Дело № 2-1905/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2011 года г.Иваново Ивановской области
Фрунзенский районный суд г.Иваново
в составе: председательствующего судьи Козловой Н.А.
при секретаре Чикариной Т.В.
с участием представителя истца Мамина И.А.,
представителя третьего лица – Правительства Ивановской области, по доверенности Чеберяк Н.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Макаровой Т.В. к Департаменту Финансов Ивановской области о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Макарова ТВ. обратилась с иском к Департаменту Финансов Ивановской области о взыскании убытков и просила суд взыскать с Департамента Финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в ее пользу убытки по провозной плате, не полученной от перевозки льготной категории потребителей в размере 86 659 рублей и расходы по оплате госпошлины в размере 2 800 руб.
Иск мотивирован тем, что истица в период с сентября 2007 года по сентябрь 2010 года в соответствии с договорами, заключенными с комитетом Ивановской области по транспорту и связи, осуществляла пассажирские перевозки, в том числе льготных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством. Однако, в нарушение п.5 ст.790 ГК РФ, расходы, понесенные ею в связи с исполнением указанных договоров, возмещены ей не в полном объеме, из расчета 7 рублей за поездку, тогда как с 20 августа 2007 года стоимость проезда составляла 8 рублей, а с 1 июня 2008 года – 10 рублей (л.д.4-7).
Представитель ответчика Департамента финансов Ивановской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В материалах дела имеются письменные возражения представителя Департамента финансов Ивановской области Х.К.М. действующего на основании доверенности, в котором содержится просьба рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика. Из представленного отзыва следует возражение ответчика относительно заявленного требования. Ответчик полагает, что истицей пропущен срок исковой давности за период с сентября 2007 года по июнь 2008 года, а также ею не доказан размер взыскиваемых убытков, не отсутствуют сведения о фактических затратах истца на перевозку одного пассажира, на основании изложенного в отзыве ответчик полагает, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Кроме того исковое заявление Макаровой Т.В. подведомственно рассмотрению в арбитражном суде (л.л.д. 110-113).
Представитель третьего лица Комитета Ивановской области по транспорту, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется письменный отзыв представителя третьего лица Д.М.А., действующего на основании доверенности, с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета Ивановской области по транспорту. В отзыве на иск содержится просьба об отказе в удовлетворении иска. Возражения третьего лица основаны на том, что у истца отсутствуют фактические расчеты доказательства факта получения убытков, доказательства уведомления органов власти об установлении тарифа, согласно которого осуществлялась перевозка пассажиров, а также пропущен срок исковой давности по требованию о возмещении убытков за 2007 год полностью и за апрель 2008 года включительно (л.л.д. 123-126).
В судебном заседании представитель истца Мамин И.А. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным основаниям. В дополнение к заявленным требованиям просил взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 19 000 рублей.
Представитель третьего лица Правительства Ивановской области по доверенности Чеберяк Н.Л. исковые требования не признала, поддержала позицию ответчика Департамента финансов Ивановской области.
Суд, заслушав представителя истца, представителя третьего лица Правительства Ивановской области, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии со ст.26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Губернатора Ивановской области от 29 декабря 2005 №165-уг «О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области» в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, с 1 января 2006 введен единый льготный проездной билет (далее – ЕЛПБ) на проезд во всех видах пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, а также утверждены перечни категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (областной и федеральный регистры) и Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области.
Согласно указанному Порядку организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области на комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по организации заключения договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан, сбору, анализу, проверки и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета (талона).
В соответствии с п.9 Порядка организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области Департамент финансов Ивановской области перечисляет Комитету Ивановской области по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31 января 2007 №11-п утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку.
Согласно п.1.1 постановления Правительства Ивановской области от 25 мая 2007 года №128-п «О внесении изменений в Положение и региональной службе по тарифам Ивановской области» полномочия по государственному регулированию тарифов и надбавок за услуги транспортных и торговых организаций предоставлены региональной службе по тарифам Ивановской области.
В постановлении Региональной службы по тарифам Ивановской области от 14 августа 2008 года N91-п "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (муниципальном), пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области" с 20 августа 2007 года установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении - 8 рублей за одну поездку.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30 мая 2008 года N142-5 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (муниципальном), пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области" с 1 июня 2008 года установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении в автобусах типа ГАЗЕЛЬ – 10 рублей.
Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 №87-УГ введен новый порядок льготного проезда граждан на пассажирском транспорте с использованием социальной карты жителя Ивановской области.
Судом бесспорно установлено, что во исполнение утвержденного Указом Губернатора Ивановской области Порядка организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области между Комитетом Ивановской области по транспорту и связи и ИП Макаровой Т.В. были заключены договоры об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта № ЛП07-02-1/302 от 12.07.2007года (л.д.22), № ЛП 08-02-1/112 от 23.01.2008 года, действовавший в редакции дополнительного соглашения №1 от 21.04.2008 года (л.л.д.23, 24), № ЛП 09-02-1/140 от 29.01.2009 года, действовавший в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2009 года (л.л.д.25, 26), № ЛП 10-02-1/019 от 01.01.2010 года, действовавший в редакции дополнительного соглашения от 07.07.2010 года, от 01.10.2010 года (л.л.д.27, 28, 29).
Предметом договоров является оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 года №165-уг, на маршрутах Ивановской области по единым льготным проездным билетам и возмещение связанных с этим затрат перевозчику.
В соответствии с п.2.1.1. и 2.2.2. указанных договоров перевозчик обязуется осуществлять перевозку граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, на маршрутах Ивановской области по ЕЛПБ установленного образца, с условием возмещения затрат не превышающих максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, установленный Правительством Ивановской области.
В соответствии с п. 2.1.4 договоров перевозчик обязан в письменной форме уведомлять заказчика об изменении тарифа на перевозку пассажиров не менее чем за 30 дней до введения изменений тарифа с приложением обоснования повышения тарифа. Заказчик, в свою очередь, обязуется осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета. При этом оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется по действующему тарифу, но не выше предельно максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.
ИП Макарова Т.В., во исполнение заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту и связи договоров, в период с 12 июля 2007 года по сентябрь 2010 года оказывала услуги по перевозке льготных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки. За указанный период истцом было перевезено 35 807 граждан, имеющих право на льготы по перевозку. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела отчетами перевозчика о количестве поездок, совершенных льготополучателями, а также не оспаривается ответчиком и третьими лицами.
Вместе с тем расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены не в полном объеме. Данное обстоятельство ответчиком также не оспаривалось.
19 августа 2007 года ИП Макарова Т.В. издала приказ об установлении с 20 августа 2007 года тарифа на перевозку по маршруту № 31 в размере 8 руб., направив копию приказа в комитет Ивановской области по транспорту и связи для сведения. (л.д.92)
01 июня 2008 года ИП Макарова издала приказ об установлении с 01 июня 2008 года тарифа на перевозку по маршруту № 31 в размере 10 руб., направив копию приказа в комитет Ивановской области по транспорту и связи для сведения. (л.д.91).
В соответствии со свидетельством серия 37 № 001486302 зарегистрировано прекращение Макаровой Т.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 15 октября 2010 года (л.д.9).
2 ноября 2010 года Приказом по Управлению государственного автодорожного надзора по Ивановской области №765/лиц в Реестр лицензий внесены сведения о досрочном прекращении действия лицензии рег.№АСС-37 409968, владелец Макарова Т.В., с 29.10.2010г. (л.д.20).
Установленное судом обстоятельство прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя свидетельствует о правомерности предъявления истцом требования в защиту нарушенного права в суд общей юрисдикции. Данная позиция суда основана на применении разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». С учетом изложенного, судом отклоняется довод ответчика о неподведомственности рассматриваемого спора суду общей юрисдикции, изложенный в письменном отзыве.
В силу п.5 ст.790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Так как к расходным обязательствам Ивановской области законодательством отнесено финансирование соответствующих льгот, истец правомерно предъявил иск к Департаменту финансов Ивановской области.
При данных обстоятельствах суд полагает, что убытки у ИП Макаровой Т.В. возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных Указом Губернатора льгот по оплате транспортных услуг.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Согласно п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Неисполнение Ивановской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ИП Макаровой Т.В. в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у неё убытков и, как следствие, неосновательное сбережение субъектом федерации средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению ей в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
На ИП Макарову Т.В., как на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не может быть возложено бремя расходов по реализации Указов Губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан.
Ненадлежащее исполнение ответчиком указанных выше обязанностей нарушает права истца.
Из иска следует, что требования ИП Макаровой Т.В. направлены на возмещение выпадающих доходов как убытков, вследствие неправомерных действий государственных органов, что предусмотрено ст.1069 ГК РФ.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Противоправность поведения ответчика в данном случае заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией Указов Губернатора Ивановской области.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ИП Макаровой Т.В. в результате реализации законно установленных льгот, повлекло возникновение убытков.
С учетом изложенного, суд находит правомерным требование истца к Департаменту финансов Ивановской области о возмещении убытков.
Определяя размер подлежащих взысканию в пользу истца убытков, суд отклоняет заявленные ответчиком и третьими лицами доводы о недоказанности размера подлежащих взысканию убытков. Истицей представлен расчет убытков с обоснованием размера недоплаченных ей сумм (л.л.д. 132-133). Со стороны ответчика не представлено иного расчета, а также не представлено возражений по существу представленного истицей расчета. Суд находит представленный отчет соответствующим изложенным правовым нормам и договорным условиям.
Ответчиком и третьими лицами заявлено о применении срока исковой давности по требованиям о возмещении убытков за период с сентября 2007 года по июнь 2008 года.
В силу ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст.199 ГПК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно п.2.2.2 договоров об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта заказчик обязуется осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки.
Согласно ст.242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Таким образом, денежные средства на компенсацию расходов на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан могли поступить из областного бюджета в любой период в течение финансового года. Следовательно, о нарушении своего права на возмещение затрат на предоставление льгот в сентябре, октябре, ноябре и декабре 2007 года истица могла узнать лишь по окончании финансового года, то есть 1 января 2008 года. Из этого следует, что срок исковой давности по требованиям Макаровой Т.В. следует исчислять с 1 января 2008 года.
Следовательно, истицей частично был пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании с публично-правового образования – Ивановской области причиненных убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей за 2007 год.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Макаровой Т.В. пропущен срок исковой давности по требованиям о возмещении убытков за сентябрь-декабрь 2007 года. Согласно представленного расчета убытки истицы за указанный период составили 5544 руб.
Таким образом, суд частично удовлетворяет требование истицы о взыскании в её пользу в возмещение убытков денежных средств в размере 81 115 рублей.
В результате отказа Департамента финансов Ивановской области в добровольном порядке возместить убытки, вызванные частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий граждан, у истицы возникла необходимость обратиться за защитой нарушенного права в суд. В целях оказания компетентной юридической помощи, истец Макарова Т.В. вынуждена была обратиться к представителю Мамину И.А.. За оказание юридической помощи по договору на оказание юридических услуг от 3 июня 2011 года (л.л.д.144-146) истицей были оплачены денежные средства в размере 19 000 рублей, что подтверждается расчетом цены договора юридического представительства от 25.08.2011года (л.д.147). В соответствии с требованием ст.100 ГПК РФ для взыскания расходов на оплату услуг представителя необходимо учитывать их разумность. При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя судом принято во внимание время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, продолжительность рассмотрения и сложность дела. Кроме прочего суд руководствовался также утвержденными на заседании Совета Адвокатской палаты Ивановской области от 29.06.2007 года Рекомендациями "О порядке оплаты вознаграждения за юридическую помощь адвоката". Суд приходит к выводу о том, что критериям справедливости и разумности при определении величины расходов на оплату услуг представителя, подлежащей взысканию с ответчика, отвечает денежная сумма в размере 15 000 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина пропорционально размеру удовлетворенны исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу Макаровой Т.В. в счет возмещения убытков 81 115 руб. 00 коп.; расходы по оплате госпошлины в размере 2633 руб. 45 коп.; расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб. 00 коп., всего взыскать 98 748 руб.45 коп.
В оставшейся части в удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд города Иванова в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись