2-2501/2011 О защите пенсионного права



Дело № 2- 2501 / 11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием истца Смирновой Н.Н.,

представителя ответчика Шлыковой Н.Е.,

27 октября 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Смирновой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

установил:

Смирнова Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать ответчика засчитать в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, периоды работы с 23.06.1995 г. по 01.02.2001 г. в должности фельдшера-лаборанта в бактериологической лаборатории областного противотуберкулезного диспансера объединения «Фтизиатрия» г. Иваново, с 23.03.1998 г. по 18.04.1998 г., с 14.11.2005 г. по 18.11.2005 г. - курсы повышения квалификации, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии, а именно - с 08.08.2011 г.

Иск обоснован тем, что она 08 августа 2011 г. подала заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Протоколом № 426 от 16 сентября 2011 г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан её специальный стаж признан равным 24 годам 04 месяцам 16 дням, при требуемом - 30 лет. При подсчете специального стажа не учтены следующие периоды:

1) с 23.06.1995 г. по 01.02.2001 г. - работа в должности фельдшера-лаборанта в

бактериологической лаборатории областного противотуберкулезного диспансера объединения «Фтизиатрия» г. Иваново (календарная продолжительность периода -5 лет 07 месяцев 09 дней).

2) с 23.03.1998 г. по 18.04.1998 г., с 14.11.2005 г. по 18.11.2005 г. - обучение на курсах повышения квалификации (совокупная продолжительность периодов - 31 календарный день).

Она считает, что отказ включить в специальный трудовой стаж указанные выше периоды нарушает её право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истица Смирнова Н.Н. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд приходит к следующим выводам.

08 августа 2011 г. Смирнова Н.Н. подала заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Протоколом № 426 от 16 сентября 2011 г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан её специальный стаж признан равным 24 годам 04 месяцам 16 дням, при требуемом - 30 лет. При подсчете специального стажа не учтены следующие периоды:

1) с 23.06.1995 г. по 01.02.2001 г. - работа в должности фельдшера-лаборанта в

бактериологической лаборатории областного противотуберкулезного диспансера объединения «Фтизиатрия» г. Иваново (календарная продолжительность периода - 5 лет 07 месяцев 09 дней).

2) с 23.03.1998 г. по 18.04.1998 г., с 14.11.2005 г. по 18.11.2005 г. - обучение на курсах повышения квалификации (совокупная продолжительность периодов - 31 календарный день).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно пунктам 3 и 6 указанных Правил, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, а также в структурных подразделениях организаций, указанных в перечне.

Данным Списком из объединений предусмотрено лишь Республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов, а противотуберкулезные диспансеры не указаны в числе структурных подразделений организаций.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001г.

К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 г. до дня вступления в силу 12.11.2002 г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

В соответствии с постановлением от 06.09.1991 г. № 464 правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Областной противотуберкулезный диспансер, входивший в состав объединения: «Фтизиатрия»: а) всегда являлся и является государственным учреждением здравоохранения, т.е.подведомственен департаменту (ранее - Управление) здравоохранения Ивановской области; б) не изменял целей и направлений своей лечебной деятельности.

Следовательно, исходя из смысла правовой позиции, определенной постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004 г., в моем случае отказом в назначении досрочной трудовой пенсии был нарушен принцип равенства (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), поскольку данный отказ дифференцирует работников, осуществляющих одну и ту же по своим функциональным обязанностям деятельность в зависимости даже не     от типа учреждения, а от того, что противотуберкулезные учреждения области, не изменяя собственных наименований и направлений деятельности были объединены в целях оптимизации управления в сфере фтизиатрии.

Дифференциация может осуществляться только с соблюдением требований Конституции РФ, вытекающих из принципа равенства (ст. 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели. Неверно выбранная органами государственной власти организационно-правовая форма + желание сократить расходы и оптимизировать управление во фтизиатрии не соответствуют определению конституционно значимые цели.

Соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (медицинские работники), которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях - Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П).

То есть, вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы периода, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям и профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

В период повышения квалификации работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации», устанавливающей, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. С этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, т.е в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516): в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В п. 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30)

Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), говорят о том, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В период нахождения на курсах повышения квалификации, медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных        психоэмоциональных, физических и иных факторов.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Смирновой Наталии Николаевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 23.06.1995 г. по 01.02.2001 г. в должности фельдшера-лаборанта в бактериологической лаборатории областного противотуберкулезного диспансера объединения «Фтизиатрия» г. Иваново, с 23.03.1998 г. по 18.04.1998 г., с 14.11.2005 г. по 18.11.2005 г., - курсы повышения квалификации, назначить Смирновой Н.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                       Е.Н. Земскова