Дело № 2-1814/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе: председательствующего судьи Козловой Н.А., с участием представителя заявителя Юнг К.Р., при секретаре Чикариной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юнг М.Я. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Ивановской области (далее - УФМС России по Ивановской области)об отказе в выдаче разрешения на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации, УСТАНОВИЛ: Юнг М.Я. обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать УФМС России по Ивановской области устранить нарушения в решении № 9024 от 03.11.2010 г., выразившиеся в отказе выдать ей разрешение на временное проживание в Российской Федерации (далее - РВП). Заявление мотивировано тем, что, будучи уроженкой города Саратова (Россия) и постоянно проживая в городе Самарканд (территория бывшего СССР), она была вынуждена принять гражданство республики Узбекистан. В 2010 году она прибыла в город Иваново к своей дочери Юнг К.Р., о чем в установленном порядке уведомила миграционную службу. С целью совместного проживания со своей дочерью и получения от нее заботы (то есть реализации права, гарантированного ст. 38 Конституции РФ), она обратилась в УФМС России по Ивановской области для получения РВП. При прохождении медицинского освидетельствования по направлению УФМС России по Ивановской области у нее было выявлено заболевание - туберкулез. В связи с этим она обратилась в ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер им. М.Б.Стоюнина». По окончании лечения она выписана в удовлетворительном состоянии с рекомендациями медицинского наблюдения. Наличие указанного заболевания послужило формальным основанием для отказа в выдаче ей РВП. При этом УФМС России по Ивановской области не принято во внимание то, что она является нетрудоспособным лицом (пенсионером), ее действия направлены на воссоединение семьи и совместное проживание с близким родственником, получение нетрудоспособным родителем от трудоспособных детей заботы, гарантированной Конституцией РФ, ею соблюдены профилактические меры по недопущению распространения заболевания. Кроме того, не учтено ее удовлетворительное состояние после прохождения лечения в диспансере. Таким образом, УФМС России по Ивановской области не приняты во внимание имеющие значение обстоятельства при решении вопроса о выдаче ей РВП. Представитель заявителя по доверенности Юнг К.Р. в судебном заседании заявление уточнила, просила признать решение УФМС России по Ивановской области № 9024 от 03 ноября 2010 года незаконным. Пояснила при этом следующее. Она является дочерью заявителя Юнг М.Я. Кроме нее у матери есть еще одна дочь, проживающая в Украине и сын, который также проживает в г.Иваново. Ранее вся их семья проживала в Узбекистане. Несколько лет назад мать продала свой дом в Самарканде и до 2010 года проживала у своей дочери в Крыму. После резкого ухудшения здоровья матери и в связи с отсутствием должного за ней ухода, она в 2010 году забрала мать к себе в Иваново. Она сама занималась процедурой оформления пребывания матери на территории РФ. По направлению УФМС России осенью 2010 года она возила мать на обследование в медицинские учреждения, в ходе которых у Юнг М.Я. обнаружили туберкулез. В связи с выявленным заболеванием мать положили на лечение в противотуберкулезный диспансер, где она проходила лечение до июня 2011 года. Выписана в удовлетворительном состоянии. 17 июня 2010 года мать получила письменный отказ УФМС в выдаче ей РВП. В настоящее время Юнг М.Я. по состоянию своего здоровья и в силу преклонного возраста нуждается в постоянном уходе. Никакого жилья в Узбекистане у нее не осталось. Все ее родственники выехали из Узбекистана несколько лет назад. В настоящее время дочь Юнг М.Я., проживающая в Украине оформляет снятие матери с временной регистрации в Украине. Ехать матери при таких обстоятельствах некуда. Полагает, что с учетом правоприменительной практики указанные ею обстоятельства должны были учитываться при вынесении решения УФМС России по Ивановской области. Представитель УФМС России по Ивановской области о времени и месте судебного заседания извещена, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не уведомила. Неявка представителя заинтересованного лица не является препятствием к рассмотрению заявления. В ходе рассмотрения дела представитель УФМС России по Ивановской области по доверенности Кобец М.Г. с заявленными требованиями Юнг М.Я. не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что считает решение от 03 ноября 2010 года в отношении Юнг М.Я. обоснованным, а заявление не подлежащим удовлетворению. У заявителя в ходе медицинского обследования выявлено заболевание - туберкулез. Кроме того, при подаче заявления на выдачу РВП Юнг М.Я. не представила документов, подтверждающих отсутствие у нее заболеваний наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, т.е. нарушила установленную законом процедуру. При принятии решения об отказе Юнг М.Я. в выдаче РВП УФМС России по Ивановской области исходило из положений подпунктов 13 и 14 пункта 1 ст.7 Федерального Закона № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с указанными нормами РВП иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: - является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.13), - прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона (п.14). Юнг М.Я. страдает инфекционным заболеванием - туберкулезом, которое представляет опасность для окружающих и внесено в соответствующий Перечень инфекционных заболеваний. Кроме того, Юнг М.Я. не представила в установленный срок в УФМС России по Ивановской области сертификат об отсутствии у нее заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание. Таким образом, решение об отказе в выдаче Юнг М.Я. РВП принято уполномоченным на то органом при наличии на то законных оснований. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с п.4.3 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ивановской области основной задачей территориального органа, в том числе, является оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации. В соответствии с п. 13.2 того же Положения. Территориальный орган осуществляет выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (РВП). Судом установлено, что Юнг М.Я., 09 июня 1934 года рождения, уроженка г. Саратов (Россия), является гражданкой Узбекистана. 17 сентября 2010 года Юнг М.Я. обратилась в УФМС Росси по Ивановской области с заявлением о выдаче РВП. Решением УФМС России по Ивановской области № 9024 от 03 ноября 2010 года Юнг М.Я. отказано в выдаче РВП на основании подпунктов 13 и 14 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Уведомление о вынесении указанного решения получено Юнг М.Я. 17 июня 2011 года. Основаниями к вынесению такого решения послужило то, что Юнг М.Я. в установленный срок не представила документы, подтверждающие отсутствие у нее заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у нее заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя Юнг К.Р., при обращении в УФМС России по Ивановской области с заявлением о выдаче РВП, ее матери выдали направление на медицинское освидетельствование, которое Юнг М.Я. прошла в полном объеме. Вместе с тем, представить в УФМС России по Ивановской области медицинское заключение о состоянии здоровья в установленный срок она не имела возможности, т.к. ей это документ не подписывали в связи с нахождением на лечении в областном противотуберкулезном диспансере. Исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) Юнг М.Я. прошла 29 сентября 2010 года, что подтверждается представленным дубликатом сертификата № 2508. Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя, Юнг М.Я., пройдя обследование в ГУЗ Ивановской области «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», не забрала оттуда сертификат, т.к. полагала, свою обязанность полностью выполненной. Представитель УФМС России по Ивановской области в судебном заседании подтвердила, что действительно отдельного направления в Центр по профилактике и борьбе со СПИД они не выдают. Доказательств того, что Юнг М.Я. при направлении на медицинское освидетельствование был разъяснен порядок получения сертификата и представления его в УФМС России по Ивановской области, в материалы дела не представлены. В соответствии с п.п. 13 и 14 п.1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: - является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.13), - прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона (п.14). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе Юнг М.Я. в выдаче РВП принято уполномоченным на то органом при наличии на то формальных оснований. Однако, анализ всех представленных в дело материалов и сведений, а также совокупность норм права, регулирующих вопросы пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, позволяет суду прийти к выводу о том, что сам по себе факт непредставления в срок установленного законом перечня документов, без учета конкретных обстоятельств не может служить основанием для автоматического принятия решения об отказе в выдаче РВП. Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя по доверенности Юнг К.Р., она постоянно находилась в контакте с должностными лицами УФМС России по Ивановской области при оформлении документов на свою мать Юнг М.Я. Сотрудники УФМС были полностью осведомлены о том, что Юнг М.Я. не уклонялась от прохождения медицинского освидетельствования, получить заключение не могла по причине прохождения лечения в противотуберкулезном диспансере. Она об этом ставила в известность работников УФМС. И она, и ее мать Юнг М.Я. полагали, что по окончании лечения вопрос о выдаче РВП будет решен положительно. Доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сотрудники УФМС России по Ивановской области были осведомлены о том, что Юнг М.Я. прошла медицинское освидетельствование, находится на лечении и представить медицинское заключение об отсутствии у нее инфекционных заболеваний не может до окончания лечения. Кроме того, имея информацию от дочери заявителя о том, что Юнг М.Я. прошла все необходимые медицинские обследования, сотрудники УФМС России по Ивановской области при принятии решения об отказе в выдаче РВП не предприняли никаких действий по истребованию у нее сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции. Довод представителя заявителя о том, что Юнг М.Я. не знала о необходимости самостоятельного получения сертификата, полагая свою обязанность выполненной прохождением обследования, представителем заинтересованного лица не опровергнут. Также не опровергнуты доводы представителя заявителя о том, что до окончания лечения медицинское заключение о состоянии здоровья Юнг М.Я. получить не могла. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). По мнению заявителя, решение территориального органа нарушает ее право проживать с семьей и получать заботу от трудоспособных детей. Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации направлен на защиту прав населения Российской Федерации на охрану здоровья. При этом согласно пункту 13 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Согласно Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" депортацией признается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (п.1 ст. 2); иностранному гражданину, подвергшемуся депортации, в течение пяти последующих лет разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство и разрешение на работу не выдаются (п. 3 ст. 7, п. 3 ст. 9, п.п. 3 п. 9 ст. 18). В случае наличия принятого в установленном порядке решения должностного лица федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (его территориального органа), о депортации из Российской Федерации иностранного гражданина, который не выехал из Российской Федерации в установленный срок после сокращения срока его временного пребывания в Российской Федерации, или аннулирования его разрешения на временное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), или после предупреждения его о нежелательности пребывания в Российской Федерации, органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган), проставляют в документах, удостоверяющих личность иностранного гражданина, отметку, свидетельствующую о запрещении его въезда в Российскую Федерацию (подпункт "в" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 382 "О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства"). Федеральный законодатель, таким образом, исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей, основой которых является право на охрану государством здоровья граждан, может ограничить федеральным законом право на временное проживание в Российской Федерации иностранных граждан, имеющих инфекционное заболевание, представляющее опасность для окружающих. Согласно ст. 62 ч.3 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Меры государственного принуждения и ограничения, применяемые на основании оспариваемого заявителем решения, могут затрагивать права, как самого заявителя, так и членов его семьи. Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни, при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Высылка иностранного гражданина из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, т.е. оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55, часть 3). Однако, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры. Из этого следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями суды при решении вопроса о временном проживании на территории Российской Федерации лица, имеющего инфекционное заболевание, представляющее опасность для населения, вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений. Таким образом, положения, содержащиеся в пункте 13 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не исключают возможности для правоприменительных органов, исходя из гуманитарных соображений, учитывать семейное положение, состояние здоровья иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническую стадию заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения инфекции. В ходе судебного разбирательства установлено, что Юнг М.Я. на протяжении длительного времени не проживает на территории Узбекистана, гражданином которого она является. Как пояснила представитель заявителя, в Узбекистане у Юнг М.Я. близких родственников не осталось. В настоящее время дочь заявителя, проживающая на территории Украины оформляет снятие Юнг М.Я. с временного регистрационного учета в г. Джанкой Украины. Трудоспособные дети заявителя, сын Юнг А.А. <данные изъяты> года рождения и дочь Юнг К.Р., <данные изъяты> года рождения, проживают в г. Иваново. С учетом возраста и состояния здоровья заявитель нуждается в постоянном уходе и социальной помощи. Доводы заявителя о том, что другого места жительства у нее не имеется, в судебном заседании никем не опровергнуты. В 2010-2011 г.г. заявитель прошла курс лечения от туберкулеза, выписана из противотуберкулезного диспансера в удовлетворительном состоянии. Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя, при необходимости Юнг М.Я. готова выполнять все предписания и ограничения, связанные с ее заболеванием. Оснований не доверять указанным пояснениям у суда не имеется. Как следует из материалов дела, Юнг М.Я. по направлению органов УФМС России проходила все предусмотренные законом медицинские обследования. Сведений о том, что она каким-либо образом уклонялась от возложенных на нее, как на иностранного гражданина обязанностей, суду не представлено. Как следует из пояснений представителей УФМС России по Ивановской области в судебном заседании, оспариваемое решение принято по формальным основаниям непредставления необходимых документов в установленный срок. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что непредставление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции вызвано несвоевременным и неполным разъяснением Юнг М.Я. положений о необходимости самостоятельного получения и представления в УФМС сертификата, а также добросовестным заблуждением заявителя о выполнении возложенной на нее обязанности путем прохождения обследования. Непредставление документа об отсутствии инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, вызвана невозможностью получения соответствующего документа до окончания лечения. Вместе с тем, при вынесении решения об отказе Юнг М.Я. в выдаче РВП совершенно не выяснялись обстоятельства ее семейного и социального положения, возможности ее возвращения в страну гражданской принадлежности, состояние ее здоровья, нуждаемость в уходе со стороны близких. Более того, она даже не приглашалась в УФМС России по Ивановской области для выяснения этих вопросов, несмотря на то, что дочь заявителя Юнг К.Р. объяснила сотрудникам территориального органа о возникших трудностях с получением документов. Указанные обстоятельства, по мнению суда, привели к нарушению прав заявителя, предусмотренных законом. Проанализировав и оценив в совокупности все исследованные по делу доказательств, суд приходит к выводу о необоснованности вынесения в отношении заявителя решения об отказе нежелательности его пребывания его в Российской Федерации, т.к. реализация указанного решения неизбежно повлечет за собой депортацию заявителя в страну, где ей, в силу возраста, в связи с отсутствием жилья и близких родственников будет крайне затруднительно получить необходимую медицинскую помощь, социальный уход и средства к существованию, а также приведет к невозможности поддержания семейных связей и получению ухода и помощи от трудоспособных детей, что не отвечает принципу соразмерности и вытекающим из него требованиям адекватности и пропорциональности используемых правовых средств. При этом суд учитывает личность заявителя, ее возраст, состояние здоровья, семейное положение, разумный и ответственный подход к состоянию своего здоровья, а также готовность выполнять все предписания и ограничения специалистов. На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198,199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Юнг М.Я. удовлетворить. Решение Управления федеральной миграционной службы по Ивановской области от 03 ноября 2010 года об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации - отменить. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2011 года. Председательствующий: подпись