Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н., при секретаре Чихун М.В., с участием истца Якуниной Л.А., представителя ответчика Шлыковой Н.Е., представителя третьего лица Департамента социальной защиты населения Садовской Н.А., 06 декабря 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Якуниной Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, установил: Якунина Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы: с 04.09.1978 г. по 05.10.1978 г., с 06.07.1979 г. по 23.07.1979 г. - в должности медицинской сестры палатной и врача-терапевта в терапевтическом отделении объединения 4-й городской клинической больницы г. Иваново; с 01.11.1999 г. по 21.06.2001 г. - в должности врача-терапевта в областном государственном учреждении санатории-профилактории управления социальной защиты населения администрации Ивановской области; с 12.03.1998 г. по 14.05.1998 г., с 01.09.2003 г. по 30.10.2003 г., с 06.03.2008 г. по 30.04.2008 г., с 11.01.2010 г. по 18.01.2010г., с 02.02.2010г. по 11.02.2010 г., с 02.03.2010 г. по 15.03.2010 г., с 02.04.2010 г. по 07.04.2010 г., с 04.05.2010 г. по 07.05.2010 г., с 01.06.2010 г. по 07.06.2010 г. - обучение на курсах повышения квалификации, назначить пенсию с момента первоначального обращения. Иск обоснован тем, что она 04 мая 2011 г. подала заявление о назначении мне досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, осуществлявшему такого рода деятельность не менее 30 лет. Протоколом № 366 от 03 августа 2011 г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан её специальный стаж признан равным 27 годам 6 месяцам 5 дням при требуемом - 30 лет. В специальный стаж не засчитаны следующие периоды: 1) с 04.09.1978 г. по 05.10.1978 г., с 06.07.1979 г. по 23.07.1979 г. - работа в должности медицинской сестры палатной и врача-терапевта в терапевтическом отделении объединения 4-й городской клинической больницы г. Иваново (продолжительность периода - 1 месяц 20 дней). 2) с 12.03.1998 г. по 14.05.1998 г., с 01.09.2003 г. по 30.10.2003 г., с 06.03.2008 г. по 30.04.2008 г., с 11.01.2010 г. по 18.01.2010 г., с 02.02.2010 г. по 11.02.2010 г., с 02.03.2010 г. по 15.03.2010 г., с 02.04.2010 г. по 07.04.2010 г., 04.05.2010 г. по 07.05.2010 г., с 01.06.2010 г. по 07.06.2010 г. - обучение на курсах повышения квалификации (общая продолжительность периодов - 7 месяцев 16 дней). 3) с 01.11.1999 г. по 21.06.2001 г. - работа в должности врача-терапевта в областном государственном учреждении санатории-профилактории управления социальной защиты населения администрации Ивановской области (общая продолжительность периода - 1 год 7 месяцев 21 день). Однако она не согласна с исключением из специального стажа указанных выше периодов по следующим основаниям. В спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое закрепляло право на пенсию за выслугу лет (согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, раздел II, пункт 1) за всеми медицинскими сестрами и врачами независимо от наименования должности в больничных учреждениях всех типов и наименований. Кроме того, пунктом 2 Примечаний к Перечню предусматривалось, что «работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций». В период повышения квалификации работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации», устанавливающей, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. С этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, т.е, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516). Исходя из смысла правовой позиции, определенной постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004 г., полагает, что в её случае отказом в назначении досрочной трудовой пенсии был нарушен принцип равенства (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), поскольку данный отказ дифференцирует работников, осуществляющих одну и ту же по своим функциональным обязанностям деятельность в зависимости от типа учреждения. Наименование учреждения "санаторий" включено в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 и в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального «О трудовых пенсиях в Российской федерации», а наименование учреждения «санаторий-профилакторий» по своей сути тождественно наименованию "санаторий". Областное государственное учреждение санаторий-профилакторий управления социальной защиты населения администрации Ивановской области относилось к организациям, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, что подтверждается Уставом организации. В судебном заседании истце Якунина Л.А. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Представитель третьего лица Садовская Н.А. пояснила, что по её мнению период с 01.11.1999 г. по 21.06.2001 г. - работа в должности врача-терапевта в областном государственном учреждении санатории-профилактории управления социальной защиты населения администрации Ивановской области подлежит включению в специальный стаж. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. 04.05.201 Якунина Л.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе (далее - Управление) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в досрочном назначении трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Комиссия не включила в специальный стаж периоды работы: с 04.09.1978 г. по 05.10.1978 г., с 06.07.1979 г. по 23.07.1979 г. - в должности медицинской сестры палатной и врача-терапевта в терапевтическом отделении 4-й городской клинической больницы г.Иваново; с 01.11.1999 г. по 21.06.2001 г. - в должности врача-терапевта в областном государственном учреждении санатории-профилактории управления социальной защиты населения администрации Ивановской области; с 12.03.1998 г. по 14.05.1998 г., с 01.09.2003 г. по 30.10.2003 г., с 06.03.2008 г. по 30.04.2008 г., с 11.01.2010 г. по 18.01.2010г., с 02.02.2010г. по 11.02.2010 г., с 02.03.2010 г. по 15.03.2010 г., с 02.04.2010 г. по 07.04.2010 г., с 04.05.2010 г. по 07.05.2010 г., с 01.06.2010 г. по 07.06.2010 г. - обучение на курсах повышения квалификации. В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение льготной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В том случае, если занимаемая должность или учреждение, в котором протекала трудовая деятельность, не перечислены в Списках от 29.10.2002 года № 781, следует применять Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов ГД, а также ГС Республики Соха, Думы Чукотского АО и жалобами ряда граждан» (так же следует иметь ввиду основополагающие Определения Конституционного суда РФ от 5.11.2002 года № 320-О по делу С.Ю.И., от 6.03.2003 года № 107-О по делу Т.В.А.) и п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с которыми при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. В соответствии постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г, N° 464, правом на досрочное назначение пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П указывается: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)». Таким образом, указание в наименовании лечебного учреждения, то что больница является объединением не должно умалять моего права на льготное пенсионное обеспечение. Период работы Якуниной Л.А. с 04.09.1978 г. по 05.10.1978 г., с 06.07.1979 г. по 23.07.1979 г. - в должности медицинской сестры палатной и врача-терапевта в терапевтическом отделении 4-й городской клинической больницы г.Иваново подлежит включению в специальный стаж. Периоды обучения на курсах повышения квалификации с 12.03.1998 г. по 14.05.1998 г., с 01.09.2003 г. по 30.10.2003 г., с 06.03.2008 г. по 30.04.2008 г., с 11.01.2010 г. по 18.01.2010г., с 02.02.2010г. по 11.02.2010 г., с 02.03.2010 г. по 15.03.2010 г., с 02.04.2010 г. по 07.04.2010 г., с 04.05.2010 г. по 07.05.2010 г., с 01.06.2010 г. по 07.06.2010 г. не включены ответчиком в специальный стаж истца, т.к. согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочном назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Обучение на курсах повышения квалификации данным списком не предусмотрено. Суд, не соглашаясь с мнением ответчика, отмечает следующее. В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение льготной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.06.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. Поэтому периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, и подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В период повышения квалификации работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации», устанавливающей, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. С этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то есть, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516): в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В п. 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30) Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), говорят о том, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В период нахождения на курсах повышения квалификации, медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов. Правовая позиция о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года. С учетом такой правовой позиции периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке. Период работы истца Якуниной Л.А. с 01.11.1999 г. по 21.06.2001 г. - в должности врача-терапевта в областном государственном учреждении санатории-профилактории управления социальной защиты населения администрации Ивановской области не подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в медицинский стаж также насчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, которым санатории-профилактории не предусмотрены. Пунктом 21 Списка предусмотрены санатории (курорты) ( в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных с ревматизмом, психоневрологические. Не подлежит включению в специальный стаж истца время работы в санатории-профилактории и по постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. Так в соответствии с пунктом 3 данного постановления в выслугу, дававшую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, зачитывались периоды работы после 01.11.1999 г. в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными этим постановлением. Названным Списком санатории-профилактории не предусматривались. Списком ( п. 21) предусматривались санатории (курорты) ( в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных с ревматизмом, психоневрологические. Согласно Уставу от 26.11.1997 года (п. 1), санаторий-профилакторий являлся учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения ( л.д. 27). В Уставе так же указано, что санаторий- профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначенным для проведения лечебно-оздоровительной работы среди льготных категорий граждан. Истица отождествляет свою деятельность с деятельностью в санатории для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Однако, согласно ответу Департамента социальной защиты населения Ивановской области ( л.д. 57) в период с 1999 года по 2001 год санаторий - профилакторий не имел лицензии на медицинскую деятельность. Таким образом, установить профиль санатория-профилактория как предназначенного для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата не представляется возможным. Согласно представленной ОГУ дом-интернат для ветеранов войны и труда «Лесное» ( правопреемник санатория-профилактория) информации о количестве лиц, пролеченных в ОГУ «Санаторий-профилакторий УСЗН администрации Ивановской области» за период с 1999 года по 2001 год, больных ревматизмом было 2, 09%, больных с заболеваниями костно-мышечной систем 3,58%, больных остеохондрозом, радикулитом - 11, 63%, то есть незначительная часть. При этом следует отметить, что в санаторий-профилакторий предоставлялись путевки и здоровым людям ( л.д. 58-59). Указанные обстоятельства так же свидетельствуют о том, что санаторий-профилакторий не являлся учреждением для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 Министерству труда и социального развития РФ было поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Впоследствии Министерство труда и социального развития РФ было преобразовано в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Таким образом, тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений) в судебном порядке не устанавливается. Однако работодатель ОГУ дом-интернат для ветеранов войны и труда «Лесное» может обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с соответствующим запросом. Суд полагает, что в данном случае не имеет места неправильное наименование учреждения, поскольку Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ № 395 от 03.11.1999 года предусматривались в п. 1.7.9 санатории - профилактории. Поскольку даже с учетом включенных по решению суда периодов работы у Якуниной Л.А. не будет иметься необходимой продолжительности специального стажа ни на дату обращения, ни на дату принятия решения, суд оставляет без удовлетворения исковое требование о назначении пенсии. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Иск удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Якуниной Л.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: просит включить в специальный стаж следующие периоды работы: с 04.09.1978 г. по 05.10.1978 г., с 06.07.1979 г. по 23.07.1979 г. - в должности медицинской сестры палатной и врача-терапевта в терапевтическом отделении объединения 4-й городской клинической больницы г. Иваново; с 12.03.1998 г. по 14.05.1998 г., с 01.09.2003 г. по 30.10.2003 г., с 06.03.2008 г. по 30.04.2008 г., с 11.01.2010 г. по 18.01.2010г., с 02.02.2010г. по 11.02.2010 г., с 02.03.2010 г. по 15.03.2010 г., с 02.04.2010 г. по 07.04.2010 г., с 04.05.2010 г. по 07.05.2010 г., с 01.06.2010 г. по 07.06.2010 г. - обучение на курсах повышения квалификации. Отказать в удовлетворении исковых требований Якуниной Л.А. о включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1999 по 21.06.2001 - в должности врача-терапевта в областном государственном учреждении санатории-профилактории управления социальной защиты населения администрации Ивановской области и назначении пенсии с момента первоначального обращения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.Н. Земскова