2-1949/2011 О признании действий незаконными



Дело № 2 - 1949/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2011 года                                                                                  г.Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Козловой Н.А.,

при секретаре Чикариной Т.В.,

с участием истца Рыбакова А.Г. и его представителя Репина Д.Л.,

представителя ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области и Федеральной службы исполнения наказаний России по доверенности Курициной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбакова А.Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области о признании действий, бездействий незаконными, выдаче жилищного сертификата, взыскании ущерба и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Рыбаков А.Г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области, в котором просил признать незаконными действия по не включению его в сводный список граждан - получателей сертификатов в 2011 году, признать незаконными бездействие ответчика по исполнению судебного решения Фрунзенского районного суда г. Иваново от 14.12.2010 года, а также о понуждении ответчика компенсировать ущерб, причиненный ему незаконными действиями и бездействием, путем предоставления истцу социальной выплаты в соответствии со среднерыночной стоимостью 1 кв.м по субъекту РФ на момент выплаты общей площади жилья из расчета на состав семьи из четырех человек на приобретение жилого помещения общей площадью 54 кв.м в соответствии с предоставленным в УФСИН по Ивановской области заявлением, компенсировать моральный вред в размере 1 500 000 рублей и судебные расходы, а также вынести в адрес директора ФСИН России частное постановление о допущенных нарушениях закона.

В судебном заседании истец требования иска дополнил, просил привлечь в качестве соответчика по делу Федеральное казенное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения» (далее - ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России) и обязать соответчиков выдать ему жилищный сертификат на приобретение жилья в 2011 году на состав семьи из одного человека, признать незаконными бездействие УФСИН России по Ивановской области по не рассмотрению его заявлений о разъяснении возможности и порядка получения сертификата либо денежных средств от 18.02.2011 г., а также обеспечении выделения и выдачи жилищного сертификата. Кроме того, просил обязать УФСИН России по Ивановской области возместить ему затраты на медикаменты, использованные на лечение малолетнего сына "М" в сумме 9479,85 руб., поскольку не предоставление жилья пагубно отразилось на его здоровье. Просил взыскать с УФСИН России по Ивановской области 40 000 руб. за причиненный ему и его семье вред.

Иск мотивирован тем, что Рыбаков А.Г. проходил службу в УФСИН России по Ивановской области с 22.07.1996 года по 06.05.2009 года. Приказом № 296 ЛС от 06.05.2009 года он был уволен со службы по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). Выслуга лет на 06.05.2009 года составила: календарная - 15 лет 02 месяца 04 дня, льготная - 21 год 09 месяцев 02 дня. Истец состоял в очереди на получение жилья с 12.12.2001 года. 19 мая 2009 года он подал рапорт с просьбой включить его в состав участников федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно протокола заседания жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области № 46 от 03.07.2009 года, Рыбаков был включен в список кандидатов на участие в программе «Жилище» на 2002-2010 годы. Однако вследствие незаконных действий УФСИН России по Ивановской области истец был лишен права на получение жилищного сертификата в 2010 году, что было установлено вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда от 14.12.2010 года. Во исполнение судебного решения истец обратился в УФСИН России по Ивановской области с просьбой обеспечить выделение и выдать ему жилищный сертификат в 2011 году. Однако, несмотря на вынесенное судебное решение, истцу было отказано во включении его в список получателей сертификатов в 2011 году, чем были нарушены его права получение жилья.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных пояснениях.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.

Представитель УФСИН России по Ивановской области и ФСИН России Курицина Е.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск(л.д. 19-23)и пояснила, что решение суда от 14.12.2010 года исполнено УФСИН России по Ивановской области, Рыбаков включен в сводный список граждан участников подпрограммы в 2010 году, который направлен в ФБУ ЦГИЖБО ФСИН России за исходящим номером 38\22\2-894 от 24.12.2010 г. 05.05.2011 г. на заседании жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области Рыбаков включен в список участников программы на 2011 год. Также эти документы рассматривались при составлении списка получателей жилищных сертификатов в 2011 году. Выписка из протокола № 68 заседания жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области от 05.05.2011 г. направлена в адрес Рыбакова 15.05.2011 г. за исходящим номером № 338. Так как контрольная цифра выделенных УФСИН России по Ивановской области бюджетных средств составляет 1576,8 руб., в сводный список получателей сертификатов в 2011 году мог быть включен только один человек. Реализация права заявителя осуществляется в хронологическом порядке по дате постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому в сводный список получателей сертификатов на 2011 год включена М.Н.А., принятая на учет 01.08.1994 г.. В сводный список граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году принимая во внимание решения суда включены С.Е.В. и Р.Д.Л.

Кроме того, представитель ответчика считает, что оснований для взыскания убытков и компенсации морального вреда не имеется, т.к. действующее законодательство не предусматривает возможности возмещения морального вреда при ущемлении имущественных прав граждан. Доказательств нарушения неимущественных прав Рыбакова истцом не представлено, а также не обоснован размер заявленного морального вреда, так как не доказана вина ответчика, причинно-следственная связь между действиями УФСИН и последствиями, на которые указывает Рыбаков, а также сами последствия, поскольку истец не лишен права на получение сертификата и участия в программе, не исключен из очереди на получение жилья, доказательств причинения какого-либо вреда истцу либо членам его семьи не представлено.

ФБУ ЦГИЖБО ФСИН России своего представителя для участия в деле не направило, представив по делу письменный отзыв, из содержания которого следует, что исковые требования ответчик не признает по следующим основаниям. Формирование списков граждан, планируемых к получению сертификатов на планируемый год, относится к компетенции территориального органа, в котором участники подпрограммы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Центр полномочий для включения Рыбакова А.Г. в сводный список получателей сертификатов не имеет. Вопрос о выдаче сертификата истцу Центром в 2011 году не рассматривался, т.к. Рыбаков не был включен в список граждан, планируемых к получению сертификатов на 2011 год. Средства, выделенные ФСИН России на реализацию подпрограммы в 2011 году, использованы полностью. Требование о выплате компенсации за причинение морального вреда не соответствует действующему законодательству РФ.

Суд, выслушав пояснения истца, его представителя и представителя ответчиков, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" (с внесенными изменениями) в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Материалами дела установлено, что Рыбаков А.Г. является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии УИН Минюста России по Ивановской области Рыбаков А.Г. поставлен на очередь на получение жилья с 14.05.2011 г., то есть имел право стать участником программы «Жилище» на 2001-2010 годы.

На основании решения жилищно - бытовой комиссии УФСИН России по Ивановской области № 46 от 03.07.2009 г. Рыбаков А.Г. включен в список кандидатов на участие в программе «Жилище» на 2001-2010 годы.

Указанные выше обстоятельства установлены решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 14 декабря 2010 года и в соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 14.12.2010 года иск Рыбакова А.Г. удовлетворен частично. Признаны незаконными действия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области в части отказа во включении Рыбакова А.Г. в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области на 2010 год. На УФСИН России по Ивановской области возложена обязанность по включению Рыбакова А.Г. в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года по УФСИН России по Ивановской области на 2010 год. В пользу Рыбакова с УФСИН России по Ивановской области взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано (л.д.9-12).

Решение суда вступило в законную силу 16 февраля 2011 года.

Гарантированное ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений.

Это подтверждается ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 2 ст. 13 ГПК РФ.

Согласно ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Обязанность надлежащего исполнения судебного решения должна обеспечиваться ответственностью за уклонение от такого исполнения. Виды ответственности определяются положениями гражданского законодательства РФ, а также международными обязательствами РФ.

       Материалами дела, бесспорно установлено, что действия, бездействие УФСИН по Ивановской области по не включению Рыбакова А.Г. в сводный список лиц, получателей сертификата на 2010 год судебным решением от 14.12.2010 года признаны не законными. В целях восстановления нарушенного права истца (Рыбакова А.Г.) суд в резолютивной части решил: обязать УФСИН России по Ивановской области включить Рыбакова А.Г. в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области на 2010 год.

В этой связи доводы представителя УФСИН по Ивановской области о том, что ими решение суда исполнено в точном соответствии с его резолютивной частью, что подтверждается представленным дополнительным списком, направленным в ФБУ ЦГИЖБО ФСИН России 24.12.2010 г., согласно которого Рыбаков А.Г. был включен в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области на 2010 год (л.д.26), по мнению суда, являются заслуживающими внимания.

        Решение суда вынесено 14.12.2010 г. года, вступило в силу 16.02.2011 г., а именно, в период, когда срок реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на дату рассмотрения гражданского дела истек, вместе с тем, во исполнение тех обязательств, которые возникли в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 принята новая программа реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.

         Поэтому, суд считает, что вне зависимости от того, что Рыбаков был признан получателем сертификата в 2010 году, при решении вопроса о формировании сводного списка получателей сертификата в 2011 году он должен был быть включен в указанный список вне очереди, поскольку его права на получение сертификата были нарушены и не реализованы в связи с незаконными действиями (бездействием) УФСИН России по Ивановской области.

Таким образом, суд считает, что при формировании сводного списка получателей сертификата в 2011 году УФСИН России по Ивановской области должна была учитываться обязательность принятого судом решения по Рыбакову А.Г., в связи с чем он должен был являться получателем сертификата в 2011 году за номером один (№1).

         Вместе с тем, согласно представленному в материалы дела протоколу заседания жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области № 68 от 05 мая 2011 года, комиссией принято решение об утверждении сводного списка получателей сертификатов в 2011 году в составе М.Н.А. Кроме того, в резервный список на получение сертификатов включены С.Е.В. и Р.Д.Л. (л.д.14-15).

По мнению суда, говоря о неисполнении судебного решения ответчиком, истец ошибочно полагает, что УФСИН по Ивановской области после вступления судебного решения в законную силу должен выдать истцу жилищный сертификат. Согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 ) и ныне действующей Программы ответчик лишь формирует сводный список получателей сертификата, но не является лицом, в круг полномочий которого входит выдача жилищного сертификата.

Согласно п.25 Приказа ФСИН РФ от 04.06.2007 N 287 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе", ФСИН России на основании представленных сводных списков и учетных дел граждан - получателей жилищных сертификатов организует работу по их рассмотрению, рассчитывает размер субсидий в соответствии с правилами подпрограммы, оформляет бланки жилищных сертификатов и осуществляет их выдачу представителям территориальных органов, образовательных учреждений УИС. Выданные сертификаты учитываются по книге учета выданных сертификатов, которая ведется по установленной форме. Копии учетных дел граждан - участников подпрограммы, на чье имя оформлены бланки сертификатов, остаются на хранение в подразделении ФСИН России, ответственном за реализацию подпрограммы.

Основанием для отказа в выдаче сертификата является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 21 настоящей Инструкции, или недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. В случае выявления указанных недостатков рассмотрение вопроса о выдаче сертификата откладывается до устранения выявленных недостатков.

То есть, говоря о праве Рыбакова А.Г. на получение сертификата, суд в рамках заявленных требований рассмотрел вопрос о незаконности действий УФСИН по Ивановской области по не включению истца в списки получателей жилищного сертификата, но не решал вопрос о понуждении кого-либо выдать данный сертификат в связи с отказом в его получении, поскольку данный вопрос после включения Рыбакова А.Г. в списки получателейпередается на рассмотрение во ФСИН России, как это предусмотрено п.25 Инструкции.

Что касается требований истца о возмещении ему вреда в размере 40 000 руб. а также расходов на приобретение медикаментов для малолетнего ребенка, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с гражданским законодательством возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.

Истцом доказательств причинения вреда, повлекшего возникновение убытков не доказано. Приобретение медикаментов на лечение ребенка само по себе не свидетельствует о том, что указанные расходы понесены в связи с действиями, бездействиями УФСИН России по Ивановской области. При таких обстоятельствах, факт наличия убытков истцом не доказан.

Вместе с тем, судом бесспорно установлено, что у истца возникло право на получение жилищного сертификата в 2010 году, в связи с включением его в списки получателей на указанный год. Однако, материалами дела подтверждается, что истцу сертификат на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не выдан, несмотря на включение Рыбакова А.Г. в список участников подпрограммы на 2010 год. Решения об отказе в выдаче ему сертификата уполномоченным органом не принято. Оснований для отказа в выдаче сертификата Рыбакову А.Г. до настоящего времени не установлено. В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования о выдаче жилищного сертификата в целях надлежащего исполнения вступившего в законную силу судебного решения от 14 декабря 2010 года, т.к. результатом исполнения судебного решения, при отсутствии каких-либо вновь установленных препятствий, должно было стать получение Рыбаковым А.Г. жилищного сертификата. При этом суд считает необходимым возложить обязанность по выдаче сертификата на ФСИН России.

Возложение обязанности по выдаче сертификата на указанный орган суд обосновывает п.25 Приказа ФСИН РФ от 4.06.2007 года № 287 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификата гражданам-участникам программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, зарегистрированной в Минюсте РФ 25 июня 2007 года № 9697. Суд полагает, что несмотря на наличие приказа от № 556 от 28 декабря 2010 года и Устава ФБУ ЦЖКХ ФСИН России, приобщенных к материалам дела, согласно которых к полномочиям ФБУ ЦЖКХ ФСИН России относится, в том числе, и выдача жилищных сертификатов, для граждан обязанным органом по выдаче жилищных сертификатов является ФСИН России. Изменений в указанный документ в связи с принятием новой Программы, или в связи с передачей полномочий по решению вопросов о выдаче жилищных сертификатов ФБУ ЦЖКХ ФСИН России не вносилось. В порядке исполнения судебного решения указанная обязанность может быть возложена и на ФБУ ЦЖКХ ФСИН России.

С доводами представителя ответчика о том, что Рыбаков А.Г. должен каждый год подавать заявление, подтверждая тем самым свое желание участвовать в подпрограмме, суд считает несостоятельным, т.к. обратившись в суд с иском о признании действий УФСИН России по Ивановской области по отказу во включении его в сводный список участников подпрограммы незаконными, Рыбаков А.Г. однозначно заявил свою позицию о своем желании участвовать в подпрограмме на 2010 год, однако, до настоящего времени вопрос о получении им жилищного сертификата по списку на 2010 год своего окончательного разрешения не получил.

В отношении заявленных истцом требований о компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминается ли соответствующий способ их защиты (см. абз. 2 - 4 п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 N 10). В частности, Конституционный Суд указал на возможность применения ст. 151 ГК РФ в случаях неисполнения судебных решений по искам к РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, поскольку право на защиту является личным неимущественным (см. Определение КС РФ от 03.07.2008 N 734-О-П).

В данном случае, права Рыбакова А.Г. по исполнению судебного решения не нарушены, поскольку УФСИН по Ивановской области исполнил судебное решение в формальном соответствии с резолютивной частью решения. Вывод суда о необходимости удовлетворения требования истца о выдаче сертификата основан не на признании действий, бездействий УФСИН России по Ивановской области незаконными, а сделан в целях необходимости завершения процедуры получения жилищного сертификата Рыбаковым А.Г. с учетом имеющегося судебного решения.

Доводы Рыбакова о том, что УФСИН России по Ивановской области не рассмотрел его заявления от 18.02.2011 г. и от 18.05.2011 г., своего подтверждения не нашли. Представителем УФСИН России по Ивановской области в материалы дела представлены ответы на обращения Рыбакова от 15 марта 2011 года (л.д.169) и от 24 мая 2011 года (л.д.39).

Таким образом, исковые требование Рыбакова А.Г. о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат к взысканию расходы по уплате госпошлины в размере, пропорциональном удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                          

                                                                         РЕШИЛ:

Исковые требования Рыбакова А.Г. удовлетворить частично.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России выдать Рыбакову А.Г. жилищный сертификат.

Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Рыбакова А.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись