Дело № 2-1660/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,
при секретаре Чихун М.В.
с участием истцов Итеркиной Л.Л., Итеркина А.В.,
представителя ответчика Администрации г. Иванова Авакумовой Л.Б.,
06 октября 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Итеркиной Л.Л. и Итеркина А.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "В", "А", к ОАО «Автокран», Администрации г. Иванова, Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом, Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,
установил:
Итеркина Л.Л. и Итеркин А.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "В", "А", обратились в суд с иском к ОАО «Автокран» о признании за ними права пользования жилым помещением – комнатой № 119 в общежитии по адресу: г. Иваново, ул. Ташкентская, д. 88, на условиях социального найма.
Иск обоснован тем, что Итеркина Л.Л. получила комнату № 119 в общежитии по ул. Ташкентская г. Иваново, когда обратилась с заявлением в 2004 году к коменданту общежития. Данная комната была предоставлена ей, поскольку она состояла в трудовых отношения с ОАО «Автокран». Она была принята на работу в ОАО «Автокран» приказом № 772 от 16.09.2004 года в АХО на должность уборщика служебных помещений. В 2009 году она была уволена с ОАО «Автокран», так как перестали выплачивать заработную плату. Итеркин А.В. никогда не состоял в трудовых отношениях с ОАО «Автокран». В комнату были заселены и проживали с указанного времени дети "В" и "А" С нею ежегодно заключаются договора найма жилого помещения в общежитии. Согласно Постановлению главы г. Иванова № 10.06.2005 года № 1732 здание общежития, расположенного по адресу г. Иваново, ул. Ташкентская, д. 88, принято от открытого акционерного общества «Автокран» в муниципальную собственность г. Иванова в состав местной казны г. Иванова в целом и включено в реестр объектов муниципальной собственности. Таким образом, общежитие является муниципальной собственностью и на него распространяются правоотношения, регулируемые отношения по договору социального найма, независимо от того, что оно передано в безвозмездное пользование ОАО «Автокран» по договору от 03.01.2001 года. В декабре 2010 года Итеркины обращались в администрацию ОАО «Автокран» с просьбой заключить договор социального найма, а также зарегистрировать по месту жительства постоянно. В ответе на обращение в феврале 2011 года администрацией ОАО «Автокран» отказано. В соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле с согласия истцов в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Иванова, Ивановский городской комитет по управлению имуществом, Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова.
В качестве третьего лица привлечен Отдел по опеке и попечительству Территориального управления социальной защиты населения по г. Иванову.
В судебном заседании истцы Итеркина Л.Л., Итеркин А.В. исковые требования поддержали. Итеркина Л.Л. пояснила, что в 2004 году им предоставили комнату № 100. В 2006 году она вместе с детьми и мужем выселилась из общежития, сдала комнату, проживала с семьей по месту постоянной регистрации, поскольку болел ребенок. В 2007 году в конце мая она с семьей снова вернулась в г. Иваново и снова заселилась в общежитие, ей предоставили комнату № 118. В 2009 году они переселились с разрешения администрации ОАО в комнату № 92, а с ноября 2009 года в комнату № 119.
Представители ответчиков ОАО «Автокран», Администрации г. Иваново, Ивановского городского комитета по управлению имуществом, Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г. Иванова в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно представленным ранее письменным отзывам, ответчики иск не признают.
Представитель третьего лица Отдела по опеке и попечительству ТУСЗН по г. Иванову в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Итеркина Л.Л. состояла в трудовых отношениях с ОАО «Автокран» с 16.09.2004 года по 07.11.2006 года, с 06.06.2007 года по 30.03.2009 года, 27.06.2011 года Итеркина Л.Л. снова состоит в трудовых отношениях с ОАО «Автокран», что подтверждается трудовой Книжкой.
Итеркин А.В. состоял в трудовых отношениях с ОАО «Автокран» 15.09.2004 года по 08.02.2005 года, что подтверждается трудовой книжкой.
Итеркина Л.Л. и Итеркин А.В. состоят в браке с 03 мая 1997 года, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
У супругов Итеркиных имеется двое несовершеннолетних детей: "А", ДД.ММ.ГГГГ года рождения и "В", ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Итеркина Л.Л. зарегистрирована в муниципальной квартире по адресу: Ивановская область, Комсомольский район, с. Подозерский, <данные изъяты>
Итеркин А.В. зарегистрирован вместе с детьми по адресу: Ивановская область, Комсомольский район, с. Октябрьский, <данные изъяты>.
19.09.2004 года Итеркина Л.Л. была принята на работу в ОАО «Автокран». По её заявлению от 21.09.2004 года ей и членам её семьи были предоставлены койко- места в комнате № 100.
05.11.2004 года с Итеркиной был заключен договор № 24 на проживание в мужском общежитии на период работы в обществе в комнате № 100.
В указанной комнате Итеркины постоянно проживали до 07.11.2007 года, а затем выселились из общежития и проживали до июня 2007 года по адресу: Ивановская область, Комсомольский район, с. Октябрьский, <данные изъяты>.
30.05.2007 года Итеркины вновь вселились в общежитие в комнату № 118, что подтверждается заявлением Итеркиной Л.Л. от 30.05.2007 года.
07.04.2009 года Итеркины переселились в комнату № 92, что подтверждается заявлением Итеркиной Л.Л. от 07.04.2009 года.
21.08.2009 года с Итеркиными были заключены договоры найма жилого помещения в общежитии и предоставлены 2 койко-места каждому в комнате № 92 на срок до 21.07.2010 года.
21.07.2010 года с Итеркиной Л.Л. заключен договор найма жилого помещения в общежитии на основании ее заявления. Истице и членам ее семьи предоставлены 3 койко-места в комнате № 119.
С Итеркиной Л.Л. ежегодно заключаются договора найма жилого помещения в общежитии на срок одиннадцать месяцев.
Итеркины зарегистрированы по месту пребывания в комнате № 119, что подтверждается свидетельствами (л.д. 16-19).
В 2011 году с Итеркиной Л.Л. вновь заключен договор найма жилого помещения на срок 11 месяцев.
Процесс приватизации государственного имущества привел к преобразованию государственных предприятий в акционерные общества. Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не включались в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 статьи, и подлежали передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Как следует из рассмотренной нормы, государственные предприятия и учреждения в соответствии с требованиями закона по общему правилу не могли в состав приватизируемого имущества включить общежития. Соответственно, общежития, которые ранее принадлежали государственным предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, стали передаваться в муниципальную собственность.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются в п. п. 2, 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.
В этих нормах, в частности, определяется, что объекты государственной собственности (жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). При этом согласно п. 9 Порядка составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), утвержденного распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП для передачи объектов в муниципальную собственность соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывал перечень объектов, который подлежал утверждению Советом народных депутатов города, района. Утвержденные и оформленные перечни объектов представлялись в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа для регистрации. При этом документом, подтверждающим право собственности на объекты жилищного фонда до момента их внесения в реестр объектов муниципальной собственности, являлся зарегистрированный перечень таких объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
В этой связи, представитель Ивановского городского комитета по управлению имуществом пояснял, что здание общежития по адресу г. Иваново, ул. Ташкентская, д.88 гор. Иваново передано в муниципальную собственность в 1991 году на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и включено в реестр объектов муниципальной собственности как жилые и нежилые помещения.
Судом установлено, что Постановлением Главы города Иваново № 1134-1 от 25.12.2000 года Городской комитет по управлению имуществом был обязан передать ОАО «Автокран» сроком на 25 лет в безвозмездное временное целевое пользование здание общежития по ул. Ташкентской д. 88 для проживания граждан и заключить с ОАО «Автокран» договор безвозмездного пользования зданием общежития по ул. Ташкентской, д. 88.
03.01.2001 года Городской Комитет по управлению имуществом и ОАО «Автокран» заключили договор безвозмездного пользования, согласно п. 1.1 которого Комитет передал, а ОАО «Автокран» принял в безвозмездное временное пользование здание общежития по ул. ташкентской д. 88 сроком на 25 лет, состоящее на балансе ОАО «Автокран», для проживания граждан.
Постановлением Главы города Иваново № 1732 от 10.05.2005 года (л.д.14) здание общежития по ул. Ташкентской д. 88 принято от ОАО «Автокран» в муниципальную собственность города Иваново в состав местной казны города Иваново.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права городской округ Иваново имеет на праве собственности часть нежилого помещения в доме 88 по ул. Ташкентская г. Иваново на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 и Постановления главы города Иванова от 10.06.2005 года № 1732 «О принятии в муниципальную собственность города Иваново в состав местной казны города Иваново здания общежития по ул. Ташкентской, 88».
10.06.2005 года Ивановский городской комитет по управлению имуществом и ОАО «Автокран» заключили дополнительное соглашение к договору безвозмездного пользования от 03.01.2001 года, согласно которого внесены изменения в п. 1.1 договора от 03.01.2001 года, а именно, согласно п. 1.1 следует, что Комитет передал, а ОАО «Автокран» принял в безвозмездное временное пользование помещения общей площадью 2499 кв.м в здании общежития по ул. Ташкентской д. 88 сроком на 25 лет, для проживания граждан.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Эта статья признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма, по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма в отношении общежитий, жилые помещения в которых были переданы гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания которых переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Как установил Конституционный Суд РФ, соблюдение конституционного равенства означает, в т.ч., запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение. Кроме этого, как отметил Конституционный Суд РФ, сама статья 7 указанного закона, и какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.
Таким образом, проживающие в таких помещениях граждане, которым ни были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
В соответствии с п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому помещению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, «отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а так же если имеются обременения прав на это имущество».
В этой связи суд отмечает, что договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда может быть заключен только в отношении жилых помещений, признанных специализированными, то есть решение об отнесении жилого помещения к специализированному фонду является необходимой предпосылкой для заключения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и предоставления жилого помещения в нем.
В связи с этим, суд так же считает необходимым отметить, что законодательство не допускает использования под общежития обычных жилых домов без соответствующей перепланировки и переоборудования. Недопустимо предоставлять под общежитие часть жилого дома, например одну секцию либо один этаж многоквартирного дома, поскольку дома, предоставленные под общежития (как специально построенные, так и переоборудованные), должны иметь соответствующие их целевому назначению санитарно-гигиенические и бытовые удобства. В таких домах наряду с жилыми комнатами должны быть предусмотрены помещения для занятий, досуга, бытового обслуживания проживающих и т.п. При регистрации жилого дома в качестве общежития орган государственной власти или орган местного самоуправления проверяет соответствие этого дома этим требованиям. Кроме того, жилые помещения в общежитиях должны укомплектовываться мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Указанное имущество входит в предмет договора найма жилого помещения в общежитии наряду с собственно жилым помещением. При этом, прежнее законодательство требовало укомплектовать соответствующими предметами не только жилые, но и иные помещения в общежитиях. Имелись в виду предметы, необходимые как собственно для проживания, так и для занятий и отдыха граждан, проживающих в общежитиях ( часть 1 статьи 109 ЖК РСФСР).
Статьей 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (ч. 1). Одновременно, данная статья обязывает органы государственной сласти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (ч. 2), в том числе, гражданам, нуждающимся в жилище, - путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае – проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи их в ведение органом местного самоуправления (до или после введения в действие ЖК РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение, в том числе в случаях, если оно имело место после 01.03.2005 года.
Судом установлено, что на жилое помещение (комнату 119), в которой проживают Итеркины, распространяются правила о договоре социального найма, следовательно, предоставление указанного жилого помещения гражданам должно происходить в соответствии со ст. 49, 51-52 ЖК РФ, то есть жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются органом местного самоуправления гражданам, признанным в установленном ЖК РФ порядке малоимущими и (или) нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Итеркины вселились в комнату № 118 общежития 30.05.2007 года по договору найма, в тот период и в настоящее время они не являются малоимущими и (или) нуждающимися в улучшении жилищных условий. Доказательства обратного Итеркины не представили. В комнату № 119 истцы вселились в 2010 году.
Несмотря на то, что между проживающими в общежитии гражданами и муниципалитетом фактически сложились отношения по пользованию жилым помещением - открытое и добросовестное проживание, оплата коммунальных услуг, других расходов по содержанию жилья, это не означает, что в результате граждане приобрели права нанимателя по договору социального найма и с ними впоследствии будет заключен такой договор, поскольку предоставление гражданам жилых помещений из муниципального жилищного фонда должно происходить строго в порядке очередности.
А поскольку, учитывая, что правом предоставления жилых помещений по договору социального найма обладает собственник жилого помещения, в данном случае Администрация г. Иваново, следовательно, требования ответчиков о признании права на жилье и заключении договора социального найма жилого помещения, направленное к ОАО «Автокран», являются незаконными, поскольку ОАО «Автокран» собственником дома 88 по ул. Ташкентской г. Иваново не является и не вправе решать вопросы о предоставлении гражданам жилых помещений или сохранении за гражданами жилья по договору социального найма.
Иск удовлетворению не подлежит и по отношению в остальным ответчикам по изложенным выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Отказать в удовлетворении иска Итеркиной Л.Л. и Итеркина А.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "В", "А", к ОАО «Автокран», Администрации г. Иванова, Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом, Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иванова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.Н. Земскова