Дело № 2-1631/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фрунзенский районный суд г.Иваново в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н., при секретаре Чихун М.В., с участием представителя истца Даниловой Г.В., представителя ответчика Фомичевой Е.А., 09 августа 2011 года рассмотрев в г.Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баюновой Н.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, установил: Баюнова Н.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в её специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в льготном исчислении (1 года работы за 1 год и 6 месяцев) периоды работы: С 01.09.1989 г. по 05.10.1992 г.; с 01.05.1993 г. по 19.10.1998 г.; с 21.10.1998 г. по 06.08.2000 г. - в должности медицинской сестры консервативного отделения в городской больнице г. Иваново, переименованной 25.11.1998 г. в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 8»; с 07.08.2000 г. по 21.01.2001 г.; с 21.02.2001 г. по 16.03.2003 г.; с 18.03.2003 г. по 29.01.2006 г.; с 28.02.2006 г. по 14.11.2010 г. - в должности медицинской сестры гинекологического отделения в муниципальной учреждении здравоохранения «Городская больница № 8», переименованном 03.12.2002 г. в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 8». 20.10.1998 г., с 22.01.2001 г. по 20.02.2001 г., с 30.01.2006 г. по 27.02.2006 г. -периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить ей пенсию с момента первоначального обращения с учетом включенных в специальный стаж периодов. Иск обоснован тем, что решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий управления ПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области № 164 от 21.01.2011 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Оспариваемое решение было принято по результатам рассмотрения представленных ею документов на заседании Комиссии управления ПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. (Протокол № 27 от 21.01.2011 г.). Основанием для отказа в назначении пенсии явилось отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению Комиссии, ее стаж работы, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составил 20 лет 5 месяцев 18 дней при требуемом стаже 30 лет. При этом комиссия исчислила её стаж в календарном, а не в льготном исчислении, дающим право на досрочное назначение пенсии. С решением комиссии не согласна, считает его необоснованным и нарушающим её пенсионные права, поскольку её стаж должен быть исчислен в льготном порядке, как один года работы за один год и шесть месяцев. В судебном заседании представитель истца Данилова Г.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Фомичева Е.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий управления ПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области № 164 от 21.01.2011 г. Баюновой Н.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Оспариваемое решение было принято на заседании Комиссии управления ПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. (Протокол № 27 от 21.01.2011 г.). Основанием для отказа в назначении пенсии явилось отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению Комиссии, стаж работы Баюновой Н.Г., связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составил 20 лет 5 месяцев 18 дней при требуемом стаже 30 лет. При этом комиссия исчислила стаж Баюновой Н.Г. в календарном, а не в льготном исчислении, дающим право на досрочное назначение пенсии. При исчислении специального стажа, комиссией в календарном исчислении были включены следующие периоды работ: С 01.09.1989 г. по 05.10.1992 г.; с 01.05.1993 г. по 19.10.1998 г.; с 21.10.1998 г. по 06.08.2000 г. - в должности медицинской сестры консервативного отделения в городской больнице г. Иваново, переименованной 25.11.1998 г. в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 8»; с 07.08.2000 г. по 21.01.2001 г.; с 21.02.2001 г. по 16.03.2003 г.; с 18.03.2003 г. по 29.01.2006 г.; с 28.02.2006 г. по 14.11.2010 г. - в должности медицинской сестры гинекологического отделения в муниципальной учреждении здравоохранения «Городская больница № 8», переименованном 03.12.2002 г. в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 8». Согласно подпункту 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. При этом, списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается данный вид пенсий, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, устанавливались правительством РФ. Согласно п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, принятого в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», сохраняются за другими работниками учреждений здравоохранения условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Как следует из определения Конституционного суда РФ от 05.11.2002 г., пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой и иной деятельностью, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством, и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение. В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшем в спорный период времени, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и 6 месяцев (в ред. Постановления Правительства РФ №701 от 23.07.1993 г.). Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 утратило силу с 01.11.1999 года в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Положение подпункта б пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусматривает льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ (один год работы за один год и шесть месяцев) лицам, работавшим в должностях среднего медицинского персонала, указанных в перечне, содержащемся в приложении к Правилам, в отделениях хирургического профиля стационаров. Консервативное отделение не указано в числе отделений хирургического профиля стационаров, работа в качестве медицинской сестры не дает права на льготное исчисление стажа. Указанным перечнем предусмотрены только операционные медицинские сестры, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров, а также медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться и нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования. К таким нормативным правовым актам относились: постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 г. до дня вступления в силу 12.11.2002 г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 льготное исчисление специального стажа предусматривалось среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывался за один год и шесть месяцев. Консервативное отделение согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» не относится к хирургическим. Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, предусматривают порядок подсчета стажа в льготном исчислении, аналогичный порядку, предусмотренному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Один год работы за один год и шесть месяцев засчитывается только операционным медицинским сестрам, работающим в отделениях хирургического профиля стационаров, к которым консервативные отделения не относятся. Приказом Ивановского городского отдела здравоохранения от 25.11.1998 г. № 204, 8 городская больница была переименована в МУЗ «Городская больница № 8». Приказом Управления здравоохранения г.Иваново № 182 от 03.12.2002 г. МУЗ «Городская больница № 8» присвоен статус «клиническая». Приказом по городской клинической больнице № 8 от 07.08.2000 г. № 75 «О переименовании отделений стационара», 3-е отделение (консервативное) переименовано в гинекологическое. За время работы трудовая функция истицы не менялась, она работала медицинской сестрой в отделении хирургического профиля, в её должностные обязанности входило ассистирование при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в стационарных условиях, подготовка пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям. Таким образом, на основании Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 в льготном исчислении Баюновой Н.Г. надлежит включить в специальный стаж только период работы по 31.10.1999 года, поскольку она работала в качестве медсестры палатной отделения хирургического профиля стационара. При этом суд отмечает существенные различия между должностными обязанностями медсестры палатной гинекологического отделения и медсестры операционного блока (л.д. 11, 33). В указанные периоды работы Баюнова Н.Г. находилась в отпуске по беременности и родам с 07.12.1990 г. по 07.05.1991 г.. в связи с рождением 04.03.1991 г. дочери, и в отпуске по уходу за ребенком с 13.05.1991 г. по 04.09.1992 г., которые подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении по следующим основаниям. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. С принятием Закона Российской Федерации N3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, исходя из смысла приведённых выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребёнком начался в период действия названных нормативных актов, с учётом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфер пенсионного обеспечения,, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Кроме того, Комиссия необоснованно не включила в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации 20.10.1998 г., с 22.01.2001 г. по 20.02.2001 г., с 30.01.2006 г. по 27.02.2006 г. Необходимость прохождения медицинскими специалистами повышения квалификации установлено ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, Постановлением правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г. установлено требование о повышении не реже 1 раза в 5 лет квалификации медицинских работников. Согласно ст. 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата. В периоды нахождения Баюновой Н.Г. на курсах повышения квалификации за ней сохранялось постоянное место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд, т.е. в полном объеме выполнялось условие, предусмотренное правилами исчисления периодов работы, дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. В силу п.4 Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянной в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В пункте 9 Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости. Периоды повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входят. Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, причем период ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, а периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении. При этом, для удобства исчисления суд полагает возможным отдельно не выделять периоды отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ дочери, и в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсов повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ, а включить их в периоды работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Иск подлежит удовлетворению частично. Поскольку с учетом частичного удовлетворения иска о включении периодов работы в специальный стаж у истицы отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и о назначении пенсии. На основании ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе <адрес> в пользу Баюновой Н.Г. расходы на оплату государственной пошлины 200 руб. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе <адрес> включить Баюновой Н.Г. в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, периоды работы в должности медицинской сестры консервативного отделения в городской больнице <адрес>, переименованной ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «Городская больница №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении один год за один год шесть месяцев, периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении. В удовлетворении остальных требований отказать. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе <адрес> в пользу Баюновой Н.Г. расходы на оплату государственной пошлины 200 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.Н. Земскова