Дело № 2-1349/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Иваново 20 июля 2011 года Фрунзенский районный суд города Иваново в составе: председательствующего судьи Козловой Н.А., при секретаре Чикариной Т.В., с участием представителя истца Беляниной М.Е., представителей ответчика Марычевой Т.А. и Плачковой Т.В., представителей третьего лица Демко В.Ю., Новиковой О.И. и Садовской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Фрунзенского района г. Иваново в интересах неограниченного круга лиц к областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивановский детский дом № 3» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района города Иванова, действующий в интересах неограниченного круга лиц обратился с иском к областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивановский детский дом № 3» (далее - Детский дом) о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проверки, проведенной в 1 квартале 2010 года в Детском доме, учредителем которого является Департамент социальной защиты населения по Ивановской области, в образовательном учреждении были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности. Прокуратурой Фрунзенского района г. Иваново 01 апреля 2010 года директору детского дома внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены лишь частично. В марте 2011 года прокуратурой Фрунзенского района г. Иваново совместно с отделом надзорной деятельности г. Иваново проведена проверка, в ходе которой установлено, что в детском доме до настоящего времени не устранены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: - пол путей эвакуации отделан горючим материалом (линолеум, деревянная доска), что не соответствует требованиям п.3 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97*, - конструкция пожарных шкафов для размещения в них пожарных кранов в здании по материалу изготовления, по отсутствию поворотных кассет, информации о состоянии комплектующих изделий, естественной вентиляции, буквенных обозначений, надписей и пиктограмм на внешних сторонах стенок ШП, не соответствует требованиям п.3 ППБ 01-03, НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний», - несущие конструкции лестничных маршей не обработаны огнезащитным составом, что не соответствует п.3 ППБ 01-03, п. 6.18*, табл. 4 СНиП 21-01-97*, - в проходах и на лестницах, предназначенных для эвакуации людей при числе эвакуирующихся более 50 человек, отсутствует эвакуационное освещение, что не соответствует требованиям п.3 ППБ 01-03, СНиП 23-05-95 п.7.64. Несоблюдение требований пожарной безопасности свидетельствует о том, что в Детском доме в нарушение положений ст. 51 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Принимая во внимание, что детский дом является местом круглосуточного пребывания детей и работников учреждения, не устранение нарушения требований законодательства ставит под угрозу их жизнь и здоровье (л.д.2-3). В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнила основания исковых требований. Пояснила, что требование об оборудовании путей эвакуации эвакуационным освещением предусмотрено п.7.105Свода правил (СП) 52.13330.201. Просила обязать ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01 января 2012 года. Представители ответчика, исковые требования признали. Пояснили, что в детском доме действительно в первом квартале 2010 года была проведена проверка, по результатам которой учреждению направлено представление прокурора района. После этого администрация Детского дома неоднократно обращалась в Департамент социальной защиты населения с просьбами о выделении денежных средств для устранения нарушений, однако размер выделяемых средств в 2010 году составил 3,3% от потребностей. Изыскать средства за счет перераспределения утвержденных бюджетных ассигнований не представлялось возможным в связи с тем, что и на другие статьи расходов средства выделялись в недостаточном объеме. Администрация детского дома 23 марта 2011 года обращалась в ОНД г. Иваново с письменной просьбой о переносе сроков исполнения предписания. 29 марта 2011 года ими получен ответ о невозможности переноса указанных сроков. Распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 67-рп правительству Ивановской области из резервного фонда Президента РФ на капитальный ремонт Детского дома выделено до 30 млн. руб. в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. В связи с этим заключен государственный контракт № 1-А от 16.03.2011 г. «По разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания Ивановского детского дома № 3» в соответствии с заданием на проектирование, в которое заложены работы по устранению указанных выше нарушений. Средства на те работы, которые не войдут в проект капитального ремонта, будут выделены из областного бюджета. В настоящее время проект ремонта еще не прошел государственную экспертизу в связи с чем затягивается решение вопроса о проведении конкурса среди подрядных организаций. С перечнем указанных нарушений она полностью согласна. Обработка огнезащитным составом лестничных маршей в прошлом году не проводилась, т.к. в помещении детского дома постоянно находятся дети. Документов о проведении такой обработки ранее в администрации детского дома не имеется. Работы по эвакуационному освещению заложены в проект капитального ремонта. Ранее таких требований ОГПН по г. Иваново никогда не выдвигал, хотя учреждение проверяется ежегодно. Пожарные шкафы в детском доме имеются, но они самодельные и действительно не отвечают по своей конструкции установленным требованиям. Линолеум на путях эвакуации в соответствии с имеющимся сертификатом является легковоспламеняющимся, тогда как для указанных помещений необходимо напольное покрытие умеренновоспламеняемое. Представители третьего лица с исковыми требованиями не согласились. Пояснили, что на детский дом финансируется за счет средств областного бюджета. Всего в области порядка 67 учреждений социального обслуживания и на противопожарные мероприятия денежных средств не хватает. В то же время, согласно ч.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности. Положения настоящего федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Статьей 64 того же Федерального закона предусмотрено, что юридическим лицом - собственником объекта защиты, или лицом, владеющим объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, в случае если объект защиты эксплуатируется на день вступления в силу настоящего федерального закона, не позднее года со дня его вступления в силу предоставляется декларация пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности, составленная в отношении детского дома представлена и зарегистрирована в ОГПН г. Иваново за № 24401370-00005-2626 от 24 декабря 2009 года. В соответствии с п.п. 7 ст. 2 указанного выше федерального закона, декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Согласно Порядка регистрации декларации пожарной безопасности. Утвержденного приказом МЧС РФ от 24.02.2009 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности», должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации. Установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень декларации пожарной безопасности (п.12 Порядка). При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям, должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации (п. 13 Порядка). Должностные лица органов МЧС при проведении мероприятий по контролю проверяют полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности Детского дома зарегистрирована в ОГПН г. Иваново без каких-либо замечаний. Кроме того, расчетное значение величины индивидуального пожарного риска в здании учреждения составляет 0,909х10 (-6) 1\год, при допустимом значении - 1х10 (-6), что соответствует нормативному значению индивидуального пожарного риска (ст. 79 123-ФЗ). Кроме того, с 01.07.2003 г. вступил в силу Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пунктом 3 статьи 4 которого установлено, что органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Следовательно, неисполнение положений вышеуказанных ППБ,НПБ и СНиПов не может являться подтверждением противоправности поведения Учреждения, в результате чего истцом не доказана совокупность предусмотренных законом условий для применения гражданско-правовой ответственности в виде понуждения к устранению нарушений. Кроме того, выполнение предписаний ОГПН г.Иваново в полном объеме за срок, указанный прокурором, невозможно в силу определенных обстоятельств. Так, до настоящего времени не определен подрядчик выполнения капитального ремонта Детского дома. С учетом затянувшейся процедуры государственной экспертизы проектной документации и объемов предстоящих работ, можно сразу предположить, что в срок до 1 января 2011 года нарушения устранены не будут. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с требованиями ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Согласно п.3 ч.3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Как следует из материалов дела, в Детском доме в ходе проверок установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в частности: - пол путей эвакуации отделан горючим материалом (линолеум, деревянная доска), - конструкция пожарных шкафов для размещения в них пожарных кранов в здании по материалу изготовления, по отсутствию поворотных кассет, информации о состоянии комплектующих изделий, естественной вентиляции, буквенных обозначений, надписей и пиктограмм на внешних сторонах стенок ШП, не соответствует требованиям п.3 ППБ 01-03, НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний», - несущие конструкции лестничных маршей не обработаны огнезащитным составом, - в проходах и на лестницах, предназначенных для эвакуации людей при числе эвакуирующихся более 50 человек, отсутствует эвакуационное освещение. В судебном заседании представитель Детского дома и представители Департамента социальной защиты Ивановской области не отрицали наличие в образовательном учреждении указанных нарушений. Допрошенный в качестве свидетеля специалист отдела надзорной деятельности по г. Иванову Л.А.А. подтвердил правовое обоснование заявленных требований об устранении нарушений. Учитывая изложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. К доводам представителей Департамента социальной защиты Ивановской области о рекомендательном характере технических требований, суд относится критически, полагая, что они основаны на неправильном понимании закона. Требования Правил пожарной безопасности несомненно подлежат строгому соблюдению, тем более в местах круглосуточного пребывания детей и специалистов образовательного учреждения. Правила и СниПы являются нормативными актами, регулирующими вопросы эксплуатации различных объектов, в том числе жилых и нежилых помещений, связанные с обеспечением норм противопожарной безопасности, и подлежат неукоснительному соблюдению руководителями организаций на основании ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности». В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Фрунзенского района г. Иваново 01 апреля 2010 года директору Детского дома было внесено представление. В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени нарушения, указанные в исковом заявлении, в Детском доме не устранены. Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела представителями ответчика и третьего лица не оспаривалось. Таким образом, судом установлено, что со стороны ответчика имеет место неисполнение обязанности соблюдению норм противопожарной безопасности на объекте с круглосуточным пребыванием граждан. Суд соглашается с представителем истца в том, что нарушения законодательства о пожарной безопасности в учреждении образования является недопустимым, так как ставит под угрозу жизнь и здоровье находящихся там людей. Таким образом, судом установлено, что имеющее место со стороны ответчика противоправное бездействие создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в Детском доме № 3. Находя обоснованным и законным требование, предъявленное истцом к ответчику, суд обязывает последнего прекратить противоправное бездействие, создающее угрозу нарушения права неопределенного круга лиц, выражающееся в неисполнении обязанности по обеспечению соблюдения законодательства о пожарной безопасности. Истец просил возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01 января 2012 года. С учетом пояснений представителей ответчика, и третьего лица, принимая во внимание то обстоятельство, что в 2011 году принято решение о выделении Детскому дому значительных средств на капитальный ремонт, учитывая, что в настоящий момент проектная документация на ремонт проходит лишь стадию государственной экспертизы, непосредственной угрозы для жизни и здоровья детей и работников учреждения не имеется, суд приходит к выводу о необходимости установить срок устранения нарушения до 1 марта 2012 года. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину в доход государства в размере 4000 рублей, по рассмотренному требованию неимущественного характера, поскольку истец в силу закона от уплаты госпошлины освобожден. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить частично. В целях прекращения противоправного бездействия, создающего угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, обязать областное государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивановский детский дом № 3» в срок до 01 марта 2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: - произвести отделку путей эвакуации негорючими материалами в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03. п.6.25* СНиП 21-01-97*, - установить пожарные шкафы, конструкция которых отвечает требованиям п.3 ППБ 01-03. НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний», утвержденные Приказом ГУГПС МВД РФ от 27.12.2000 г. № 79, - привести предел огнестойкости несущих конструкций лестничных маршей в соответствие с требованиями п.3, п.36 ППБ 01-03, п.5.18*, табл. 4 СНиП 21-01-97*, - оборудовать пути эвакуации эвакуационным освещением в соответствии с требованием СП 52.13330.2011 п.7.105. Взыскать с областного государственного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивановский детский дом № 3» госпошлину в доход государства в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2011 года. Председательствующий: