2-1882/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2-1882/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием представителя истца Заботлиной Л.В.,

представителя ответчика Шлыковой Н.Е.,

10 августа 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамлевой О.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

установил:

Шамлева О.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в её специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в календарном исчислении период     с 02.08.1985 г. по 05.10.1988 г. - в должности медицинской сестры детского отделения в объединении родильного дома № 2 г. Иваново, в льготном исчислении стажа - год работы как год и шесть месяцев периоды:     с 02.01.1991 г. по 16.06.1991 г.,     с 17.07.1991 г. по 19.12.1996 г.,     с 01.01.1997 г. по 06.08.2000 г. - в должности медицинской сестры 3-го (консервативного) отделения в 8-ой городской больнице г. Иваново, с 25.11.1998 г. - в муниципальном учреждении здравоохранения «Городская больница № 8»,        с 07.08.2000 г. по 21.10.2001 г.,     с 04.12.2001 г. по 13.10.2003 г.,      с 15.10.2003 г. по 25.10.2003 г.,     с 30.10.2003 г. по 22.10.2006 г.,     с 23.11.2006 г. по 28.07.2010 г. - в должности медицинской сестры гинекологического отделения в МУЗ «Городская больница № 8» г. Иваново, с 03.12.2002 г. - МУЗ «Городская клиническая больница № 8»,     с 22.10.2001 г. по 03.12.2001 г.,     с 23.10.2006 г. по 22.11.2006 г. - обучение на курсах повышения квалификации, назначить ей пенсию с момента первоначального обращения с учетом включенных в специальный стаж периодов.

Иск обоснован тем, что решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий управления ПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области № 7126 т 28.10.2010 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Оспариваемое решение было принято по результатам рассмотрения представленных ею документов на заседании комиссии управления ПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (Протокол № 793 от 28.10.2010 г.). Основанием для отказа в назначении пенсии явилось отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, её стаж работы, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составил 21 года 5 месяцев 6 дней при требуемом стаже 30 лет. При этом, комиссия не включила в ее стаж периоды: с 02.08.1985 г. по 05.10.1988 г. - в должности медицинской сестры детского отделения в объединении родильного дома № 2 г. Иваново и с 22.10.2001 года по 03.12.2001 года, с 23.10.2006 года по 22.11.2006 года - обучение на курсах повышения квалификации и исчислила её стаж в календарном, а не в льготном исчислении, дающим право на досрочное назначение пенсии.

В судебном заседании представитель истца Заботлина Л.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий управления ПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области № 7126 от 28.10.2010 года Шамлевой О.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

Решение принято на заседании комиссии управления ПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (Протокол № 793 от 28.10.2010 г.).

Основанием для отказа в назначении пенсии явилось отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, стаж работы Шамлевой О.А. связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составил 21 год 5 месяцев 6 дней при требуемом стаже 30 лет.

Комиссия не включила в специальный стаж истицы стаж периоды: с 02.08.1985 г. по 05.10.1988 г. - в должности медицинской сестры детского отделения в объединении родильного дома № 2 г. Иваново, с 23.10.2006 г. по 22.11.2006 г. - обучение на курсах повышения квалификации и исчислила стаж истицы в календарном, а не в льготном исчислении, дающем право на досрочное назначение пенсии.

При исчислении специального стажа, комиссией в календарном исчислении были включены следующие периоды работ: с 02.01.1991 г. по 16.06.1991 г.,     с 17.07.1991 г. по 19.12.1996 г.,     с 01.01.1997 г. по 06.08.2000 г. - в должности медицинской сестры 3-го (консервативного) отделения в 8-ой городской больнице г. Иваново, с 25.11.1998 г. - в муниципальном учреждении здравоохранения «Городская больница № 8»,     с 07.08.2000 г. по 21.10.2001 г., с 04.12.2001 г. по 13.10.2003 г., с 15.10.2003 г. по 25.10.2003 г., с 30.10.2003 г. по 22.10.2006 г., с 23.11.2006 г. по 28.07.2010 г. - в должности медицинской сестры гинекологического отделения в МУЗ «Городская больница № 8» г. Иваново, с 03.12.2002 г. - МУЗ «Городская клиническая больница № 8».

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в город независимо от их возраста.

Согласно пунктам 3 и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, а также в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет).

Объединения названным списком не предусмотрены.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут также применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г.

К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 г. до дня вступления в силу 12.11.2002 г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Правом на досрочное назначение пенсии по старости согласно списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактический и санитарно-эпидемиологический учреждений всех форм собственности.

Из объединений номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.1.1999 г. №395, предусмотрено только республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, период работы истицы с 02.08.1985 г. по 05.10.1988 г. - в должности медицинской сестры детского отделения в объединении родильного дома № 2 г. Иваново подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке.

Согласно подпункту 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. При этом, списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается данный вид пенсий, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, устанавливались правительством РФ.

Согласно п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, принятого в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», сохраняются за другими работниками учреждений здравоохранения условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Как следует из определения Конституционного суда РФ от 05.11.2002 г., пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой и иной деятельностью, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством, и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.

В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшем в спорный период времени, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и 6 месяцев ( в ред. Постановления Правительства РФ №701 от 23.07.1993 г.).

Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 утратило силу с 01.11.1999 года в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Положение подпункта б пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусматривает льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ (один год работы за один год и шесть месяцев) лицам, работавшим в должностях среднего медицинского персонала, указанных в перечне, содержащемся в приложении к Правилам, в отделениях хирургического профиля стационаров. Консервативное отделение не указано в числе отделений хирургического профиля стационаров, работа в качестве медицинской сестры не дает права на льготное исчисление стажа. Указанным перечнем предусмотрены только операционные медицинские сестры, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров, а также медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться и нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования. К таким нормативным правовым актам относились: постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 г. до дня вступления в силу 12.11.2002 г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 льготное исчисление специального стажа предусматривалось среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывался за один год и шесть месяцев. Консервативное отделение согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» не относится к хирургическим.

Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, предусматривают порядок подсчета стажа в льготном исчислении, аналогичный порядку, предусмотренному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Один год работы за один год и шесть месяцев засчитывается только операционным медицинским сестрам, работающим в отделениях хирургического профиля стационаров, к которым консервативные отделения не относятся.

Приказом Ивановского городского отдела здравоохранения от 25.11.1998 г. № 204, 8 городская больница была переименована в МУЗ «Городская больница № 8». Приказом Управления здравоохранения г. Иваново № 182 от 03.12.2002 г. МУЗ «Городская больница № 8» присвоен статус «клиническая».

Приказом по городской клинической больнице № 8 от 07.08.2000 г. № 75 «О переименовании отделений стационара», 3-е отделение (консервативное) переименовано в гинекологическое. За время работы трудовая функция истицы не менялась, она работала медицинской сестрой в отделении хирургического профиля, в её должностные обязанности входило ассистирование при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в стационарных условиях, подготовка пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям.

Таким образом, на основании Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 в льготном исчислении Шамлевой О.А. надлежит включить в специальный стаж только период работы по 31.10.1999 года, поскольку она работала в качестве медсестры палатной отделения хирургического профиля стационара.

При этом суд отмечает существенные различия между должностными обязанностями медсестры палатной гинекологического отделения и медсестры операционного блока         ( л.д. 32, 40).

Кроме того, Комиссия необоснованно не включила в специальный стаж истицы период нахождения на курсах повышения квалификации с 22.10.2001 года по 03.12.2001 года, с 23.10.2006 года по 22.11.2006 года.

Необходимость прохождения медицинскими специалистами повышения квалификации установлено ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, Постановлением правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г. установлено требование о повышении не реже 1 раза в 5 лет квалификации медицинских работников.

Согласно ст. 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата.

В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истицей сохранялось постоянное место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд, т.е. в полном объеме выполнялось условие, предусмотренное правилами исчисления периодов работы, дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

В силу п.4 Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянной в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В пункте 9 Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости. Периоды повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входят.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении, поскольку имели место после 31.0.1999 года.

Поскольку с учетом частичного удовлетворения иска о включении периодов работы в специальный стаж у истицы отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ на дату первоначального обращения, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии с момента первоначального обращения. Однако, поскольку истица продолжает работать по настоящее время, на дату рассмотрения дела у нее возникло права на досрочное назначение пенсии, поэтому суд обязывает ответчика назначить истцу пенсию с момента возникновения права.

На основании ст. 100 ГПК РФ - расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, учитывая незначительную сложность дела и количество ( 2) судебных заседаний - 4000 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить Шамлевой О.А. в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения:

в календарном исчислении период     с 02.08.1985 г. по 05.10.1988 г. - в должности медицинской сестры детского отделения в объединении родильного дома № 2 г. Иваново,

в льготном исчислении стажа - год работы как год и шесть месяцев периоды: с 02.01.1991 г. по 16.06.1991 г., с 17.07.1991 г. по 19.12.1996 г., с 01.01.1997 г. по 31.10.1999 г. - в должности медицинской сестры 3-го (консервативного) отделения в 8-ой городской больнице г. Иваново, с 25.11.1998 г. - в муниципальном учреждении здравоохранения «Городская больница № 8»,        

в календарном исчислении период с 22.10.2001 г. по 03.12.2001 г.,     с 23.10.2006 г. по 22.11.2006 г. - обучение на курсах повышения квалификации,

назначить Шамлевой О.А. пенсию с учетом включенных в специальный стаж периодов с момента возникновения права.

В удовлетворении остальных требований отказать.

        Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Шамлевой О.А. расходы на оплату государственной пошлины 200 руб., расходы на оплату услуг представителя 4000 руб., всего 4200 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                         Е.Н. Земскова