2-2106/2011 О назначении дополнительного социального обеспечения



Дело № 2 - 2106 / 11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием истца Аржановского Ю.П.,

представителя ответчика Фомичевой Е.А.,

рассмотрев 24 октября 2011 года в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Аржановского Ю.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о назначении дополнительного социального обеспечения,

установил:

Аржановский Ю.П. обратился в суд иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о назначении дополнительного социального обеспечения в соответствии с ФЗ от 10.05.2010 года № 84 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 31.03.2011 года.

Иск обоснован тем, что 31 марта 2011 г. он обратился в отдел назначения перерасчета и выплаты пенсий Управления ПФ РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о дополнительном социальном обеспечении, предусмотренном Федеральным законом от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30 июня 2011 г. № 318 ему было отказано в установлении доплат к пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа работы. По мнению комиссии, его специальный стаж составил 17 лет 11 месяцев 1 день. В специальный стаж не включен период работы с 16.12.1982 г. по 15.12.1991 г. - работа в качестве респираторщика в 1-ом военизированном горноспасательном взводе 14-ого военизированного горноспасательного отряда (Магаданского) ВГСЧ Дальнего Востока, продолжительностью 9 лет. Списком работ и профессий, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. № 481, предусмотрены респираторщики, работающие в горноспасательных частях, обслуживающих шахты и рудники, опасные по газодинамическим явлениям, горным ударам, сверхкатегорийные и третьей категории по газу. К заявлению прилагалась справка уточняющего характера от 22.04.2011 г. № 5, выданная Отдельным военизированным горноспасательным отрядом Дальнего Востока, согласно которой он действительно работал в 1-ом военизированном горноспасательном взводе 14-ого военизированного горноспасательного отряда военизированной горноспасательной части Дальнего Востока в качестве респираторщика в подземных условиях и его работа была связана с обслуживанием шахты «Кадыкчанская» опасной по газодинамическим явлениям, горным ударам и 3-ей категории по газу и пыли. Считает, что данное решение комиссии незаконно и нарушает его конституционное право на дополнительное социальное обеспечение, приводит к несоразмерному ограничению его конституционного права по сравнению с лицами, осуществлявшими свою профессиональную деятельность в аналогичных условиях, что нарушает предписания статей 19, 39 и 55 Конституции РФ.

В судебном заседании истец Аржановский Ю.П. исковые требования поддержал. Пояснил, что доказательством того, что шахта «Кадыкчанская», на которой он работал, являлась опасной по газодинамическим явлениям, горным ударам и относилась к третьей категории по газу и пыли, является справка от 22.04.2011 года № 5, выданная ФГУП «Отдельный военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока». Иных доказательств не имеет.

Представитель ответчика Фомичева Е.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

31 марта 2011 г. Аржановский Ю.П. обратился в отдел назначения перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении дополнительного социального обеспечения, предусмотренного Федеральным законом от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30 июня 2011 г. № 318 истцу было отказано в установлении доплат к пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа работы.

Условия и порядок дополнительного социального обеспечения работников угольной промышленности урегулированы Федеральным законом от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Согласно статье 1 Закона лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991г. № 481.

Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение пенсии пользуются респираторщики горноспасательных частей, обслуживающие шахты и рудники, опасные по газодинамическим явлениям, горным ударам, сверхкатегорные и третьей категории по газу.

Наличие указанных условий должно подтверждаться справкой уточняющего характера, выдаваемой работодателем на основании первичных документов, имеющихся на предприятии, согласно пункту 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 16/19па. и Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. №258 н.

В подтверждение данного факта истцом была представлена справка, согласно которой работа Аржановского Ю.П. в качестве респираторщика в 1-ом военизированном горноспасательном взводе 14 военизированного горноспасательного отряда военизированной горноспасательной части Дальнего Востока была связана с обслуживанием опасной шахты «Кадыкчанской» по газодинамическим явлениям, горным ударам и третьей категории по газу и пыли.

Однако данная справка не может быть принята во внимание, так как не содержит основания ее выдачи, ссылки на документы, которыми установлена опасность шахты «Кадыкчанская» по газодинамическим явлениям, горным ударам и третьей категории по газу и пыли.

На запрос суда об основаниях выдачи справки председатель ликвидационной комиссии ФГУП «Отдельный военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока» Н.А.А. сообщил, что в связи с ликвидацией 14 ОВГСО обслуживающего шахты ОАО «Северовоеюкутоль» (в т.ч. шахта Кадыкчанская) документы по шахтам не сохранились. Для получения документов, подтверждающих факт опасности шахты по газодинамическим явлениям и горным ударам по шахте «Кадыкчанская» необходимо обратиться в Северо-Восточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, подтверждено, что справка № 5 от 22.04.2011 года выдана Аржановскому Ю.П. неправомерно, без указания источника сообщаемых в справке сведений.

На запрос суда Северо-восточное управление Ростехнадзора сообщило, что Протоколом Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР № 6045 от 11 сентября 1970 года шахта «Кадыкчанская» Нижнее - Аркагалинского месторождения каменного угля отнесена ко 2 категории по газу метану. Сведениями об опасности шахты «Кадыкчанская» по газодинамическим явлениям, горным ударам, Северо-Восточное Управление не располагает.

Другие документы, подтверждающие данные об аварийной опасности шахты, истцом в суд не представлены.

Таким образом, у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на дату принятия решения 30 июня 2011 года не имелось правовых оснований для включения в исчисление специального стажа Аржановского Ю.П., дающего право на установление дополнительного социального обеспечения периода работы с 16.12.1982 года по 15.12.1991 года и назначения Аржановскому Ю.П. дополнительного социального обеспечения.

Не имеется таких оснований и у суда на дату принятия решения.

Иск удовлетворению не подлежит.

Кроме того, согласно п.4 Федерального закона от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производится в следующем порядке:

- с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта;

- с 1 августа, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 апреля по 30 июня;

- с 1 ноября, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 июля по 30 сентября;

- с 1 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.

Таким образом, требования истца о назначении доплаты к пенсии с момента первоначального обращения 31.03.2011 г. являются необоснованными.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Отказать в удовлетворении иска Аржановского Ю.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о назначении дополнительного социального обеспечения,

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                       Е.Н. Земскова