Дело № 2-1911/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,
при секретаре Чихун М.В.,
с участием истца Новлянской В.В.,
представителя истца Мироновой Ю.Г.,
представителя ответчика Мухтдиновой Т.В.,
02 сентября 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новлянской В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
установил:
Новлянская В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в её специальных трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы с 03.04.1978 по 27.11.1978 г., с 02.11.1982 г. по 01.01.1983 г., с 16.02.1987 г. по 15.04.1987 г., с 01.08.1983 г. по 31.08.1983 г, с 01.01.2001 г. по 31.01.2001 г, с 31.03.2003 г. по 14.05.2003 г, с 11.03.2008 г. по 07.04.2008 г., донорские дни: 1999 г. - 4 дня, в 2000 г. - 2 дня, 2001 г. - 4 дня, 2002 г. - 1 день, назначить ей досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения.
Иск обоснован тем, что 17 марта 2011 года она обратилась в УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ». Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № 845 от 31.05.2011 года ей было отказано в назначении трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению ответчика её специальный стаж составил 28 лет 7 месяцев 13 дней при требуемом стаже 30 лет. В исчислении стажа на соответствующих видах работ не были включены периоды: с 03.04.1978 г. по 27.11.1978 г., с 02.11.1982 г. по 01.01.1983 г., с 16.02.1987 г. по 15.04.1987 г., с 01.08.1983 г. по 31.08.1983 г., с 01.01.2001 г. по 31.01.2001 г, с 31.03.2003 г. по 14.05.2003 г, с 11.03.2008 г. по 07.04.2008 г., донорские дни: 1999 г. - 4 дня, в 2000 г. - 2 дня, 2001 г. - 4 дня, 2002 г. - 1 день. С решением ответчика в указанной части она не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истица Новлянская В.В. и её представитель Миронова Ю.Г. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Мухтдинова Т.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
17 марта 2011 года Новлянская В.В. обратилась в пенсионный фонд Ивановской области с целью оформления пенсии как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При вынесении решения комиссией Пенсионного фонда 31 мая 2011 года в льготный стаж не были включены период работы Новлянской В.В. с 3.04.1978 г. по 27.11.1978 года в должности медицинского регистратора в поликлинике № 2 объединения 2-й городской клинической больницы г. Иваново, так как номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 3. 11.1999 г. № 395 объединения больниц не предусматривались и должность списком, утвержденным Постановлением правительства РФ не предусматривалась.
Однако, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, Постановления Конституционного суда РФ от 3.06.2004 г. № 11-П, Определения Конституционного суда РФ от 15.07.2004 г. № 285-0 в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования. Льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессий и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положение нового ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173, вступившего в действие с 1 января 2002 года, не позволяя учитывать при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, время работы в иных учреждениях здравоохранения, в период до 1 января 2002 года, лишает гражданина ранее приобретенного пенсионного права, что не совместимо с требованиями ст. 1 (ч.1) 18,39 (ч. 1), и 55 (ч. 2) Конституции РФ.
Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 в разделе «Наименование должностей» не предусматривает должность медрегистратора.
Учитывая постановления Конституционного Суда РФ возможно применение ранее действовавших нормативных актов.
До 01.11.1999г. право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464. Данным Списком были предусмотрены врачи и средний медперсонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
В соответствии с Номенклатурой должностей, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года № 377, медрегистраторы отнесены к среднему медицинскому персоналу. В связи с этим, до 01.11.1999 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитывается работа в должности медрегистратора в медицинских учреждениях, предусмотренных Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395.
То обстоятельство, что с 3.04.1951 года с момента открытия 2 поликлиники г. Иваново, которая вошла в объединение со 2 городской больницей, а потом стала называться муниципальным учреждением никаким образом не отразилось на характере той лечебной деятельности, которую вела заявительница. Преобразование больницы и поликлиники в объединение, а потом в учреждение не предопределило различий в условиях и характере профессиональной деятельности её работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Переименования и реорганизация учреждения, в котором работала Новлянская В.В. не отразились на характер её работы, связанной с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. Поэтому данный период работы должен быть включен с специальный стаж в льготном исчислении.
Право заявительницы на получение пенсии, как лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет производно от ее трудовой деятельности.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 38 от 14 мая 2001 года «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 19.11.1990 г. периодов работы в территориальных медицинских объединениях» установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждениях, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 вышеназванного Закона.
На основании изложенного период работы с 3.04.1978 г. по 27.11.1978 года в должности медицинского регистратора в поликлинике № 2 объединения 2 городской клинической больницы г. Иваново продолжительностью 7 месяцев 25 дней подлежит включению специальный льготный стаж.
Необоснованным также является не включение в медицинский стаж периодов с 02.11.1982 г. по 01.01.1983 г., с 16.02.1987 г. по 15.04.1987 г. – обучение по специализации, с 01.01.2001 г. по 31.01.2001 г, с 31.03.2003 г. по 14.05.2003 г, с 11.03.2008 г. по 07.04.2008 г. – курсы повышения квалификации.
В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение льготной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.06.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.
Поэтому периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, и подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В период повышения квалификации работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации», устанавливающей, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. С этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то есть, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516): в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В п. 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30)
Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), говорят о том, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В период нахождения на курсах повышения квалификации, медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов.
Правовая позиция о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.
С учетом такой правовой позиции периоды обучения на курсах специализации повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.
Не подлежит включению в специальный стаж истицы период с 01.08.1983 г. по 31.08.1983 г. - работа по направлению в городской больнице № 3 г. Иваново, поскольку должность, в которой протекала работа, а также цель перевода в с архивной справке управления здравоохранения администрации г. Иваново Ивановской области от 25.03.2011 г. № 01-12-759 не отражены. Копия приказа в настоящее время утрачена, и возможность исследования этого доказательства у суда отсутствует.
Донорские дни так же не подлежат включению в специальный стаж, поскольку, согласно ст.186 ТК РФ предусматривает, что в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы, то есть не выполняет трудовых функций.
Поскольку на дату первоначального обращения у Новлянской В.В. не имелось достаточного специального стажа, но она по настоящее время продолжает работать, суд полагает, что назначение пенсии Новлянской В.В. возможно с момента возникновения права.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить Новлянской В.В. в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, периоды работы: с 03.04.1978 г. по 27.11.1978 г. - в должности медицинского регистратора в поликлинике № 2 объединения 2-ой городской клинической больницы г. Иваново, с 02.11.1982 г. по 01.01.1983 г., с 16.02.1987 г. по 15.04.1987 г. – обучение по специализации, с 01.01.2001 г. по 31.01.2001 г, с 31.03.2003 г. по 14.05.2003 г, с 11.03.2008 г. по 07.04.2008 г. – курсы повышения квалификации, назначить Новлянской В.В. пенсию с момента возникновения права.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.Н. Земскова