2-1324/2011 О признании действий незаконными



Дело № 2-1324/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года                                              г. Иваново Ивановской области

Фрунзенский районный суд города Иваново

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Е.В.

при секретаре Батаевой Т.В.

с участием представителя истца Радугиной М.М., представителя ответчика Иовлева М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Фрунзенского района г. Иваново в интересах неограниченного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Ивановская городская теплосбытовая компания» о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фрунзенского района города Иванова обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц о признании действий МУП «ИГТСК» по начислению платы за горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, не имеющим индивидуальные приборы учета горячего водоснабжения по формуле, указанной в подпункте 4 п.1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных, Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Просил суд обязать МУП «ИГТСК» при расчете корректировки платы за горячее водоснабжение жителям, в квартирах которых не установлены индивидуальные приборы учета, по формуле, указанной в подпункте 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исходить из общей площади всех помещений в многоквартирном доме.

Иск мотивирован тем, что применяемый МУП «ИГТСК» алгоритм расчета корректировки платы за горячее водоснабжение, установленный в ходе проверки прокуратурой Фрунзенского района города Иванова, не соответствует требованиям жилищного законодательства. Нарушение жилищного законодательства истец усматривает в том, что ответчик неправильно применяет формулу расчета, предусмотренную подп. 4 п. 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, необоснованно учитывая при расчете лишь общую площадь жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета (л.л.д. 2-3).

В ходе рассмотрения дела истцом уточнялись исковые требования, в связи с принятием новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не предусматривающей корректировку платы за горячее водоснабжение. Прокурор просил признать незаконными действия МУП «ИГТСК» по расчету размера корректировки платы за горячее водоснабжение за 2010 год по формуле, указанной в подп. 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, в редакции, действовавшей на момент произведения корректировки, исходя из общей площади квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета, (л.д. 39).

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования с учетом уточнений.

Представитель ответчика Иовлев М.В. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.13-16). Объяснил, что истец неправильно применяет положения действовавших в момент производства корректировки платы за горячее водоснабжение положений Правил оказания коммунальных услуг граждан, используя буквальное их толкование. При этом в обоснование своей позиции ответчик ссылается на применение указанных правовых норм арбитражными судами. Кроме того, ответчик считает, что круг лиц, в интересах которых предъявлено исковое заявление, определен и ограничен лицами, проживающими в многоквартирных домах с общедомовыми прибором учета горячей воды, и при этом имеющими индивидуальные приборы учета горячей воды. Следовательно, круг лиц, в защиту интересов которых прокурор обратился с настоящим иском является значительным, но не неопределенным. Таким образом, по мнению ответчика, прокурор не имеет полномочий обращаться в суд с подобным иском.

Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27. п.3 ст. 35 Закона о прокуратуре, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом гражданском деле речь идет именно об интересах неопределенного круга лиц, т.к. исковое заявление прокурора Фрунзенского района г. Иваново подразумевает под собой защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется.

Таким образом, суд считает доводы ответчика о необходимости прекращения производства по настоящему делу необоснованными.

Одновременно суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления прокурора исходя из следующего.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя кроме прочего плату за холодное и горячее водоснабжение.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в редакции постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правил).

Согласно п. 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

В соответствии с подп. б п. 19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с подп. 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем по формуле:

, (4)

где:

- размер платы за потребленный в многоквартирном доме (жилом доме) коммунальный ресурс (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- общий размер платы соответственно за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м).

Истец полагает, что согласно подп. 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, корректировка платы за горячее водоснабжение должна производиться по следующей формуле: из размера платы за потребленный в многоквартирном доме коммунальный ресурс (горячую воду), определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ, вычитывается общий размер платы за горячее водоснабжение во всех жилых и нежилых помещениях дома за прошедший год, полученное число умножается на частное от деления общей площади жилого помещения (квартиры) на общую площадь всех помещений в многоквартирном доме.

Суд не соглашается с данной аргументацией истца, полагая, что она основана на неправильном понимании положений нормативного акта.

      Пункт 22 Правил рассчитан на регулирование отношений по определению корректировки платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при условии, что другие помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета, а сам многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета. При этом, в отличие от пунктов 19, 20 и 21 Правил, содержащих особые формулы расчета платы за коммунальные услуги, в пункте 22 такая самостоятельная формула отсутствует. Из содержания данного пункта следует, что при наличии предусмотренных в нем условий, плата за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, подлежит определению в соответствии с пунктом 19 Правил, рассчитанном на отсутствие как в многоквартирном доме, так и во всех его помещениях общедомовых и общих (индивидуальных) приборов учета.

Системное толкование положений п. 19 и п. 22 Правил, позволяет придти к выводу, что поскольку п. 22 Правил регулирует отношения по оплате коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных помещений индивидуальными приборами учета, при применении формулы 4 должны использоваться данные, соответствующие условиям, изложенным в названном пункте. Это, в частности, означает, что при применении формулы 4 в соответствии с п. 22 Правил показатель должен означать общую площадь всех помещений в многоквартирном доме, не оборудованных индивидуальными приборами учета, как это следует из гипотезы п. 22, а не общую площадь всех помещений в многоквартирном доме, как предусматривается при применении формулы 4 в соответствии с п. 19 Правил № 307.

На основании представленных ответчиком расчетов корректировки платы за горячее водоснабжение (л.д. 15), суд соглашается с позицией ответчика о том, что применение им формулы 4 п. 19 Правил с её корректировкой в части учета площади жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, приводит к распределению объема горячей воды, потребленного домом по показаниям общедомового прибора учета между всеми потребителями, что исключает необоснованные убытки ресурсоснабжающей организации. Таким образом, достигается цель предусмотренной действовавшим в 2010 году законодательством корректировки платы за горячее водоснабжение. Со стороны истца иного расчета суду не представлено.

Таким образом, суд не усматривает в действиях ответчика, осуществлявшего в 2010 году расчет корректировки платы за горячее водоснабжение в системном применении правил п.п. 19, 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, нарушений действовавшего жилищного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский суд в течение 10 дней.

Председательствующий: