Дело № 2-1571/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н., при секретаре Чихун М.В., с участием истца Зябловой О.В., представителя истца Волковой Н.В., с участием представителя ответчика Фомичевой Е.А., 04 августа 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зябловой О.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе <адрес> о защите пенсионного права, установил: Зяблова О.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области защите пенсионного права, просила обязать ответчика засчитать в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, период работы с 26.02.2010 г. по 30.01.2011 г. с учетом льготного порядка подсчета (1 год за 1 год и 3 месяца), периоды с 14.10.1978 г. по 06.02.1979 г., с 27.12.1983 г. по 19.04.1984 г., с 07.02.1979 г. по 10.12.1979 г., с 04.05.1984 г. по 23.02.1985 г. с учетом льготного порядка подсчета (1 год за 1 год и 6 месяцев), назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии. Иск обоснован тем, что 31 января 2011 г. она подала заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, осуществлявшему такого рода деятельность не менее 30 лет. Протоколом № 167 от 05.04.2011 г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан её специальный стаж признан равным 27 годам 10 месяцам 23 дням при требуемом - 30 лет. В специальный стаж не засчитан следующий период: с 26.02.2010 г. по 30.01.2011 г. - работа в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок» п. Ломы Ивановского района Ивановской области (календарная продолжительность - 11 месяцев 5 дней). Кроме того, указанный период должен быть подсчитан с применением льготного порядка подсчета специального трудового стажа - 1 год работы за 1 год и 3 месяца (с применение льготного исчисления стаж составляет 1 год 2 месяца 21 день). В специальный стаж отдельные периоды засчитаны в календарном исчислении: с 14.10.1978 г. по 06.02.1979 г., с 27.12.1983 г. по 19.04.1984 г. - нахождение в отпуске по беременности и родам (общая календарная продолжительность -7 месяцев 14 дней, льготное исчисление стажа - 11 месяцев 6 дней, неучтенная разница - 3 месяца 22 дня), с 07.02.1979 г. по 10.12.1979 г., с 04.05.1984 г. по 23.02.1985 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком (общая календарная продолжительность - 1 год 7 месяцев 24 дня, льготное исчисление стажа - 2 года 4 месяца 3 дня, неучтенная разница - 8 месяцев 9 дней). Итого: в результате отказа включить в специальный стаж периода работы в ООО «Санаторий Зеленый городок», неприменения льготного порядка подсчета специального стажа неучтенным остался период продолжительностью 2 года 2 месяца 22 дня. Она не согласна с решением комиссии. В судебном заседании истец Зяблова О.В. и ее представитель Волкова Н.В. исковые требования поддержали. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Фомичева Е.А. иск не признала, пояснила, что указанные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж, так как ООО «Санаторий Зеленый городок» не является по организационно-правовой форме учреждением. Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, пользуются медицинские работники, осуществлявшие свою деятельность только в учреждениях здравоохранения. Кроме того, Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, также как и Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, санатории предусмотрены только определенного профиля: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом и психоневрологические. Согласно Уставу ООО «Санаторий Зеленый городок» предметом деятельности общества является, в частности лечение больных с заболеванием желудочно-кишечного тракта, лечение органов кровообращения, в т.ч. ревматических, лечение заболеваний нервной системы, лечение (реабилитация) органов опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, гинекологии, урологии. Льготный характер работы Зябловой О.В. в указанный период не подтверждают и сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно статье 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подсчет страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Зяблова О.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 09.12.1998 г. Кроме того, в период работы с 09.06.1999 г. по 14.12.2008п, который не подлежит включению в специальный стаж, в соответствии со справкой ООО «Санаторий Зеленый городок» от 31.01.2011 г. № 4 имели место следующие периоды: 5 дней в 2004 г. - нахождение в отпуске без сохранения заработной платы; с 29.09.2004 г. по 29.10.2004 г. - обучение на курсах повышения квалификации, продолжительностью 1 месяц 1 день. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Нахождение в отпусках без сохранения заработной платы и обучение на курсах повышения квалификации данным перечнем не предусмотрено. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. 31 января 2011 г. Зяблова О.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, осуществлявшему такого рода деятельность не менее 30 лет. Согласно протоколу № 167 от 05.04.2011 г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан специальный стаж Зябловой О.В. признан равным 27 годам 10 месяцам 23 дням, при требуемом - 30 лет. В специальный стаж не засчитан следующий период: с 26.02.2010 г. по 30.01.2011 г. - работа в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок» п. Ломы Ивановского района Ивановской области (календарная продолжительность - 11 месяцев 5 дней). В специальный стаж отдельные периоды засчитаны в календарном исчислении: с 14.10.1978 г. по 06.02.1979 г., с 27.12.1983 г. по 19.04.1984 г.- нахождение в отпуске по беременности и родам, с 07.02.1979 г. по 10.12.1979 г., с 04.05.1984 г. по 23.02.1985 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком. Конституционный Суд РФ в постановлении № 11-П от 03.06.2004 г., определил, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (абзац 3 п. 3.4 мотивировочной части постановления) Согласно п. 3.3 указанного постановления Конституционного Суда РФ, «форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество -государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании различий». Соответственно, и организационно-правовая форма, выбор которой напрямую связан с формой собственности, также не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании различий при ее осуществлении. Так, ООО «Санаторий Зеленый городок» относится к организациям, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, что подтверждается Уставом организации и лицензией, выданной в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 г. «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», согласно, которому медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Правила допуска к медицинской деятельности одинаковы для всех организаций -любой формы собственности и организационно-правовой формы. Соответственно, стандарты лечения и реабилитации больного также едины. Далее, принимая во внимание Единую номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утв. Приказом Минздрава РФ № от 7 октября 2005 г. N 627 Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения следует отметить, что номенклатура не предусматривает классификации санаториев по профилям. В п. 21 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., также указаны не профильные санатории, а те которые специализируются на лечении определенных заболеваний, (в подтверждении этому достаточно сравнить формулировки, например, п.п. 15, 26 и 21 Списка: так, в п. 21 присутствует формулировка для лечения, а далее следует наименование заболеваний, а в упомянутых п.п. 15, 26 такого рода уточнение отсутствует). При этом, для санаториев не существует законодательного запрета специализироваться на лечении нескольких видов заболеваний, из чего следует, что основным показателем должно являться соответствие видов заболеваний тем, что указаны в п. 21 Списка. Уставом учреждения, лицензией, выданной на право осуществления лечебной деятельности, подтверждается что ООО «Санаторий Зеленый городок» специализируется на лечении больных 1) с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 2) заболеваниями нервной системы (психоневрологические), 3) ревматизма органов кровообращения. ООО «Санаторий «Зеленый городок» расположен в сельской местности, следовательно, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. По пункту 2 спорных периодов: в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ отпуск по беременности и родам нельзя отнести к ежегодным оплачиваемым отпускам, поскольку основанием для его предоставления служило и служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, оформленное выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности, который оплачивается посредством выплаты пособия по государственному социальному страхованию и является документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Так, в спорные периоды, указанные в исковом заявлении, согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию», пособие по беременности и родам женщинам - рабочим и служащим выдавалось за 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов (в случае ненормальных родов или рождения двух и более детей - семьдесят) В соответствии с указанным постановлением, основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности) - пункты 32 и 33 указанного постановления. Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать именно как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, а значит включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе и в льготном исчислении. Что касается отказа засчитать в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в льготном исчислении, то ответчиком не принято во внимание следующее: на тот период, когда истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, распространялось действие Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11 об утверждении разъяснения О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно п. 7 указанного совместного постановления «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности. .. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах». Учитывая, что на момент вступления в силу Закона РФ от 25.09.92 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» и Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. я уже приобрела право на включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком с 14.10.1978 г. по 06.02.1979 г., с 27.12.1983 г. по 19.04.1984 г., с 07.02.1979 г. по 10.12.1979 г., с 04.05.1984 г. по 23.02.1985 г. подсчет данных периодов в календарном исчислении означает придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации. Таким образом, иск подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы на оплату государственной пошлины 200 руб. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Зябловой О.В. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период работы с 26.02.2010 г. по 30.01.2011 г. с учетом льготного порядка подсчета (1 год за 1 год и 3 месяца), периоды с 14.10.1978 г. по 06.02.1979 г., с 27.12.1983 г. по 19.04.1984 г., с 07.02.1979 г. по 10.12.1979 г., с 04.05.1984 г. по 23.02.1985 г. с учетом льготного порядка подсчета (1 год за 1 год и 6 месяцев), назначить Зябловой О.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Зябловой О.В. расходы на государственную пошлину 200 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.Н. Земскова