Дело № 2-1850/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,
при секретаре Чихун М.В.
с участием представителя ответчика Галашиной С.В.,
представителя третьего лица Администрации г. Иванова Аввакумовой Л.Б.,
представителя третьего лица Ивановского городского комитета по управлению имуществом Докучаевой Е.Ю.,
20 сентября 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой О.А., Антонова А.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Антоновой А.А., Антонова А.А., к ОАО «Автокран» о признании права на жилое помещение,
установил:
Антонова О.А., Антонов А.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Антоновой А.А., Антонова А.А., обратились в суд с иском к ОАО «Автокран» о признании за ними права пользования жилым помещением – комнатой № 83 в общежитии по адресу: г. Иваново, ул. Ташкентская, д. 88, на условиях социального найма.
Иск обоснован тем, что Антонов А.В. был принят на работу в ОАО «Автокран» на основании приказа № 862 от 26.09.2007 года в цех № 32 электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования цехов. Антонова О.А. никогда не состоял в трудовых отношениях с ОАО «Автокран». После заключения трудового договора Антонову А.В. была предоставлена комната № 83 в общежитии по ул. Ташкентская г. Иваново. В комнату были вселены и стали проживать Антонова О.А. и несовершеннолетние дети Антонова О.А. и Антонов А.А. Таким образом, Антонов А.В. и члены его семьи были вселены в комнату № 83 на законных основаниях. Приказом № 989 от 07.05.2009 года Антонов А.В. уволен по соглашению сторон в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. С Антоновыми ежегодно заключаются договора найма жилого помещения в общежитии на срок одиннадцать месяцев. Согласно Постановлению главы г. Иванова № 10.06.2005 года № 1732 здание общежития, расположенного по адресу г. Иваново, ул. Ташкентская, д. 88, принято от открытого акционерного общества «Автокран» в муниципальную собственность г. Иванова в состав местной казны г. Иванова в целом и включено в реестр объектов муниципальной собственности. Таким образом, общежитие является муниципальной собственностью и на него распространяются правоотношения, регулируемые отношения по договору социального найма, независимо от того, что оно передано в безвозмездное пользование ОАО «Автокран» по договору от 03.01.2001 года. В декабре 2010 года Антоновы обращались в администрацию ОАО «Автокран» с просьбой заключить договор социального найма, а также зарегистрировать по месту жительства постоянно. В ответе на обращение в феврале 2011 года администрацией ОАО «Автокран» отказано. В соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
В судебные заседания 25.08.2011 года, 20.09.2011 года истцы Антоновы не явились, о дате и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От Антоновых не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела без их участия. В судебном заседании 20.09.2011 года представитель ответчика Галашина С.В. возражала против оставления иска без рассмотрения, настаивала на рассмотрении дела по существу.
Согласно ст. 222 ГПК РФ суд оставляет иск без рассмотрения только в том случае, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.
В данном случае, поскольку ответчик требует рассмотрения дела по существу, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Представитель ответчика Галашина С.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Администрации г. Иванова Аввакумова Л.Б. пояснила, что иск не подлежит удовлетворению по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Ивановского городского комитета по управлению имуществом Докучаева Е.Ю. пояснила, что иск не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г. Иванова в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Отдела по опеке и попечительству ТУСЗН по г. Иванову в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Антонов А.В. был принят на работу в ОАО «Автокран» на основании приказа № 862 от 26.09.2007 года в цех № 32 электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования цехов.
Антонова О.А. никогда не состояла в трудовых отношениях с ОАО «Автокран».
После заключения трудового договора Антонову А.В. 07.11.2007 года предоставлена комната № 76 в общежитии по ул. Ташкентская г. Иваново, что подтверждается заявлением, договором на проживание в мужском общежитии от 08.11.2007 года № 95 (л.д. 48, 49).
В комнату были вселены и стали проживать Антонова О.А. и несовершеннолетние дети Антонова О.А. и Антонов А.А.
30.10.2008 года Антонову разрешено переселение в комнату № 83, что подтверждается заявлением Антонова и договором найма жилого помещения (комната № 83) в общежитии от 19.12.2009 года № 108 (л.д. 47, 50).
19.11.2009 года с Антоновым А.В. заключен договор найма № 136 жилого помещения (комната № 83) (л.д. 52)
19.10.2010 года с Антоновым А.В. заключен договор № 135 найма жилого помещения (комната № 83) в общежитии (л.д. 55)
Приказом № 989 от 07.05.2009 года Антонов А.В. уволен по соглашению сторон в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
С Антоновыми ежегодно заключаются договора найма жилого помещения в общежитии на срок одиннадцать месяцев.
Антоновы зарегистрированы по месту пребывания в комнате № 83, что подтверждается свидетельствами (л.д. 16-19).
Процесс приватизации государственного имущества привел к преобразованию государственных предприятий в акционерные общества. Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не включались в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 статьи, и подлежали передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Как следует из рассмотренной нормы, государственные предприятия и учреждения в соответствии с требованиями закона по общему правилу не могли в состав приватизируемого имущества включить общежития. Соответственно, общежития, которые ранее принадлежали государственным предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, стали передаваться в муниципальную собственность.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются в п. п. 2, 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.
В этих нормах, в частности, определяется, что объекты государственной собственности (жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). При этом согласно п. 9 Порядка составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), утвержденного распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП для передачи объектов в муниципальную собственность соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывал перечень объектов, который подлежал утверждению Советом народных депутатов города, района. Утвержденные и оформленные перечни объектов представлялись в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа для регистрации. При этом документом, подтверждающим право собственности на объекты жилищного фонда до момента их внесения в реестр объектов муниципальной собственности, являлся зарегистрированный перечень таких объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
В этой связи, представитель Ивановского городского комитета по управлению имуществом пояснял, что здание общежития по адресу г. Иваново, ул. Ташкентская, д.88 гор. Иваново передано в муниципальную собственность в 1991 году на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и включено в реестр объектов муниципальной собственности как жилые и нежилые помещения.
Судом установлено, что Постановлением Главы города Иваново № 1134-1 от 25.12.2000 года Городской комитет по управлению имуществом был обязан передать ОАО «Автокран» сроком на 25 лет в безвозмездное временное целевое пользование здание общежития по ул. Ташкентской д. 88 для проживания граждан и заключить с ОАО «Автокран» договор безвозмездного пользования зданием общежития по ул. Ташкентской, д. 88.
03.01.2001 года Городской Комитет по управлению имуществом и ОАО «Автокран» заключили договор безвозмездного пользования, согласно п.1.1 которого Комитет передал, а ОАО «Автокран» принял в безвозмездное временное пользование здание общежития по ул.Ташкентской д. 88 сроком на 25 лет, состоящее на балансе ОАО «Автокран», для проживания граждан.
Постановлением Главы города Иваново № 1732 от 10.05.2005 года (л.д.14) здание общежития по ул.Ташкентской д.88 принято от ОАО «Автокран» в муниципальную собственность города Иваново в состав местной казны города Иваново.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права городской округ Иваново имеет на праве собственности часть нежилого помещения в доме 88 по ул. Ташкентская г. Иваново на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 и Постановления главы города Иванова от 10.06.2005 года № 1732 «О принятии в муниципальную собственность города Иваново в состав местной казны города Иваново здания общежития по ул. Ташкентской, 88».
10.06.2005 года Ивановский городской комитет по управлению имуществом и ОАО «Автокран» заключили дополнительное соглашение к договору безвозмездного пользования от 03.01.2001 года, согласно которого внесены изменения в п. 1.1 договора от 03.01.2001 года, а именно, согласно п. 1.1 следует, что Комитет передал, а ОАО «Автокран» принял в безвозмездное временное пользование помещения общей площадью 2499 кв.м в здании общежития по ул. Ташкентской д. 88 сроком на 25 лет, для проживания граждан.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Эта статья признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма, по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма в отношении общежитий, жилые помещения в которых были переданы гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания которых переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Как установил Конституционный Суд РФ, соблюдение конституционного равенства означает, в т.ч., запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение. Кроме этого, как отметил Конституционный Суд РФ, сама статья 7 указанного закона, и какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.
Таким образом, проживающие в таких помещениях граждане, которым не были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
В соответствии с п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому помещению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, «отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а так же если имеются обременения прав на это имущество».
В этой связи суд отмечает, что договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда может быть заключен только в отношении жилых помещений, признанных специализированными, то есть решение об отнесении жилого помещения к специализированному фонду является необходимой предпосылкой для заключения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и предоставления жилого помещения в нем.
В связи с этим, суд так же считает необходимым отметить, что законодательство не допускает использования под общежития обычных жилых домов без соответствующей перепланировки и переоборудования. Недопустимо предоставлять под общежитие часть жилого дома, например одну секцию либо один этаж многоквартирного дома, поскольку дома, предоставленные под общежития (как специально построенные, так и переоборудованные), должны иметь соответствующие их целевому назначению санитарно-гигиенические и бытовые удобства. В таких домах наряду с жилыми комнатами должны быть предусмотрены помещения для занятий, досуга, бытового обслуживания проживающих и т.п. При регистрации жилого дома в качестве общежития орган государственной власти или орган местного самоуправления проверяет соответствие этого дома этим требованиям. Кроме того, жилые помещения в общежитиях должны укомплектовываться мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Указанное имущество входит в предмет договора найма жилого помещения в общежитии наряду с собственно жилым помещением. При этом, прежнее законодательство требовало укомплектовать соответствующими предметами не только жилые, но и иные помещения в общежитиях. Имелись в виду предметы, необходимые как собственно для проживания, так и для занятий и отдыха граждан, проживающих в общежитиях (часть 1 статьи 109 ЖК РСФСР).
Статьей 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (ч. 1). Одновременно, данная статья обязывает органы государственной сласти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (ч. 2), в том числе, гражданам, нуждающимся в жилище, - путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае – проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи их в ведение органом местного самоуправления (до или после введения в действие ЖК РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение, в том числе в случаях, если оно имело место после 01.03.2005 года.
Судом установлено, что на жилое помещение (комнату 83), в которой проживают Антоновы, распространяются правила о договоре социального найма, следовательно, предоставление указанного жилого помещения гражданам должно происходить в соответствии со ст. 49, 51-52 ЖК РФ, то есть жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются органом местного самоуправления гражданам, признанным в установленном ЖК РФ порядке малоимущими и (или) нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Несмотря на то, что между проживающими в общежитии гражданами и муниципалитетом фактически сложились отношения по пользованию жилым помещением - открытое и добросовестное проживание, оплата коммунальных услуг, других расходов по содержанию жилья, это не означает, что в результате граждане приобрели права нанимателя по договору социального найма и с ними впоследствии будет заключен такой договор, поскольку предоставление гражданам жилых помещений из муниципального жилищного фонда должно происходить строго в порядке очередности.
Доказательств того, что Антоновы относились или относятся к гражданам, признанным в установленном ЖК РФ порядке малоимущими и (или) нуждающимися в улучшении жилищных условий, в суд не представлено.
А поскольку, учитывая, что правом предоставления жилых помещений по договору социального найма обладает собственник жилого помещения, в данном случае Администрация г. Иваново, следовательно, требования ответчиков о признании права на жилье и заключении договора социального найма жилого помещения, направленное к ОАО «Автокран», являются незаконными, поскольку ОАО «Автокран» собственником дома 88 по ул.Ташкентской г.Иваново не является и не вправе решать вопросы о предоставлении гражданам жилых помещений или сохранении за гражданами жилья по договору социального найма.
Иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Отказать в удовлетворении иска Антоновой О.А., Антонова А.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Антоновой А.А., Антонова А.А., к ОАО «Автокран» о признании права на жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иванова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.Н. Земскова