. по 15.07.1997г. - в должности врача – анестезиолога - реаниматолога отделении анестезиологии-реанимации в объединении 4-ой городской клинической больницы: г.Иванова - в льготном исчислении 1год работы как 1 год 6 месяцев;
с 01.10.2003г. по 30.11.2003г.,
с 01.09.2008г. по 24.10.2008г. - обучение на курсах повышения квалификации. Отказ обоснован тем, что объединение не поименовано в п 3 и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочном назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.
Суд, не соглашаясь с мнением ответчика, отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3 сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в город независимо от их возраста.
Согласно пунктам 3 и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, а также в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет).
Объединения названным списком не предусмотрены.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут также применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001г.
К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999г., и постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999г. до дня вступления в силу 12.11.2002г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Правом на досрочное назначение пенсии по старости согласно списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактический и санитарно-эпидемиологический учреждений всех форм собственности.
Из объединений номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.1.1999г. №395, предусмотрено только республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с п.п. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии в пп.11 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, правом на льготное исчисление специального стажа работы (год работы засчитывается как год и 6 месяцев) пользуются врачи анестезиологи – реаниматологи, работающие в отделениях анестезиологии – реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Из наименований должности и отделения стационара следует, что истец в указанный период осуществлял работу, исчисление стажа на которой производится в льготном исчислении.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Обучение на курсах повышения квалификации данным перечнем не предусмотрены.
Однако, п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочном назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.
Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Обучение на курсах повышения квалификации данным списком не предусмотрено.
Суд, не соглашаясь с мнением ответчика, отмечает следующее.
В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение льготной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.06.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.
Поэтому периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, и подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
в период повышения квалификации работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации», устанавливающей, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. С этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то есть, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516): в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В п. 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30)
Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), говорят о том, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В период нахождения на курсах повышения квалификации, медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов.
Правовая позиция о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.
С учетом такой правовой позиции периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.
Иск подлежит удовлетворению.
При удовлетворении иска на основании ст. ст. 98, 100 ГПК РФ, суд взыскивает с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Тырина А.И. расходы на оплату государственной пошлины 200 руб., расходы на составление искового заявления 2000 руб., всего 2200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить Тырину А.И. в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев период с 02.04.1997 года по 15.07.1997 года - работа в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации в объединении 4 - ой городской клинической больницы г. Иванова, в календарном исчислении периоды с 01.10.2003 года по 30.11.2003 года и с 01.09.2008 года по 24.10.2008 года - обучение на курсах повышения квалификации, назначить Тырину А.И. трудовую пенсию с момента возникновения права.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Тырина А.И. расходы на оплату государственной пошлины 200 руб., расходы на составление искового заявления 2000 руб., всего 2200 руб.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.Н. Земскова