2-2199/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2-2199 / 11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием истца Антошкина В.М.,

представителя истца Галиевой А.А.,

представителя ответчика Шлыковой Н.Е.,

26 октября 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антошкина В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

установил:

Антошкин В.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области № 112 от 03.03.2010 года об отказе в досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости и отменить его. Обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды: 07.01.1971 года по 01.06.1977 года, с 27.06.1977 года по 31.10.1980 года и с 01.07.1999 года по 11.10.1999 года. Признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда и обязать ответчика начислить льготную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.

Иск обоснован тем, что в 2010 году он обратился с заявлением в Управление ПФР о досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда, предусмотренной п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий № 112 от 03.03.2010 года и согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 87 от 03.03.2010 года ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, его стаж на соответствующих видах работ составил 6 лет 5 месяцев 29 дней при требуемом стаже 10 лет, страховой стаж составил 35 лет 9 месяцев 23 дня при требуемом стаже 25. Комиссия отказалась включить в специальный стаж периоды: с 07.01.1971 г. по 21.11.1972 г. и с 22.01.1975 г. по 01.06.1977 г. - работа в должности электромонтера-кабельщика кабельной группы на Сурхандарьинском предприятии электрических сетей (Республика Узбекистан) продолжительностью 1 год 10 месяцев 15 дней и 2 года 4 месяца 10 дней соответственно, с 01.07.1999 г. по 11.10.1999 г. - останов оборудования в резерв в связи с отсутствием теплового потребления в соответствии со справкой ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6» г. Иваново, продолжительностью 3 месяца 11 дней. Свой отказ комиссия мотивирует тем, что представлена справка уточняющего характера от 29.06.2004 г. № 3/1665, выданная АООТ Сурхандарьинских электросетей государственной акционерной компании «Узэнерго» Республики Узбекистан, в которой не отражено был ли занят Антошкин в качестве электромонтера-кабельщика на работах в кабельных тоннелях, траншеях, расположенных в местах установки котельного, турбинного оборудования, оборудования топливоподачи, как это предусмотрено Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также что справка не содержит основания ее выдачи. Кроме этого, комиссия ссылается на копии приказов по Сурхандарьинскому предприятию электрических сетей, согласно которым с 07.01.1971 г. по 05.12.1971 г. Антошкин использовался как второе лицо и был закреплен для обучения за электромонтером-кабельщиком Магомедовым, поскольку по правилам техники безопасности до исполнения возраста 18 лет было запрещено выполнять определенные работы. Ответчик руководствовался п. 8 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29, период начального профессионального обучения на рабочих месте включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники, выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей. Время начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены Списками, в специальный трудовой стаж не включаются. Так же комиссия ссылается на то, что в период останова оборудования с 01.07.1999 г. по 11.10.1999 г. не выполнялась работа, предусмотренная Списком (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516). Кроме того, комиссия не включила в его специальный стаж период с 21.11.1972 г. по 21.01.1975 г. - время службы в рядах Вооруженных Сил. Считает решение комиссии не законным, комиссией в должной мере не учтено, что до вступления в силу Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, утвердившего Список № 2, действовало Постановление Совмина СССР от 22.08.1956 г. № 1173, утвердившего Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, который не предусматривал, как обязательное условие для досрочного назначения пенсии, работу в кабельных тоннелях, траншеях, расположенных в местах установки котельного, турбинного оборудования, оборудования топливоподачи. Поскольку он работал в качестве электромонтера-кабельщика на Сурхандарьинском предприятии Электрических сетей в период 07.01.1971 г. по 01.06.1977 г., то этот период времени имел место до вступления в силу Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. В подтверждение факта льготной работы на Сурхандарьинском предприятии Электрических сетей мною представлены в Пенсионный фонт справки, уточняющие особый характер работы от 18.03.2004 г., от 29.06.2004 г. и архивная копия приказов от 12.03.2004 г., которые являются первичными документами. Кроме того, в соответствии с п. 4 Примечания к Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 163 (ред. от 20.06.2001 г.) профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень (п. 412, 822, 828 Перечня), допускается для лиц не моложе семнадцати лет при условии достижения к моменту окончания обучения восемнадцатилетнего возраста. В связи с тем, что его деятельность в должности электромонтера-кабельщика была начата в семнадцатилетнем возрасте и к моменту окончания профессионального обучения мне исполнилось 18 лет, а его профессия упоминается в Списке № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. № 1173, действовавшем в тот период, полагаю, что указанный период работы в качестве второго лица электромонтера-кабельщика должен быть включен в специальный стаж. Кроме этого, комиссия также не учла, что в период прохождения им службы в рядах Советской армии в период с 21.11.1972 г. по 21.01.1975 г. действовал Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года и Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», согласно которым служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивалась к работе, которая предшествовала ей или следовала за ней. В связи с тем, что период прохождения им службы имел место в промежутке между выполнением работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, считает, что он должен быть включен в специальный стаж. Также считает не законным не включение в специальный стаж периода работы с01.07.1999 г. по 11.10.1999 г., так как в этот период он продолжал исполнять свои трудовые обязанности в том же объеме, что подтверждается справкой ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6» № 115-46/130 от 10.06.2010 г. Кроме того, он полагает, что период его работы в ПМК-106 треста «Ивановоирсовхозстрой» в качестве бетонщика по формовке и укладке бетона с ручными вибраторами в период c_27.06.1977 г. по 31.10.1980 г. также должен быть включен в льготный стаж в соответствии с позицией 2180800а «а» Рабочие» Подраздела 8 «Производство железобетонных и бетонных изделий» Раздела XVII «Производство строительных материалов» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 (ред. 02.10.1991) и позицией 139 «Формовщик железобетонных изделий и конструкций (бетонщик), занятый: а) на вибростолах, виброплощадках, виброштампах, кассетных установках с ручными вибраторами при производстве бетонных работ» Подраздела «Производство железобетонных и бетонных изделий и конструкций» Раздела XXII «Производство строительных материалов» «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда...», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. № 298/П-22 (ред. от 29.05.1991 г.).

В судебном заседании истец и его представитель Галиева А.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Суд приходит к следующим выводам.

04.12.2009 года, а не в 2010 году, как указано в иске, Антошкин В.М. обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда, предусмотренной п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий № 112 от 03.03.2010 года Антошкину В.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, стаж Антошкина В.М. на соответствующих видах работ составил 6 лет 5 месяцев 29 дней при требуемом стаже 10 лет, страховой стаж составил 35 лет 9 месяцев 23 дня при требуемом стаже 25.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 87 от 03.03.2010 года Комиссия отказалась включить в специальный стаж Антошкина В.М. следующие периоды работы:

с 07.01.1971 г. по 01.06.1977 г. - в должности электромонтера-кабельщика кабельное группы на Сурхандарьинском предприятии электрических сетей (республики Узбекистан), в том числе период прохождения воинской службы по призыву с12.12.1972 года по 12.12.1974 г.;

с 27.06.1977 г. по 31.10.1980 г. - в должности бетонщика ПМК-106 тресте «Ивановоирсовхозстрой»;

с 01.07.1999 г. по 11.10.1999 г. - останов оборудования в резерв в связи с отсутствием теплового потребления в период работы на Ивановской ТЭЦ-3, назначить досрочную трудовую пенсию с момента первоначального обращения, взыскать судебные расходы.

Условия и порядок пенсионного обеспечения урегулированы Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно статье 1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим законом.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеназванного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, для мужчин на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2007 г. установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 утвержден Список производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно разделу XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка №2 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено:

электромонтерам по ремонту и монтажу кабельных линий, постоянно занятым на работах в кабельных тоннелях, траншеях, расположенных в местах установки котельного, турбинного оборудования, оборудования топливоподачи (код профессии 2140000а-19859);

электромонтерам-кабельщикам, постоянно занятым на работах в кабельных тоннелях, траншеях, расположенных в местах установки котельного, турбинного оборудования, оборудования топливоподачи (код профессии 2140000а-19859).

В Списке № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. № 1173, действовавшем в тот период, профессии электромонтера - кабельщика, кабельщика вообще не предусмотрены. В разделе XIV электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство данного списка предусмотрены электромонтеры дежурные, электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.

Истец не представил суду доказательства того, что работал на производстве и в цехах, оговоренных в Списках.

Согласно п.5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда от 27.02.2002 г. № 16/19 па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии по старости в соответствии со ст.27 Закона от 17.12.2001 г. в дополнение к основным документам, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

Представленные истцом справки из АООТ Сурхандарьинские электрические сети от 12.05.2004 года, от 29.06.2004 года не могут быть приняты во внимание, так как не содержат основания их выдачи, а также в справках не отражено, был ли занят Антошкин В.М. в качестве электромонтера-кабельщика на работах в кабельных тоннелях, траншеях, расположенных в местах установки котельного, турбинного оборудования, оборудования топливоподачи, как это предусмотрено Списком №2, утвержденным постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10. или в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, как это предусмотрено Списком № 2 утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. № 1173

Трудовая книжка, являясь основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, не содержит в данном случае сведений, подтверждающих, что в результате профессиональной деятельности организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Кроме того, согласно представленным копиям приказов по Сурхандарьинскому предприятию электрических сетей, истец в период с 07.01.1971 г. до исполнения 18 лет (05.12.1971 г.) использовался как второе лицо и был закреплен для обучения.

В соответствии с пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, период начального профессионального обучения на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в специальный стаж в тех случаях, когда в статьях 27 и 28 Федерального закона или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.

Время начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается.

Таким образом, ученики правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не пользуются.

Кроме того, норма, аналогичная пп. 3 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ранее была предусмотрена п. «г» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно ст. 91 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

То есть обучение профессии на рабочем месте могло включаться только в общий трудовой стаж, но не в специальный трудовой стаж.

Необходимо отметить, что согласно трудовой книжке истец работал на Сурхандарьинском предприятии электрических сетей в период с 07.01.1971 г. по 21.11.1972 г. и с 22.01.1975 г. по 01.06.1977 г.

Служба в Вооруженных Силах СССР приравнивалась к работе, указанной в Списке № 2, в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972, изданного в соответствии со ст.60 Закона СССР «О государственных пенсиях в РФ», принятого Верховным Советом СССР от 14.07.1956 г.

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590 в соответствии с которым период прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, утратило силу в связи с принятием Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1991 г. №340-1. Таким образом, была обеспечена необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан была создана возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Следовательно, у суда нет правовых оснований для зачета в исчисление специального стажа периода прохождения воинской службы по призыву с 12.12.1972 г. по 18.12.1974 г.

Период работы с 27.06.1977 г. по 31.10.1980 г. - в должности бетонщика ПМК-106 треста «Ивановоирсовхозстрой» не подлежит включению в исчисление специального стажа.

Согласно справке работодателя Антошкин В.М. выполнял работы по формовке и укладке бетона на вновь строящемся объекте. Данные работы не поименованы Списком, дающем право на досрочное назначение пенсии.

ПМК 106 и трест «Ивановоирсовхзозстрой» являлись строительными организациями, а не предприятиями промышленности строительных материалов, не производили строительные материалы, поэтому неправомерным является применение истцом позиции 2180800а «а» Рабочие» Подраздела 8 «Производство железобетонных и бетонных изделий» Раздела XVII «Производство строительных материалов» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 (ред. 02.10.1991) и позицией 139 «Формовщик железобетонных изделий и конструкций (бетонщик), занятый: а) на вибростолах, виброплощадках, виброштампах, кассетных установках с ручными вибраторами при производстве бетонных работ» Подраздела «Производство железобетонных и бетонных изделий и конструкций» Раздела XXII «Производство строительных материалов» «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда...», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. № 298/П-22 (ред. от 29.05.1991г.).

Период с 01.07.1999 г. по 11.10.1999 г. - останова оборудования АО «Ивэнерго» ИвТЭЦ-3 в резерв в связи с отсутствием теплового потребления не подлежит включению в исчисление специального стажа.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Ссылка истица на справку работодателя от 10.06.2010 г. №115-46/130 как на документ, подтверждающий его занятость на работах, предусмотренных Списком, является необоснованной. Согласно данной справке работодателем подтвержден только период работы истца, а не специальные условия его работы.

Согласно ответу от 24.08.2011 года Ивановского филиала ОАО «ИГТК-6» - правопреемника АО «Ивэнерго» ИвТЭЦ-3, в период останова основного оборудования Ивановской ТЭЦ-3 в связи с отсутствием теплового потребления с 01.07.1999 г. по 11.10.1999 г. Антошкин В.М. выполнял обязанности электромонтера по ремонту и монтажу кабельных линий на оборудовании, находящемся в резерве. Разделка свинцовых муфт Антошкиным В.М. в указанный период не производилась. В связи с вышеизложенным, период работы Антошкина В.М. с 01.07.1999 г. по 11.10.1999 г. в льготный трудовой стаж не включен.

Указанные сведения подтверждаются копией приказа № 187 от 21.05.1999г. "Об останове оборудования".

Таким образом, у суда нет правовых оснований для включения в исчисление специального стажа оспариваемых периодов.

Оценка пенсионных прав Антошкина В.М. ответчиком произведена правильно, в назначении пенсии Антошкину В.М. отказано законно.

Иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Отказать в удовлетворении иска Антошкина В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                         Е.Н. Земскова