Дело № 2-1881/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н., при секретаре Чихун М.В., с участием представителя истца Заботлиной Л.В., представителя ответчика Фомичевой Е.А., 04 августа 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкаревой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, установил: Бочкарева Л.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила включить в её специальный трудовой стаж периоды: с 01.09.1992 г. по 25.10.1997 г. - работа в должности учителя в средней школе-лицее № 6 г. Иваново, с 19.03.1996 г. - в муниципальном учреждении школе-лицее № 6; с 26.10.1997 г. по 31.08.1998 г. - работа в должности социального педагога в школе - гимназии № 36 г. Иваново с выполнением дополнительной педагогической нагрузки, с 01.09.1998 г. по 29.10.1998 г. - заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школе - гимназии № 36 г. Иваново, 14.05.2002 г., с 06.12.2002 г. по 07.12.2002 года, 16.03.2004 г., 15.02.2005 г., с 17.10.2005 г. по 21.10.2005 г., с 14.11.2005 г. по 18.11.2005 г., с 13.03.2006 г. по 17.03.2006 г., 16.04.2009 г., 19.05.2009 г. - курсы повышения квалификации, обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию. Иск обоснован тем, что 09 февраля 2011 г. она обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, предусмотренной п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-Ф3. Решением № 17 от 08.04.2010 г. (протокол № 182 от 08.04.2010 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии её специальный стаж составляет 18 лет 9 мес. 1 день при требуемом стаже 25 лет. При этом в ее специальный стаж не включены периоды: с 01.09.1992 г. по 25.10.1997 г. - работа в должности учителя в средней школе-лицее № 6 г. Иваново, с 19.03.1996 г. - в муниципальном учреждении школе-лицее № 6 (5 лет 1 мес. 25 дней); с 26.10.1997 г. по 29.10.1998 г. - работа в должности социального педагога, с 01.09.1998 г. - заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школе - гимназии № 36 г. Иваново (1 год 4 дня), отказ мотивирован тем, что Списком профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, школы-лицеи и школы-гимназии, а также должность социального педагога не предусмотрены. С решением она не согласна. В судебном заседании представитель истца адвокат Заботлина Л.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Фомичева Е.А. иск не признала, пояснила, что условия и порядок предоставления пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 указанного закона сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке. Работа в школе-лицее и школе-гимназии может быть включена в специальный стаж по действующему законодательству с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.04.2005 г. № 278, которым установлено тождество наименования «школа-лицей», «школа-гимназия» наименованию «лицей», «гимназия», предусмотренному списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, однако, в этом случае не могли бы быть включены в исчисление специального стажа периоды работы: с 10.02.1986 г. по 31.08.1988 г. - в восьмилетней средней школе № 34 г.Иваново, с 31.08.1988 г. по 30.11.1988 г. - в средней школе № 29 г.Иваново, с 01.12.1988 г. по 31.08.1992 г. - в средней школе № 6 г.Иваново, так как представленные документы не содержат сведений о том, являлись ли учреждения общеобразовательными. Согласно пункту 11 указанных Правил работа в должности социального педагога засчитывается в специальный стаж только в том случае, если она протекала в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка. Лицеи и гимназии предусмотрены пунктом 1.1 «Общеобразовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» списка, который не указан в пункте 11 Правил. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г. К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999, и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах v других детских учреждениях, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 до вступления в силу 12.11.2002 постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 должность социального педагога, а также школы-гимназии и школы-лицеи не предусматривались. Педагогическая нагрузка не может быть принята во внимание, так как протекала без занятия штатной должности, что не предусмотрено Правилами. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 04.12.1981 г. №1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» под совмещением профессий (должностей) понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы на одном и том же предприятии, в учреждении, организации в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня. Оформление трудового договора в данном случае не требуется, так как работа протекает без занятия штатной должности. Работа с занятием штатной должности должна протекать на условиях трудового договора в свободное от основной работы время и считается работой по совместительству. Работа в должностях, предусмотренных Списком, без занятия штатной должности при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), включалась в специальный стаж в соответствии с абзацем 1 пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067, которое вступило в силу с 01.09.2000 г. Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 названные Правила могли применяться при исчислении выслуги и за периоды работы до 01.11.1999 г. Норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, в оспариваемый период работы истицей не выполнялась. Периоды обучения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в исчисление специального стажа. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Обучение на курсах повышения квалификации перечнем не предусмотрены. Данные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В эти периоды сохраняются только трудовые отношения, при этом педагогическая деятельность не осуществляется. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. 09 февраля 2011 г. Бочкарева Л.Н. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью з государственных и муниципальных учреждениях для детей, предусмотренной п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-Ф3. Решением № 17 от 08.04.2010 г. (протокол № 182 от 08.04.2010 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Бочкаревой Л.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии специальный стаж Бочкаревой Л.Н. составляет 18 лет 9 мес. 1 день при требуемом стаже 25 лет. При этом в специальный стаж Бочкаревой Л.Н. включены периоды: с 01.09.1992 г. по 25.10.1997 г. - работа в должности учителя в средней школе-лицее № 6 г. Иваново, с 19.03.1996 г. - в муниципальном учреждении школе-лицее № 6 (5 лет 1 мес. 25 дней); с 26.10.1997 г. по 29.10.1998 г. - работа в должности социального педагога, с 01.09.1998 г. - заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школе - гимназии № 36 г. Иваново (1 год 4 дня), курсы повышения квалификации с 14.05.2002 г., с 06.12.2002 г. по 07.12.2002 года, 16.03.2004 г., 15.02.2005 г., с 17.10.2005 г. по 21.10.2005 г., с 14.11.2005 г. по 18.11.2005 г., с 13.03.2006 г. по 17.03.2006 г., 16.04.2009 г., 19.05.2009 г. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного Законом лицам, не менее 25-ти лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального Закона (в редакции ФЗ от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ) списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В том случае, если занимаемая должность или учреждение, в котором протекала трудовая деятельность, не перечислены в Списках от 29.10.2002 года № 781, следует применять Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов ГД, а также ГС Республики Соха, Думы Чукотского АО и жалобами ряда граждан» (так же следует иметь ввиду основополагающие Определения Конституционного суда РФ от 5.11.2002 года № 320-О по делу С.Ю.И., от 6.03.2003 года № 107-О по делу Т.В.А.) и п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с которыми при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, право на льготных условиях имеют лица, работающие в должности «учитель», в учреждениях «школы всех типов и наименований, лицеи, гимназии» Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" установлено, что правила, утвержденные настоящим постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г. В соответствии со Списком, право на пенсию на льготных условиях имеют лица, работающие в должности «учитель», в общеобразовательных учреждениях: «основные общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии». В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П указывается: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)». Кроме того, в период работы с 25.10.1997 г. по 31.08.1998 г. в должности социального педагога в школе - гимназии № 36 г. Иваново, истица имела педагогическую нагрузку: с 10.11.1997 г. по 31.08.1998 г. - 9 часов в неделю внеклассной работы в должности организатора воспитательной работы (приказ по учреждению № 21-о от 13.11.1997 г. с 09.02.1998 г. по 31.08.1998 г. - 5 часов в неделю нагрузка учителя истории в 11-классе (приказ по учреждению № 20-О от 09.02.1998 г.) а также на замещение уроков в должности учителя истории октябрь 1997 г. - 5 часов в месяц, ноябрь 1997 г. - 6 часов в месяц, декабрь 199 7 г. - 19 часов в месяц, январь 1998 г. - 20 часов в месяц, февраль 1998 г. - 12 часов в месяц, март 1998 г. - 10 часов в месяц, апрель 1998 г. - 6 часов в месяц, май 1998 г. - 6 часов в месяц. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.06.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. Поэтому периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ. Иск подлежит удовлетворению. На основании ст. ст. 98, 100 ГПК РФ суд взыскивает с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Бочкаревой Л.Н. расходы на государственную пошлину 200 руб., расходы на оплату услуг представителя 4500 руб., всего 4700 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Бочкаревой Л.Н. периоды: с 01.09.1992 г. по 25.10.1997 г. - работа в должности учителя в средней школе-лицее № 6 г. Иваново, с 19.03.1996 г. - в муниципальном учреждении школе-лицее № 6; с 26.10.1997 г. по 31.08.1998 г. - работа в должности социального педагога в школе - гимназии № 36 г. Иваново с выполнением дополнительной педагогической нагрузки, с 01.09.1998 г. по 29.10.1998 г. - заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школе - гимназии № 36 г. Иваново, 14.05.2002 г., с 06.12.2002 г. по 07.12.2002 года, 16.03.2004 г., 15.02.2005 г., с 17.10.2005 г. по 21.10.2005 г., с 14.11.2005 г. по 18.11.2005 г., с 13.03.2006 г. по 17.03.2006 г., 16.04.2009 г., 19.05.2009 г. - курсы повышения квалификации, обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Бочкаревой Л.Н. расходы на государственную пошлину 200 руб., расходы на оплату услуг представителя 4500 руб., всего 4700 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.Н. Земскова