2-1610/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2-1610/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием истца Лавошниковой А.Н.,

представителей истца Овсеенко А.В., Якимычевой Т.И.,

представителя ответчика Шлыковой Н.Е.,

15 июля 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавошниковой А.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

установил:

Лавошникова А.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать ответчика включить в её стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 22.08.2001 г. по 07.11.2010 года в должностях социального педагога и учителя-логопеда в психолого - медико-педагогической консультации Ивановской области, переименованной в 2005 г. в ОГУ «Психолого - медико - педагогическая консультация Ивановской области», обязать ответчика досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Иск обоснован тем, что в настоящее время она работает учителем-логопедом в Областном государственном учреждении «Психолого-медико-педагогическая консультация Ивановской области», её общий стаж педагогической работы составляет более 27 лет. В связи с этим 08.11.2010 г. она обратилась в Управление ПФР в г. Иванове. Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее «Ответчик») с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. Ответчик в решении отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий № 7152 от 07.02.2011 г. отказал ей в установлении пенсии по причине отсутствия у неё требуемого стажа на соответствующих видах работ. Однако, она категорически не согласна с решением ответчика поскольку имеется тождественность учреждения, имеющего отличное от включенных в Список № 781 наименований название, учреждениям, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Что касается наименования должностей, то должности социального педагога и учителя-логопеда, на которых она трудилась в Консультации, прямо поименованы в Списке № 781. В указанных обстоятельствах период ее работы в Консультации подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение ей пенсии по старости.

В судебном заседании истец Лавошникова А.Н. и ее представители исковые требования поддержали. Лавошникова А.Н. пояснила, что ответчик соглашается с ее доводами и указывает, что законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста лишь с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. По всей видимости, ответчик полагает, что ее трудовая деятельность в ОГУ «Психолого-медико-педагогическая консультация Ивановской области» не связана с большими физическими и психологическими нагрузками. Однако, никаких доводов в обоснование своей позиции ответчик не представил. Между тем. на работе она постоянно испытываю психофизиологические и физические перегрузки, связанные со следующими факторами:

1) работает с детьми, основная масса которых это дети с проблемами в развитии (речевыми, зрительными, психическими), дети-инвалиды, умственно отсталые дети. Работа с такими детьми требует большою морального напряжения.

2) на обследование детей сопровождают родители, которые зачастую крайне эмоционально реагируют на диагнозы специалистов, поставленные их детям. Негативные эмоции родители в таких случаях выплескивают именно на сотрудников,

3) обследует не только детей, у которых есть семьи, но и детей-сирот, воспитанников домов ребенка, интернатов, детских домов. Общение с этими детьми не может оставить равнодушным, что гоже увеличивает психологическое напряжение.

4) за один рабочий день комиссия должна осматривать 3-5 детей, на практике же их число гораздо больше. Так, за 6 месяцев этого года специалистами, которых в консультации всего 6 человек, было обслужено 1 100 человек, что подтверждено Отчетом о работе ОГУ ПМПК;

5) в связи с большим объемом работы зачастую увеличивается и продолжительность рабочего времени на 2-3 часа в день;

6) Ни одно коррекционное учреждение Ивановской области не имеет права принять на обучение ребенка без заключения ПМПК. что свидетельствует о крайней важности нашего учреждения для общества.

Таким образом, в её работе налицо повышенные психологические и физические нагрузки, что даёт ей право досрочно получить пенсионное обеспечение наряду с иными педагогическими работниками.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Лавошникова А.Н. 08.11.2010 года обратилась в Уиравлени Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочно; трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной п.п. I п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Лавошниковой А.Н. отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемой специального стажа работы. Специальный стаж работы составил 17 лет 11 месяцев 18 дней пpи требуемом стаже 25 лет.

Лавошникова А.Н. обратилась в суд с иском к Управлению о зачете в специальный стаж периода работы:

с 22.08.2001 г. по 07.11.2010 г. - в должности социального педагога, с 18.08.2008 г. -учителя-логопеда в психолого-педагогической консультации Ивановской области переименованной 12.05.2005 г. в областное государственное учреждение «Психолого-медико - педагогическая консультация Ивановской области».

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельности в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке. Психолого-медико-педагогические консультации данным Списком не предусмотрены. Работа в должности социального педагога согласно пункту 11 Правил засчитывается в специальный стаж только в том случае, если она протекала в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка, в "образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001. К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999, и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других детских учреждениях, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 до дня вступления в силу 12.11.2002 постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 периоды работы после 01.11.1999 г. засчитывались в специальный стаж в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными данным постановлением. Психолого-медико-педагогические консультации данным Списком не предусматривались. Кроме того, работа в качестве социального педагога засчитывалась в выслугу лет только если она осуществлялась в учреждениях социального обслуживания, перечисленным в пункте 13 раздела «Наименование учреждений» Списка, к которым относятся реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детские дома-интернаты для умственно-отсталых и детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками. Кроме того, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ подсчет страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета также не подтверждают льготный характер работы истицы в указанные периоды, начиная с момента регистрации 22.11.1998 г. в системе обязательного пенсионного страхования. Относительно установления тождественности учреждения в котором работает истица, тем учреждениям которые прямо предусмотрены в Списке учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии необходимо отметить следующее. Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда: при этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц, а также особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений. Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 г. №173-Ф3 право утверждать списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия но старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии предоставлено Правительству РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем профессиям, должностям и организациям, имеющим иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Пунктом 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрены образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-иедагогической и медико-социальной помощи.

ПМПК создана в 1992 г. для оказания адресной помощи детям с проблемами в развитии (по городу и области), является межведомственной, действующей постоянно. Методическое руководство     осуществляется     областными Департаментами              образования     и здравоохранения. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и формы обучения детей (с 3 до 18 лет), имеющих особые проблемы в развитии, а также при направлении детей, которые в силу тяжести дефекта в развитии не могут обучаться в учреждениях образования, в учреждения Департамента социальной защиты населения Ивановской области. Обследование ребёнка осуществляется в присутствии родителей или лиц официально их заменяющих. ПМПК оказывает непосредственную помощь специалистам Департамента образования Ивановской области в работе по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школьных и дошкольных) и учреждений для детей, лишённых попечения родителей; дистанционного обучения детей-инвалидов (города и области). В настоящее время в Ивановской области функционируют 8 специальных (коррекционных) видов школьных образовательных учреждений: 1-И виды для глухих, слабослышащих и позднооглохших; III-IV виды для слепых и слабовидящих; V вид для детей с тяжёлыми нарушениями речи; VI вид для детей с ДЦП; VII вид для детей с задержкой психического развития; VIII вид для УО детей. Работают в городе и в области специальные (коррекционные) дошкольные учреждения. Решение вопроса о выборе образовательного маршрута осуществляется всегда в интересах ребёнка. Результаты обследования доводятся до сведения родителей и носят рекомендательный характер. Право выбора детского сада, школы остаётся за родителями. Приём осуществляется по предварительной записи по телефону (37-47-27), при личном обращении как на базе консультации, так и по заранее составленному графику в районных городах Ив. обл. и в специальных (коррекционных) учреждениях г. Иваново. Осуществляются и консультативные приёмы по инициативе родителей, если они считают, что их ребёнок испытывает трудности в обучении и в поведении, если необходимы рекомендации и помощь в организации учебного процесса и воспитания. Специалисты ПМПК проводят коррекционно-развивающие индивидуальные занятия для детей с проблемами в речевом и психологическом развитии (по запросу родителей). Приоритетные направления работы учителя-логопеда ОГУ ПМПК Ивановской области. Учитель-логопед входит в состав комиссии, работает как в консультации, так и в области. Совместно с другими специалистами (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, врачом-психиатром, председателем комиссии) устанавливает психолого-педагогическое заключение развития личности ребёнка, его речевого развития, способности к обучению, развития эмоционально-волевой сферы и оформляет необходимую документацию по результатам обследования: протокол, рекомендацию. Приоритетными направлениями в работе учителя-логопеда являются следующие: работа в составе комиссии, консультативные приёмы, коррекционно-развивающие занятия (для детей, имеющих проблемы в речевом развитии, трудности в овладении навыками письма и чтения). Режим работы: с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.45 (суббота, воскресение - выходной). С марта по июнь каждого учебного года 2-3 раза в неделю комиссия работает на выезде по области. В течение года (по запросу родителей) к детям-инвалидам, которые не могут самостоятельно передвигаться, комиссия выезжает на дом для оформления документов на дистанционное обучение. На выездных комиссиях, как и на базе консультации, специалисты ведут консультативно-диагностический приём детей, родителей, педагогов: дошкольникам рекомендуют ДОУ общего типа или специализированные (по показаниям психофизического развития); выпускникам специализированных ДОУ определяют дальнейший образовательный маршрут; дают рекомендации на дублирование программы ООШ учащимся начальной школы, которые учатся без оценок; детям с особенностями психофизического развития, не справляющихся с программой ООШ, выбирают новый образовательный маршрут. На каждого ребёнка, определённого в специальное (коррекционное) образовательное учреждение (школьного или дошкольного типа) оформляется документ: письменная рекомендация и протокол обследования.

Из Устава Учреждения, изменения и дополнения в Устав, постановления главы администрации Ивановской области от 17.06.1992 № 322 "О создании постоянно действующей психолого-медико-педагогической консультации ", приказа Управления образования Ивановской области от 12.05.2005 № 233, из справки уточняющий характер работы от 02.09.2009 № 1 (30-33, 354, 35-39) следует, что изначально консультация была создана как учреждение системы образования, учредителем являлось Управление образования Ивановской области, оплата труда педагогических работников соответствует оплате труда педагогических работников соответствующих учреждений.

Учреждение имело лицензию на осуществление учебной и консультативно-диагностической деятельности от 29.12.1995 № 40 сроком на 5 лет, т.е. до 2000 года. После 2000 года в связи с изменившимся законодательством лицензия не подливалась, поскольку согласно пункту 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796, если образовательная деятельность не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, лицензирование не требуется. На протяжении нескольких лет менялись редакции Устава в части наименования. Цели, задачи, направления деятельности не менялись.

Полномочия Психолого-медико-педагогической консультации Ивановской области реализуются в соответствии со статьями 2, 28-32 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании". Из пункта 2.1 раздела 2 Устава областного государственного учреждения "Психолого-медико-педагогическая консультация Ивановской области" следует, что ею осуществляются следующие виды деятельности:

- обследование детей с целью определения форм и содержания их воспитания и обучения в соответствии с психофизическим и интеллектуальным состоянием;

- разработка рекомендаций по оказанию детям возможной психолого-
педагогической помощи, организации их специального воспитания и обучения в системе
образования, социального обслуживания;

- проведение консультативных и коррекционных занятий для детей и их родителей
( законных представителей);

- оказание помощи педагогическим работникам специальных (коррекционных)
образовательных учреждений в организации изучения динамики развития детей в
процессе воспитания и обучения, организация методического руководства по данному
направлению.

Таким образом, основными направлениями деятельности являются психолого-медико-педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, психолого-педагогическая коррекция, что полностью соответствует направлениям деятельности, предусмотренным Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 №867.

Кроме того, данным постановлением не предусмотрен исчерпывающий перечень наименований учреждений указанной направленности.

Согласно должностной инструкции истицы в ее должностные обязанности, как педагога-психолога входит проведение психологической диагностики уровня психического развития и отклонений в поведении детей, участие в работе по установлению прав ребенка на специальное образование и определение типа учебно-воспитательного учреждения, ведение коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий для детей с целью углубленной диагностики, оказание методической помощи психологам и педагогам, занимающимся диагностикой, коррекционной и реабилитационной работой, ведение психологического консультирования родителей и детей, проведение психолого-педагогической диагностики, разработка программы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии в процессе их обучения и социализации.

Письмом Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 утверждены Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования, из которых следует, что видами (направлениями) работ по психолого-педагогическому сопровождению являются: профилактика, диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая) коррекционная работа (индивидуальная и групповая), чем я и занимаюсь более 14 лет, имея два высших образования: педагога и психолога.

В письме Минобрнауки РФ от 24.09.2009 № 06-1216, содержащем Методические рекомендации по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания указаны виды работ, выполняемые педагогическими работниками государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Согласно Уставным целям и задачам Психолого-медико-педагогической консультации Ивановской области истица выполняет перечень работ педагога-психолога, указанных в данных рекомендациях.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Кроме того, в постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2006 №11-П указывается, что льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Поскольку с учетом зачтенных судом периодов у истицы на день ее первоначального обращения имелось 25 лет специального педагогического стажа, то суд обязывает ответчика назначить ей пенсию с указанной даты.

Иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж Лавошниковой А.Н., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 22.08.2001 г. по 07.11.2010 года в должностях социального педагога и учителя-логопеда в психолого - медико-педагогической консультации Ивановской области, переименованной в 2005 г. в ОГУ «Психолого - медико - педагогическая консультация Ивановской области», досрочно назначить Лавошниковой А.Н. трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                  Е.Н. Земскова