2-2270/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2–2270/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием представителя истца Заботлиной Л.В.,

представителя ответчика Шлыковой Н.Е.

21 сентября 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Печерской М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

установил:

Печерская М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просил включить в специальный стаж периоды работы:

с 02.09.1985 г. по 16.09.1985 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново;

с 26.11.1985 г. по 24.01.1988 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново;

с 25.01.1988 г. по 31.10.1989 г. - в должности музыкального работника на 0,25 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново и по совместительству на 0,25 ставки в детских яслях №6 г.Иваново;

с 01.11.1989 г. по 28.02.1990 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново;

с 01.02.1993 г. по 28.09.1993 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново;

с 29.09.1993 г. по 30.10.1995 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново с совмещением работы в должности музыкального руководителя по совместительству на 0,5 ставки в

МДОУ №17, соподчиненного отделу образования администрации Советского района г.Иваново;

с 31.10.1995 г. по 30.12.1996 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново с совмещением работы в должности музыкального руководителя по совместительству на 0,5 ставки в МДОУ №17, соподчиненного отделу образования администрации Советского района г.Иваново;

с 31.12.1996 г. по 04.01.1997 г. -в должности музыкального руководителя по совместительству на 0,5 ставки в МДОУ №17, соподчиненного отделу образования администрации Советского района г.Иваново;

с 05.01.1997 г. по 21.07.1998 г.,

с 01.08.1998 г. по 02.08.1998 г.,

с 13.08.1998 г. по 19.07.1999 г.,

с 01.09.1999 г. по 31.10.1999 г.,

с 01.01.2011 г. по 18.01.2011 г. - в должности музыкального руководителя в МДОУ №17, соподчиненного отделу образования администрации Советского района г. Иваново            (с 07.06.1999 г. МДОУ-детский сад общеразвивающего вида №3, с 29.03.2001 г. - МДОУ - детский сад № 3);

с 06.10.2003 г. по 24.10.2003 г., с 12.01.1999 г. по 29.01.1999 г. - обучение на курсах повышения квалификации, назначить пенсию с момента первоначального обращения.

Иск обоснован тем, что 19.01.2001 г. она обратилась с заявлением в управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, предусмотренной пп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-Ф3. Решением № 21 от 18.04.2011 г. (протокол № 290 от 18.04.2011 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Повторным решением № 21 от 10.06.2011 г. (протокол № 290 от 10.06.2011 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан указанное выше решение было пересмотрено в связи допущенными ошибками и ей вновь отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, её специальный стаж, исчисленный по действующему законодательству, составляет 11 лет 11 мес. 14 дней при требуемом стаже 25 лет, специальный стаж, исчисленный по ранее действующему законодательству составляет 17 лет 3 мес. 5 дней. При этом при оценке пенсионных прав по ранее действующему законодательству в ее специальный стаж, не включены спорные периоды. С решением она не согласна.

В судебном заседании представитель истца Заботлина Л.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

19.01.2001 г. Печерская М.А. обратилась с заявлением в управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, предусмотренной пп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-Ф3.

Решением № 21 от 18.04.2011 г. (протокол № 290 от 18.04.2011 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Печерской М.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Повторным решением № 21 от 10.06.2011 г. (протокол № 290 от 10.06.2011 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан указанное выше решение было пересмотрено в связи допущенными ошибками и Печерской М.А. вновь отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению комиссии, специальный стаж Печерской М.А., исчисленный по действующему законодательству, составляет 11 лет 11 мес. 14 дней при требуемом стаже 25 лет, специальный стаж, исчисленный по ранее действующему законодательству, составляет 17 лет 3 мес. 5 дней.

При этом при оценке пенсионных прав Печерской М.А. по ранее действующему законодательству в специальный стаж, не включены указанные в иске периоды.

Условия и порядок предоставления пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного закона сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

Исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пеней случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, за специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характер; специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых работал и т.п.).

В том случае, если занимаемая должность или учреждение, в котором протекала трудовая деятельность, не перечислены в Списках от 29.10.2002 года № 781, след применять Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсия РФ» в связи с запросами групп депутатов ГД, а также ГС Республики Саха, Думы Чукотского    АО    и    жалобами    ряда    граждан»    (так    же    следует    иметь    ввиду основополагающие Определения Конституционного суда РФ от 5.11.2002 года № 32( по делу С.Ю.И., от 6.03.2003 года № 107-О по делу Т.В.А.) и    п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопрос возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права трудовые    пенсии»,    в    соответствии    с    которыми    при    оценке    пенсионных    прав застрахованных    лиц    по    волеизъявлению    и    в    интересах    застрахованного    лица претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены па основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"    утвержден Перечень учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает пpaво на пенсию за выслугу лет (данное постановление было признано недействующим на территории РФ с 01.10.1993 г. постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953). данном Перечне имелась должность воспитателя (руководителя-воспитателя) детского сада, объединенных яслей-сада.     Разъяснением Госкомтруда СССР от 17.05.1960 г. N 1 право лиц, работающих в должностях музыкального руководителя (музыкального работника) на получение пенсии за выслугу лет приравнено к праву на пенсию лиц работающих в должности воспитателя.

Согласно        Общесоюзного    классификатора    отраслей    народного    хозяйств; утвержденного Госкомстатом, Госпланом и Госстандартом СССР 01.01.1976 года детские ясли являлись дошкольным воспитательным учреждением, наравне с детскими садами, яслями-садами, (комбинатами), детскими площадками.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу" лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" установлено, что правила, утвержденные настоящим постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.

В соответствии со Списком, право на пенсию на льготных условиях имеют лица, работающие в должности «музыкальный руководитель» в дошкольных образовательных учреждениях. В пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), однако данный пункт вступил в силу с 01.09.2000 года.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № Г1-Г1 указывается: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».

В период с 06.10.2003 г. по 24.10.2003 г. истица находилась в административном отпуске без сохранения заработной платы, как указано в выписке из лицевого счета застрахованного лица. При этом суд полагает, что представленное истицей свидетельство о повышении квалификации, регистрационный номер 206, не опровергает сведения индивидуального персонифицированного учета, поскольку курсы она могла проходить, находясь в административном отпуске.

На курсах повышения квалификации истица обучалась также в период с 11.01.1999 г. по 29.01.1999 г. что подтверждается соответствующим Свидетельством о повышении квалификации, регистрационный номер 70.

Социальное обеспечение гарантируется каждому в соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации.

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный Закон № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», как и ранее действовавший Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривает выплату пенсий за выслугу лет.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. 27 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определённого стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Аналогичная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006 года, утверждённом постановлением президиума Верховного суда Российской Федерации от 7 июня 2006 года.

Иск подлежит частичному удовлетворению.

Удовлетворяя иск, суд на основании ст.98, ст.100 ГПК РФ взыскивает с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Печерской М.А. расходы на оплату государственной пошлины 200 руб., расходы на оплату услуг представителя 3000 руб., всего 3200 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить Печерской М.А. в специальный стаж периоды работы:

с 02.09.1985 г. по 16.09.1985 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново;

с 26.11.1985 г. по 24.01.1988 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново;

с 25.01.1988 г. по 31.10.1989 г. - в должности музыкального работника на 0,25 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново и по совместительству на 0,25 ставки в детских яслях №6 г.Иваново;

с 01.11.1989 г. по 28.02.1990 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново;

с 01.02.1993 г. по 28.09.1993 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново;

с 29.09.1993 г. по 30.10.1995 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново с совмещением работы в должности музыкального руководителя по совместительству на 0,5 ставки в

МДОУ №17, соподчиненного отделу образования администрации Советского района г.Иваново;

с 31.10.1995 г. по 30.12.1996 г. - в должности музыкального работника на 0,5 ставки в детских яслях №10 Северной железной дороги г.Иваново с совмещением работы в должности музыкального руководителя по совместительству на 0,5 ставки в МДОУ №17, соподчиненного отделу образования администрации Советского района г.Иваново;

с 05.01.1997 г. по 21.07.1998 г.,

с 01.08.1998 г. по 02.08.1998 г.,

с 13.08.1998 г. по 19.07.1999 г.,

с 01.09.1999 г. по 31.10.1999 г.,

с 01.01.2011 г. по 18.01.2011 г. - в должности музыкального руководителя в МДОУ №17, соподчиненного отделу образования администрации Советского района г. Иваново            (с 07.06.1999 г. МДОУ-детский сад общеразвивающего вида №3, с 29.03.2001 г. - МДОУ - детский сад № 3);

с 12.01.1999 г. по 29.01.1999 г. - обучение на курсах повышения квалификации, назначить Печерской М.А. пенсию с момента первоначального обращения.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

         Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Печерской Марины Альбертовны расходы на оплату государственной пошлины 200 руб., расходы на оплату услуг представителя 3000 руб., всего 3200 руб.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Судья                       Е.Н. Земскова