Дело № 2 - 2003 /11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2011 года г.Иваново Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Козловой Н.А., при секретаре Чикариной Т.В., с участием истца Филиппова А.А., представителя ответчика Курициной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова А.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области об оспаривании решения жилищной комиссии, У С Т А Н О В И Л: Филиппов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области с требованиями: признать незаконным решение жилищной комиссии № 69 от 27 июня 2011 года в части отказа в рассмотрении рапорта о включении его в список очередников аппарата УФСИН России по Ивановской области и обязать включить его в список очередников аппарата УФСИН России по Ивановской области с 30 мая 1997 года. Иск обоснован тем, что Филиппов А.А. по прежнему месту службы в ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Волгоградской области был поставлен на очередь на получение жилья с 30 мая 1997 года. В 2010 году он принят на службу в УФСИН России по Ивановской области. 30 декабря 2010 года его учетное дело запрошено для перевода очереди по новому месту службы. 20 января 2011 года его учетное дело № 7 получено ответчиком. 24 января 2011 года он обратился с рапортом на имя начальника УФСИН России по Ивановской области о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. своего жилья он не имел и проживал на условиях поднайма. 28 января 2011 года жилищная комиссия приняла решение о направлении запроса по его прежнему месту службы для получения выписок из протоколов жилищной комиссии о принятии на учет и снятии с учета. 01 апреля 2011 года указанные выписки получены, однако они не были заверены надлежащим образом. В мае 2011 года он лично представил заверенные печатями выписки. Из них следовало, что 17 января 2011 года он был исключен из списка очередников на получение жилой площади в ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области в связи с переводом учетного дела по новому месту работы. 27 июня 2011 года решением жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области ему отказано в рассмотрении рапорта о включении в список очередников на том основании, что в настоящее время в соответствии с п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Таким образом, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы после 1 марта 2005 года не предусмотрено. Он полагает, что нормы ЖК РФ, ухудшающие его положение, не могут быть применены к нему, т.к. его правоотношения по улучшению жилищных условий возникли ранее введения в действие ЖК РФ. Правомерность его постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 30 мая 1997 года никем не оспорена, он продолжает проходить службу в системе органов ФСИН, до настоящего времени жильем не обеспечен. На основании изложенного, истец просил суд признать решение жилищной комиссии от 27 июня 2011 года в части отказа в рассмотрении его рапорта о включении в список очередников - незаконным и обязать жилищную комиссию включит его в список очередников с 30 мая 1997 года. В судебном заседании Филиппов А.А. иск поддержал, пояснив, что службу он проходит в уголовно-исполнительной системе РФ, а место его прохождения службы в настоящее время - УФСИН России по Ивановской области. В очередь на получение жилья его поставили как сотрудника УИЧ по прежнему месту службы. В 2008 году он был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, продолжая стоять на очереди на получение жилья в Волгоградской области. В 2010 году он приехал в Иваново и 16 сентября 2010 года поступил на службу в УФСИН России по Ивановской области. В декабре 2010 года он обратился в жилищную комиссию, после чего с прежнего места службы было запрошено его учетное дело. На сегодняшний день своего жилья у него нет, он вынужден снимать квартиру, имея при этом временную регистрацию. Решением жилищной комиссии нарушены его права на получение жилья, в том числе по жилищному сертификату. Представитель УФСИН России по Ивановской по доверенности Курицина Е.А. на иск возражала, пояснив, что по ее мнению решение жилищной комиссии законно и обоснованно и основания для удовлетворения иска отсутствуют. Суд, выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что Филиппов А.А. проходит службу в уголовно-исполнительной системе РФ с 21 июля 1996 года, его семья состоит из четырех человек, что подтверждается справкой УФСИН России по Ивановской области от 24 марта 2011 года. В настоящее время местом его службы является УФСИН России по Ивановской области. Ранее он проходил службу в ФБУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области. В соответствии с положениями Закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УФСИН России по Ивановской области и УФСИН России по Волгоградской области, а также иные учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, составляют единую уголовно-исполнительную систему. Из положений Указа Президента РФ № 825 от 28 июня 1999 года и Постановления Правительства РФ № 1095 от 29 сентября 1999 года следует, что приоритетной формой обеспечения жильем сотрудников учреждений и органов УИС является выпуск и погашение жилищных сертификатов. Филиппов А.А. в г. Иваново жилья на праве собственности не имеет. В соответствии с приказом и.о. начальника УФСИН России по Ивановской области № 364лс от 29 апреля 2011 года Филиппову А.А. выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения с 01 февраля 2011 года в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ № 852 от 27 декабря 2004 года. Указанный выше приказ свидетельствует о том, что ответчик фактически признает отсутствие у истца жилья и его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Ранее, по прежнему месту прохождения службы в УФСИН России по Волгоградской области, Филиппов А.А. в соответствии с протоколом № 25 от 30 мая 1997 года был поставлен в очередь на получение жилой площади решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Волгоградской области с 30 мая 1997 года. Учетное дело Филиппова А.А. поступило в УФСИН России по Ивановской области 20 января 2011 года. 24 января 2011 года Филипповым А.А. на имя начальника УФСИН России по Ивановской области подан рапорт о включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. 28 января 2011 года жилищная комиссия УФИСИН России по Ивановской области приняла решение о направлении в ФБУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области запроса о предоставлении выписок из протоколов жилищной комиссии о принятии Филиппова А.А. на учет и нахождении на учете. 01 апреля 2011 года в УФСИН России по Ивановской области поступили выписки из протокола № 25 от 30 мая 1997 года о включении Филиппова А.А. в список очередности и № 25 от 17 января 2011 года об исключении его из списков очередности в связи с переводом учетного дела. 27 июня 2011 года жилищная комиссии УФСИН России по Ивановской области приняла решение об отказе в рассмотрении рапорта Филиппова А.А. со ссылкой на то, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ с 01 марта 2005 года постановка граждан на жилищный учет прекращена. Данное решение суд считает не законным по следующим основаниям. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. В оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25,40 Конституции РФ). Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с 1 марта 2005 года. Действительно, в настоящее время действующим ЖК РФ не предусмотрено осуществление учета нуждающихся в жилом помещении граждан по месту их работы в госучреждениях. Однако, согласно ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям. Предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ. А также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, закрепленные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 года № 17-О и от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции РФ). Из указанных конституционных предписаний следует обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса РФ граждан, прежде всего - социально незащищенных. Реализуя эту конституционную обязанность, законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату и з государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Кроме того, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону общую силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (определение от 18 января 2005 года № 7-О). Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилье граждан, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма до марта 2005 года. Учитывая то, что Филиппов А.А. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФСИН России по Волгоградской области с 30 мая 1997 года, то есть до принятия нового ЖК РФ, то этот закон, как ухудшающий его положение, не может иметь обратной силы, и не может применяться к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Кроме того, сама по себе формулировка оспариваемого решения «об отказе в рассмотрении рапорта Филиппова А.А.» не основана на законе, т.к. в соответствии со своей компетенцией жилищная комиссия принимает решения либо постановке на учет, либо об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилья. С учетом изложенного, а также доводов истца о том, что оспариваемым решением нарушаются его права на получение жилья, в том числе путем получения и погашения жилищного сертификата, с которыми суд согласен, решение жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области суд признает не законным, в связи с чем обязывает жилищную комиссию УФСИН России по Ивановской области поставить Филиппова А.А. в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30 мая 1997 года. При удовлетворении иска, на основании положений ст. 94,98 ГПК РФ. Суд взыскивает с ответчика в пользу истца в возмещение расходов по госпошлине 400 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Филиппова А.А. к УФСИН России по Ивановской области - удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области № 69 от 27 июня 2011 года в части отказа в рассмотрении рапорта Филиппова А.А. о включении в список очередников аппарата УФСИН России по Ивановской области. Обязать жилищную комиссию УФСИН России по Ивановской области поставить Филиппова А.А. в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30 мая 1997 года. Взыскать с УФСИН России по Ивановской области в пользу Филиппова А.А. в возмещение расходов по оплате госпошлины 400 руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2011 года. Председательствующий: подпись