Дело № 2-2029/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н., при секретаре Чихун М.В., с участием истца Морозовой Е.А., представителя ответчика Мухтдиновой Т.В., 24 августа 2011 года рассмотрев в г.Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, установил: Морозова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила признать подлежащими включению в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, следующие периоды: - с 04.04.1978 г. по 24.08.1979 г. - прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в должности санитарного инструктора младших медицинских специалистов медпункта войсковой части 44052 календарной продолжительностью 1 год 4 месяца 21 день; - с 12.05.1993 г. по 24.06.1998 г., с 15.04.2002 г. по 11.05.2002 г. и с 02.04.2007 г. по 27.04.2007 г. - обучение на курсах повышения квалификации календарной продолжительностью соответственно 1 месяц 13 дней, 27 дней и 26 дней соответственно. Признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения. Иск обоснован тем, что 15.03.2011 г. года она обратилась в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 09.06.2011 года решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с «отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ». В решении Комиссии указывалось, что стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составил 29 лет 28 дней при требуемой продолжительности стажа 30 лет. Комиссия не включила в указанный стаж следующие периоды: с 04.04.1978 г. по 24.08.1979 г. - прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в должности санитарного инструктора^ младших медицинских специалистов медпункта войсковой части 44052 календарной продолжительностью 1 год 4 месяца 21 день; с 12.05.1993 г. по 24.06.1998 г., с 15.04.2002 г. по 27.04.2007 г. - обучение на курсах повышения продолжительностью соответственно 1 месяц 13 соответственно. С решением Комиссии в указанной части она не согласна, считает такое решение необоснованным и незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение. В судебном заседании истица Морозова Е.А. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Мухтдинова Т.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. 15.03.2011 года Морозова Е.А. обратилась в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 09.06.2011 года решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Морозовой Е.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В решении Комиссии указано, что стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составил 29 лет 28 дней при требуемой продолжительности стажа 30 лет. Комиссия не включила в указанный стаж следующие периоды: с 04.04.1978 года по 24.08.1979 года - прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в должности санитарного инструктора^ младших медицинских специалистов медпункта войсковой части 44052 календарной продолжительностью 1 год 4 месяца 21 день; с 12.05.1993 г. по 24.06.1998 г., с 15.04.2002 г. по 27.04.2007 г. - обучение на курсах повышения продолжительностью соответственно 1 месяц 13 соответственно. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного законом, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Это означает, что в качестве правового основания для пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших названную деятельность, предусматривается ее характер и длительное выполнение. В стаж такой деятельности могут включаться и периоды иной деятельности, если это предусмотрено законами и (или) нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними. Признание характера указанной деятельности осуществлялось законами и нормативными правовыми актами, действовавшими в те периоды работы граждан, когда ими такая работа выполнялась, что в то же время не лишает законодателя, а также Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, признавать педагогической и иную деятельность, ранее такой не признававшейся. Иное противоречило бы конституционно-правовому смыслу положений части 2 статьи 55 и статьи 19 Конституции Российской Федерации, поскольку поставило бы граждан, выполнявших одну и ту же профессиональную деятельность, в неравное положение в вопросе назначения пенсии в зависимости от временного фактора. До вступления в силу ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовое регулирование отношений по вопросам признания определенного вида профессиональной деятельности, осуществлялось законодательством, действовавшим во время ее осуществления. В силу положений статьи 58 Закона СССР «О государственных пенсиях», принятого Верховным Советом СССР 14.07.1956 г., Совету Министров СССР поручалось определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет. Пунктами 1 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Время работы, указанной в пп. 1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР... засчитывается в стаж работы по специальности независимо от этого условия. Таким образом, действительная военная служба в Вооруженных Силах СССР в должности санитарного инструктора медпункта войсковой части 44052 должна включаться в специальный стаж истца в календарном исчислении продолжительностью 1 год 4 месяца 21 день. Периоды обучения на курсах повышения квалификации не включены ответчиком в специальный стаж истца т.к. согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочном назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Обучение на курсах повышения квалификации данным списком не предусмотрено. Суд, не соглашаясь с мнением ответчика, отмечает следующее. В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение льготной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.06.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. Поэтому периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, и подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. в период повышения квалификации работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации», устанавливающей, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. С этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то есть, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516): в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В п. 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30) Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), говорят о том, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В период нахождения на курсах повышения квалификации, медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов. Правовая позиция о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года. С учетом такой правовой позиции периоды обучения на курсах повышения квалификации с 12.05.1993 г. по 24.06.1998 г., с 15.04.2002 г. по 11.05.2002 г. и с 02.04.2007 г. по 27.04.2007 г. календарной продолжительностью соответственно 1 месяц 13 дней, 27 дней и 26 дней (общей продолжительностью 3 месяца 6 дней) подлежат включению в специальный стаж. С учетом изложенного общая продолжительность специального стажа составила на момент обращения Морозовой Е.А. за назначением пенсии: 29 лет 28 дней (зачтен ответчиком) + 1 год 4 месяца 21 день (пункт 1 заявления) + 3 месяца 6 дней (повышение квалификации) = 30 лет 8 месяцев 25 дней, то есть более 30 лет необходимого стажа. Следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии возникло у истца с момента обращения заявлением. Иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить Морозовой Е.А. в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, периоды работы: с 04.04.1978 г. по 24.08.1979 г. - прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в должности санитарного инструктора младших медицинских специалистов медпункта войсковой части 44052, с 12.05.1993г. по 24.06.1998 г., с 15.04.2002 г. по 11.05.2002 г. и с 02.04.2007 г. по 27.04.2007г. - обучение на курсах повышения квалификации, назначить Морозовой Е.А. пенсию с даты первоначального обращения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.Н. Земскова