2-2761/2011 О защите пенсионного права



Дело № 2-2761/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием истца Жилковой И.М.,

представителя ответчика Мухтдиновой Т.В.,

08 декабря 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жилковой И.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе <адрес> о защите пенсионного права,

установил:

Жилкова И.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев период с 09.07.1992 года по 31.12.1995 года - работа в должности медицинской сестры - анестезиста в Ивановском онкологическом объединении, с 25.05.2009 года по 22.06.2009 года - обучение на курсах повышения квалификации, назначить ей трудовую пенсию с момента возникновения права.

Иск обоснован тем, что она 23.08.2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе (далее - Управление) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, предусмотренной п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Специальный стаж работы составил 24 года 7 месяцев 8 дня, при требуемом стаже 30 лет. В специальный стаж комиссия не включила периоды: с 09.07.1992 г. по 31.12.1995 г. - работа в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации Ивановского областного онкологического объединения; с 25.05.2009 г. по 22.06.2009 г. - обучение на курсах повышения квалификации. С решением она не согласна.

В судебном заседании истец Жилкова И.М. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Мухтдинова Т.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Жилкова И.М. 23.08.2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе (далее - Управление) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, предусмотренной п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Жилковой И.М. отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.

Специальный стаж работы составил 24 года 7 месяцев 8 дня, при требуемом стаже 30 лет.

В специальный стаж комиссия не включила периоды: с 09.07.1992 г. по 31.12.1995 г. - в должности медицинской сестры - анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации Ивановского областного онкологического объединения; с 25.05.2009 г. по 22.06.2009 г. - обучение на курсах повышения квалификации.

Условия и порядок предоставления пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В исчисление специального стажа не может быть включен период с 09.07.1992 г. по 31.12.1995 г. - в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации Ивановского областного онкологического объединения.

Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке.

Объединение больниц (онкологическое объединение) данным списком не предусмотрены.

В соответствии со списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических     и     санитарно-эпидемиологических     учреждений     всех     форм     собственности.

Онкологическое объединение не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям здравоохранения в соответствии с номенклатурой учреждения здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395.

Не предусматривались онкологические объединения и списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут также применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г.

К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 г. до дня вступления в силу 12.11.2002 г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Правом на досрочное назначение пенсии по старости согласно списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактический и санитарно-эпидемиологический учреждений всех форм собственности.

Из объединений номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.1.1999 г. № 395, предусмотрено только республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с п.п. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии в пп.11 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, правом на льготное исчисление специального стажа работы (год работы засчитывается как год и 6 месяцев) пользуются врачи анестезиологи - реаниматологи, работающие в отделениях анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.

Из наименований должности и отделения стационара следует, что истец в указанный период осуществлял работу, исчисление стажа на которой производится в льготном исчислении.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Обучение на курсах повышения квалификации данным перечнем не предусмотрены.

Однако п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочном назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Обучение на курсах повышения квалификации данным списком не предусмотрено.

В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение льготной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.06.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

Поэтому периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, и подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В период повышения квалификации работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации», устанавливающей, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. С этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то есть, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516): в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В п. 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30)

Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), говорят о том, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В период нахождения на курсах повышения квалификации, медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных         психоэмоциональных, физических и иных факторов.

Правовая позиция о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.

С учетом такой правовой позиции периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить Жилковой И.М. в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев период с 09.07.1992 года по 31.12.1995 года - работа в должности медицинской сестры - анестезиста в Ивановском онкологическом объединении, с 25.05.2009 года по 22.06.2009 года - обучение на курсах повышения квалификации, назначить Жилковой И.М. трудовую пенсию с момента возникновения права.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                         Е.Н. Земскова