Дело № 2-2347/11 Решение Именем Российской Федерации г. Иваново 24 октября 2011 года Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего федерального судьи Бабашова А.В., при секретаре Нестерове М.В., с участием представителя истца Денисова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации городского округа Кохма к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора Установил: Истец обратился в суд мотивируя следующими доводами. Решением от 27.07.2011 по делу № 2-95 Ивановским районным суд Ивановской области с Администрации городского округа Кохма в пользу Андреевой Т.С. взыскано 15 000 рублей. 28.07.2011г. судебным приставом-исполнителем Ивановского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области С.К.А. в отношении Администрации, как должника, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу № 2-95 от 27.07.2011 г., а 18.08.2011 г. вынесено Постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы стоимости взыскиваемого имущества, которая составила 5 000 рублей. Решением от 27.07.2011 по делу № 2-438 Ивановским районным судом Ивановской области с Администрации городского округа Кохма в пользу Андреевой Т.С. взыскано 6000 руб. 28.07.2011 судебным приставом-исполнителем Ивановского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области С.К.А. в отношении Администрации, как должника, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу № 2-438 от 27.07.2011 г., а 18.08.2011г. вынесено Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы стоимости взыскиваемого имущества, которая составила 5 000 рублей. Администрация считает взыскание указанной суммы неправомерным и не обоснованным в связи с тем, что исполнение Решения суда администрацией было невозможным в предоставленный для добровольного исполнения срок, поскольку по состоянию на 01.08.2011 на лицевом счете администрации, открытом в Ивановском районном отделении Управления Федерального казначейства по Ивановской области по КБК 116 0104 0020400 500 290 остаток денежных средств составлял сумму в размере 610,97 рублей. Заявка в кассовый план на август месяц была подана 03.08.2011, финансирование на оплату долга в пользу Андреевой Т.С. произведено по мере поступления денежных средств на лицевой счет администрации. 17.08.2011 оба исполнительных документа были исполнены. По гражданскому делу № 2-95, деньги в размере 15 000 руб. перечислены взыскателю платежным поручением № 490507, по делу № 2-438, деньги в размере 6 000 руб. перечислены взыскателю платежным поручением № 490507. Истец считает, что в данном случае, решение суда им исполнено своевременно, наличие какой либо формы вины в его действиях отсутствует, поскольку в тот же день, когда в Администрацию поступили постановления о возбуждении исполнительных производств, главным бухгалтером была сделана заявка в финансовое управление на выделение денежных средств для удовлетворения требований исполнительных документов. После поступления денежных средств на эти нужды в администрацию ( 15.08.2011 г.), они были перечислены взыскателю. Просрочка оплаты с окончания даты, предоставленной для добровольного исполнения требований исполнительного документа составила 8 дней ( с 9 по 17 августа 2011 года). В этой связи истец просит суд в соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»освободить его от уплаты исполнительского сбора, а в случае невозможности освобождения, уменьшить исполнительский сбор. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил суд освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора по обоим постановлениям о взыскании исполнительского сбора. Представитель УФССП по Ивановской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменные возражения на иск, из содержания которых следует, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем в случае если должник не представил тому доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В течениие срока для добровольного исполнения должником требований исполнительных документов, последним в установленных срок они не исполнены, доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Вследствие чего, 18.08.2011 г. судебным приставом-исполнителем вынесены два постановления о взыскании исполнительского сбора с должника Администрации городского округа Кохмы в размере по 5 000 рублей по каждому (л.д. 41,89). Суд выслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетелей находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно, ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Согласно ч.7 ст 112 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Судом установлено, что 28.07.2011 года на основании: исполнительного листа № 2-95 от 27.07.2011 года, выданного Ивановским районным судом о взыскании с должника - Администрации городского округа Кохмы, в пользу взыскателя Андреевой Т.С. денежной суммы в размере 15000 рублей и исполнительного листа № 2-438 о взыскании с того же должника в пользу того же взыскателя 6000 рублей, судебным приставом-исполнителем Ивановского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области С.К.А. возбуждены исполнительные производства за № 12058/11/08/37 и № 12057/11/08/37 соответственно (л.д.44, 45). Указанные постановления поступили в Администрацию городского округа Кохма 3 августа 2011 года, что подтверждается штампами входящей корреспонденции. 28.07.2011 тем же судебным приставом-исполнителем в отношении должника, вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы стоимости взыскиваемого имущества, по каждому из указанных выше исполнительных производств, а именно- 5 000 рублей, по каждому исполнительному производству. Судом установлено, что Администрация в период от даты возбуждения исполнительного производства и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора информировала судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения постановления в установленный срок, с указанием причин, независящих от воли должника. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля судебный пристав-исполнитель С.К.А. подтвердил, что действительно, после вынесения им постановления о возбуждении исполнительного производства, бухгалтер Администрации приходила к нему на прием и представляла документы, свидетельствующие об отсутствие на лицевом счете денежных средств. Предупреждала, что по этой причине исполнить в пятидневный срок судебное решение не представляется возможным. В свою очередь он разъяснил ей что отсутствие денежных средств не является причиной к пропуску срока для добровольного исполнения, и что в противном случае с должника будет взыскан исполнительский сбор. Поскольку исполнительные документы исполнены должником с нарушением сроков для добровольного исполнения, в отношении него были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора по 5000 рублей по каждому исполнительному производству(л.д.85). Допрошенная в судебном заседании главный бухгалтер Администрации городского округа Кохма И.В.А. пояснила суду, что финансирование Администрации производится за счет Управления Финансов на основании заявки Администрации городского округа Кохма на включение в кассовый план. Данная заявка рассматривается в течение двух дней. В связи с тем, что Администрация городского округа Кохма не работает по системе электронного документооборота, проходит еще около двух дней до момента получения сведений о перечислении денежных средств. Ежемесячно 25 числа подается заявка на финансирование. В свою очередь, Управление Финансов формирует кассовый план в течении месяца, а необходимые выписки из кассового плана делаются на протяжении двух дней. В данном случае заявка была подготовлена и подана 03 августа 2011 года, в то время, как кассовый план был сформирован 05 августа. 08 августа 2011 года Администрации городского округа Кохма был представлен реестр для ознакомления и лишь 15 августа 2011 года поступили денежные средства. На момент получения постановления о возбуждения исполнительного производства, то есть на 03 августа 2011 года на счету Администрации городского округа Кохма имелось 610 рублей, которых было недостаточно для удовлетворения требований исполнительных документов. Свидетель поставила об этом в известность судебного пристава исполнителя, пояснив ему, что в установленный срок должник не может оплатить задолженность и платеж будет произведен по факту получения денежных средств из бюджета. Однако, 18 августа 2011 года в адрес Администрации поступили постановления о взыскании с должника исполнительского сбора л.д. 31). Как следует из материалов дела, в соответствии с Решением Совета городского округа Кохма четвертого созыва от 26 мая 2010 г. № 36, финансовый отдел городского округа Кохма преобразован в функциональный орган администрации городского округа Кохма -Управление финансов администрации городского округа Кохма с правами юридического лица (л.д. 69). В соответствии с Положением об Управлении финансов администрации городского округа Кохма, управление осуществляет финансирование главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с порядком составления и ведения кассового плана исполнения бюджета городского округа Кохма (л.д. 70-78). Из пояснений главного бухгалтера и содержания Положения, следует, что действительно механизм, перечисления бюджетных средств через управления финансов, на счет администрации городского округа Кохма занимает не один день. В данном случае, этот процесс составил 12 дней ( с 3 по 15 августа 2011 года) и это при том, что заявка главным бухгалтером была подана в управление финансов администрации городского округа Кохма в тот же день, когда в администрацию поступили постановления о возбуждении двух исполнительных производств. При данных обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить требования истца и освободить должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку причины, несвоевременного исполнения исполнительного документа в данном конкретном случае, вызваны причинами, скорее объективными, чем субъективными, независящими от воли должностных лиц администрации городского округа Кохма. При разрешении данного спора, суд также учитывает, что срок нарушения должником своих обязательств по добровольному исполнению требований исполнительного документа является незначительным и составил 8 дней ( с 9 по 17 августа 2011 года). На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Иск удовлетворить. Освободить должника в лице Администрации городского округа Кохма от уплаты исполнительского сбора: По Постановлению судебного пристава-исполнителя Ивановского Межрайонного отдела судебных приставов города Иваново Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области С.К.А. от 18.08.2011 года, о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей, вынесенного в рамках исполнительного производства № 12057/11/08/37, возбужденного на основании исполнительного документа № 2-438 от 27.07.2011 года, выданного Ивановским районным судом; По Постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов города Иваново Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области С.К.А. от 18.08.2011 года, о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей, вынесенного в рамках исполнительного производства № 12058/11/08/37, возбужденного на основании исполнительного документа № 2-95 от 27.07.2011 года, выданного Ивановским районным судом. Решение может быть обжаловано сторонами во Фрунзенский районный суд города Иваново в течение десяти дней. Председательствующий: