Дело № 2-1841/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н., при секретаре Широковой Ю.И., с участием истца Кашиной Т.Ю., представителя ответчика Шлыковой Н.Е., 01 августа 2011 года рассмотрев в г.Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашиной Т.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, установил: Кашина Т.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 12.01.1996 г. по 05.05.1999 г. - работа в должности учителя в школе-лицее № 22 г. Иванова, с 22.04.1996 г. - в муниципальном учреждении школе-лицее № 22 среднего (полного) общего образования г. Иваново, назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней. Иск обоснован тем, что 14 марта 2011 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного возраста, установленного Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях» как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность. Решением № 8/ 52 от 26.05.2011 г. комиссией по пенсионным вопросам отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсии управления ПФ РФ в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В исчисление специального стажа на соответствующих видах работ не были включены следующие периоды: с 12.01.1996 г. по 05.05.1999 г. - работа в должности учителя в школе - лицее № 22 среднего (полного) общего образования г.Иваново, продолжительностью З года 3 месяца 24 дня. Считает решение неправомерным. Отказывая зачесть в стаж педагогической деятельности спорный период работы, ответчик сослался на то, что в стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет работникам образования согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09. 1991 г. № 463 засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, которым школы-лицеи не предусматривались. С таким выводом Управления Пенсионного Фонда она не согласна, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, предусмотрено, что работа в указанной должности в школе - лицее, а также в муниципальном учреждении среднего (полного) общего образования засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истец Кашина Т.Ю. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала, пояснила, что Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке. Раздел «Наименование учреждений» Списка содержит перечень образовательных учреждений по их типу с перечислением видов наименований. Подпунктом 1.1. предусмотрены общеобразовательные учреждения, к числу которых относятся школы всех наименований. Из представленных для назначения пенсии документов следует, что школа-лицей № 22 является средним общеобразовательным учебным заведением, а не учреждением, как это предусмотрено Списком. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г. К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999, и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других детских учреждениях, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 г. до дня вступления в силу 12.11.2002 г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, наименование учреждения «школа-лицей» не предусматривалось. Кроме того, в оспариваемый период работы истице предоставлялся отпуск без, сохранения заработной платы с 21.06.1996 г. по 27.07.1996 г., который также не может быть включен в исчисление специального стажа. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. Кашина Т.Ю. 24.03.2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе (далее - Управление) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Кашиной Т.Ю. отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Специальный стаж работы составил 22 года 4 месяца 20 дней, при требуемом стаже 25 лет. Согласно записям в трудовой книжке Кашина Т.Ю. работала с 12.01.1996 г. по 05.05.1999 г. - в должности учителя в школе-лицее №22 г.Иваново, с 22.04.1996 г. - в муниципальном учреждении школе-лицее № 22 среднего (полного) общего образования г.Иваново. В вышеуказанный период истица выполняла полную педагогическую нагрузку в должности учителя, что подтверждается справкой работодателя. Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, поименованы учителя и школы всех наименований. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретны обстоятельств каждого дела установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемой им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал». Таким образом, указанный спорный период подлежит включению в специальный стаж истицы за исключением периода административного отпуска без сохранения заработной платы с 21.06.1996 г. по 27.07.1996 г. Поскольку с учетом зачтенного периода у истицы на момент первоначального обращения имеется необходимый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, то суд обязывает ответчика назначить истице пенсию с указанного момента. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить Кашиной Т.Ю. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 ФЗ 173- ФЗ от 17.12.2001 г. период с 12.01.1996 г. по 05.05.1999 г. - в должности учителя в школе-лицее №22 г.Иваново, с 22.04.1996 г. - в муниципальном учреждении школе-лицее № 22 среднего (полного) общего образования г.Иваново за исключением периода административного отпуска без сохранения заработной платы с 21.06.1996 г. по 27.07.1996 г., назначить Кашиной Т.Ю. пенсию со дня первоначального обращения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.Н. Земскова