2-2651/2011 О восстановлении срока подачи заявления о выплате пенсионных накоплений застрахованного умершего лица



Дело № 2-2651/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября     2011 года                                       г. Иваново Ивановской области

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Е.В.

при секретаре Моревой Э.Н.

с участием истца Есаковой С.В., представителя ответчика Шлыковой Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Есаковой С.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Е.Е.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о восстановлении срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Е.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о восстановлении срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица Е.С.В., умершего 5 февраля 2011 года.

Требования мотивированы тем, что при обращении к ответчику с заявлением о выплате указанных средств ей было в этом отказано из-за пропуска срока для подачи такого заявления. Причина пропуска срока - незнание закона (л.л.д. 2-3).

В судебном заседании истец поддержала исковое требование. Пояснила, что пропустила предусмотренный законом срок на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица в виду своей правовой неграмотности, незнания закона и прав своей несовершеннолетней дочери в отношении средств пенсионных накоплений умершего супруга. О возможности получения указанных денежных средств узнала недавно от знакомых. Сообщение о состоянии лицевого счета супруга из УПФР она не получала.

Представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенным к материалам дела. Из данного отзыва следует, что у истца нет доказательств уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Истица в Управление ПФ с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений не обращалась, Управление, получив сведения о смерти застрахованного лица, закрыло индивидуальный лицевой счет умершего (л.д. 15).

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111 - ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

В соответствии с п. 9 Правил выплаты Пенсионным Фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3.11.2007 г. № 741, срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений - средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 1155 ГПК РФпо заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Из пояснений сторон и материалов дела следует, что 5 февраля 2011 года умер Е.С.В., что подтверждается свидетельством о смерти - I ФО № 795439 от 7 февраля 2011 года (л.д. 7).

В специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лицаимеются средства пенсионных накоплений, что нашло свое подтверждения в пояснениях ответчика.

Супруга умершего Е.С.В. и несовершеннолетняя дочь - Е.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с п. 2 «Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального счета», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.207 г. № 741, являются правопреемниками по закону, которым соответствующая выплата производится в первую очередь. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о заключении брака между Е.С.В. и Е.С.В. (до брака Артамоновой) I ФО № 280295 от 23 октября 1997 года (л.д. 5), свидетельством о рождении Е.Е.С. I-ФО № 296880 от 26 ноября 1997 года (л.д. 4).

В настоящее время истец и ее несовершеннолетняя дочь не могут получить средства пенсионных накоплений, оставшихся после смерти застрахованного лица, т.к. уведомлением от 11 октября 2011 года истице возвращено без исполнения заявление о выплате средств пенсионных накоплений по причине пропуска срока, установленного п. 9 указанных выше Правил (л.д. 8).

Поскольку указанными выше правилами не установлены критерии уважительных причин пропуска исследуемого срока, то суд считает правомерным использовать в данном случае аналогию права.

Учитывая принцип равенства всех перед законом, закрепленный в ч.1 ст. 19 Конституции РФ, принцип действия закона во времени, в частности, то обстоятельство, что п. 3 ст. 38 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», установивший срок на обращение правопреемников с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, был введен Федеральным законом от 9 мая 2005 года № 48 - ФЗ, то есть еще до смерти застрахованного лица, чьим правопреемником является истица, суд не может расценить в качестве уважительной заявленную истицей причину пропуска срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений, поскольку, исходя из общих правовых норм, незнание законных прав не является основанием для освобождении соответствующего лица от последствий действия незнаемого закона.

При этом суд отмечает то обстоятельство, что причина пропуска истицей соответствующего срока никак не может быть связана непосредственно с ее личностью. Из паспортных данных истицы установлено, что она рождена 19 июля 1957 года рождения, т.е. находится в том возрасте, который не является пожилым или преклонным, она является дееспособным и грамотным человеком, что также проверено судом при приеме иска к производству суда и рассмотрении дела по существу.

Суд считает также, что в данном случае отсутствует вина ответчика в неосведомленности истицы о праве на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица. В соответствии с п. 8 Правил выплаты Пенсионным Фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3.11.2007 г. № 741, территориальный орган пенсионного Фонда по месту жительства застрахованного лица, получив сведения о смерти застрахованного лица (п. 7 ст. 6 ФЗ от 1 апреля 1996 г. № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», п. 2 ст. 12 ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143 - ФЗ «Об актах гражданского состояния»), может принять меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, только в том случае, когда имел место факт подачи таким застрахованным лицом при жизни заявления о распределении средств пенсионных накоплений, в котором указываются конкретные правопреемники, их адреса места жительства и т.п.

Поскольку в данном случае такого заявления от застрахованного лица в УПФР не поступало, что следует из сообщения ответчика (не опровергнутого истцом), то у ответчика отсутствовали сведения о его правопреемниках, а, значит, отсутствовала сама возможность известить их о соответствующем праве.

С учетом добытых в суде доказательств по спору суд не усматривает оснований для удовлетворения иска Е.С.В.

Вместе с тем, суд считает, что заявленная истицей причина, по которой она пропустила срок для обращения в УПФР с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в интересах своего несовершеннолетнего ребенка, может служить основанием для восстановления этого срока другому правопреемнику - несовершеннолетней дочери умершего - Е.Е.С., которая в силу своего малолетнего возраста к моменту открытия наследства не могла знать закон и, не обладая гражданской дееспособностью (ст. 21 ГК РФ), не могла своевременно подать в УПФР соответствующее заявление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Восстановить Есаковой С.В., действующей в интересах несовершеннолетней Е.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица Е.С.В., умершего 5 февраля 2011 года. В оставшейся части в удовлетворении иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись