Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н., при секретаре Чихун М.В., с участием представителя истца Заботлиной Л.В., представителя ответчика Фомичевой Е.А., 04 августа 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Васильевой Р.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе <адрес> о защите пенсионного права, установил: Васильева Р.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в её специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с 28.04.1994 г. по 27.05.1996 г. - в должности медицинской сестры в стоматологическом кабинете объединения 2-ой городской клинической больниц г. Иваново, с 06.10.1992 г. по 09.01.1994 г. - нахождение в отпуске по уходу ребенком 09.01.1991 года рождения, с 19.03.2001 г. по 17.04.2001 г., с 23.01.2006 г. по 17.02.2006 г. - обучение на курсах повышения квалификации, назначить ей трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения. Иск обоснован тем, что 14.02.2011 года она обратилась с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Решением № 8/31 от 01.04.2011 года (протокол № 158 от 01.04.2011 года) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, ее стаж составил 26 лет 6 мес. 7 дней, при требуемом стаже 30 лет. В исчисление стажа, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья не включены следующие периоды работы: с 28.04.1994 г. по 27.05.1996 г. - в должности медицинской сестры в стоматологическом кабинете объединения 2-ой городской клинической больницы г. Иваново, с 19.03.2001 г. по 17.04.2001 г., с 23.01.2006 г. по 17.02.2006 г. - обучение на курсах повышения квалификации, с 06.10.1992 г. по 09.01.1994 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком 09.01.1991 года рождения. С решением комиссии она не согласна. В судебном заседании представитель истца Заботлина Л.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Фомичева Е.А. иск не признала, пояснила, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах. независимо от их возраста. Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Согласно пунктам 3 и 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитывается работа в должностях и учреждениях, указанных в списке, а также в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций, указанных в перечне. Не подлежит включению в специальный стаж период с 28.04.1994 по 27.05.1996 г. - в должности медицинской сестры в стоматологическом кабинете объединения 2-ой городской клинической больницы г.Иваново, поскольку учреждение объединения названным Списком не предусмотрены. Также не предусмотрено Объединения больниц и ранее действовавшим законодательством, а именно Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. № 464. Периоды обучения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в исчисление стажа работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Не подтверждают льготный характер работы истицы и сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Отпуск по уходу за ребенком после 06.10.1992 г. не может быть включен в исчислении специального стажа по следующим основаниям. В специальный трудовой стаж до 06.10.1992 г., т.е. до дня вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, согласно п.21 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст.102, 78,78.1 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29 и применяемого в части не противоречащей Закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, может быть включен отпуск по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. 14.02.2011 года Васильева Р.Е. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Решением № 8/31 от 01.04.2011 года (протокол № 158 от 01.04.2011 года) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Васильевой Р.Е. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, стаж Васильевой Р.Е. составил 26 лет 6 мес. 7 дней, при требуемом стаже 30 лет. В исчисление стажа, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья не включены следующие периоды работы: с 28.04.1994 г. по 27.05.1996 г. - в должности медицинской сестры в стоматологическом кабинете объединения 2-ой городской клинической больницы г. Иваново, с 19.03.2001 г. по 17.04.2001 г.; с 23.01.2006 г. по 17.02.2006 г. - обучение на курсах повышения квалификации, с 06.10.1992 г. по 09.01.1994 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком 09.01.1991 года рождения. В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение льготной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В том случае, если занимаемая должность или учреждение, в котором протекала трудовая деятельность, не перечислены в Списках от 29.10.2002 года № 781, следует применять Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов ГД, а также ГС Республики Соха, Думы Чукотского АО и жалобами ряда граждан» (так же следует иметь ввиду основополагающие Определения Конституционного суда РФ от 5.11.2002 года № 320-О по делу С.Ю.И., от 6.03.2003 года № 107-О по делу Т.В.А.) и п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с которыми при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. В соответствии постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г, N° 464, правом на досрочное назначение пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П указывается: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)». Таким образом, указание в наименовании лечебного учреждения, на то, что больница является объединением, не должно умалять права на льготное пенсионное обеспечение. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ N 516 от 11.06.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ. Таким образом, периоды обучения на курсах повышения квалификации должны быть включены в ее специальный стаж. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. С принятием Закона Российской Федерации N3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, исходя из смысла приведённых выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребёнком начался 16.03.1991 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учётом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфер пенсионного обеспечения,, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период 06.10.1992 г. по 09.01.1994 г. подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Васильевой Р.Е., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с 28.04.1994 г. по 27.05.1996 г. - в должности медицинской сестры в стоматологическом кабинете объединения 2-ой городской клинической больниц г. Иваново, с 06.10.1992 г. по 09.01.1994 г. - нахождение в отпуске по уходу ребенком 09.01.1991 года рождения, с 19.03.2001 г. по 17.04.2001 г., с 23.01.2006 г. по 17.02.2006 г. - обучение на курсах повышения квалификации, назначить Васильевой Р.Е. трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.Н. Земскова