2-2951/2011 О восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений



Дело № 2-2951/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием истца Закочуриной Н.К.,

представителя ответчика Мухтдиновой Т.В.,

12 декабря 2011 года, рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закочуриной Н.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений,

установил:

Закочурина Н.К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица З.О.А., умершего 07 февраля 2011 года.

Иск обоснован тем, что 07 февраля 2011 года умер её сын З.О.А., 1977 года рождения, она является правопреемником накопительной части его трудовой пенсии. Как только Пенсионный фонд Российской федерации получает информацию от органа ЗАГСа о смерти гражданина, он должен проинформировать специальным извещением правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений. В течение шести месяцев со дня смерти сына она такого извещения не получила. Таким образом, срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений истёк.

В судебном заседании истец Закочурина Н.К. исковые требования поддержала, пояснила, что уважительной причиной является то, что она не знала о том, что можно получить пенсионные накопления и пенсионный фонд её не уведомил.

Представитель ответчика Мухтдинова Т.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

З.О.А. умер 07 февраля 2011 года, что подтверждается свидетельством о смерти.

Истец Закочурина Н.К. является матерью З.О.А., что подтверждается свидетельством о рождении.

В соответствии с п.3 ст.38 Федерального закона № 111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Закочурина Н.К., являясь правопреемником, в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе до истечения шестимесячного срока, установленного п. 3 ст. 38 Закона № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» не обращалась.

Срок для подачи заявления о выплате пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, истек 07 августа 2011 года.

18 ноября 2011 года истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением.

Согласно уведомлению от 18.11. 2011 года Закочуриной Н.К. заявление возвращено, поскольку подано с нарушением срока.

Согласно п. 3 ст. 38 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верхового Суда Российской Федерации за 3 квартал 2008 года, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008 г., восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.

Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.

Истцом не представлены доказательства наличия уважительных причин, которые препятствовали истцу в установленный срок подать заявление. Незнание о возможности обращения и порядка обращения с заявлением не является уважительной причиной, поскольку при должной степени заботливости и осмотрительности истица имела возможность беспрепятственно узнать о порядке обращения с заявлением. ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 г. № 741, стали применяться с 22.11.2007 года, являются общедоступными документами и истица имела возможность с ними ознакомиться. На момент смерти сына истцу исполнилось 63 года, возраст не является преклонным. Таким образом, Закочурина Н.К. на тот момент обладала полной гражданской дееспособностью.

Доказательства наличия в тот период каких-либо личных обстоятельств, препятствовавших Закочуриной Н.К. обратиться к ответчику за выплатой накопительной части трудовой пенсии умершего застрахованного лица, суду не представлено.

Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 г. № 741, стали применяться с 22.11.2007 года, то есть, нет оснований утверждать, что на момент смерти З.О.А. не был утвержден порядок выплаты средств пенсионных накоплений. Обращение заявителя за восстановлением срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений последовало по истечении длительного времени после принятия вышеназванных Правил.

Доводы истца о том, что все накопленные средства, находящиеся на счету умершего лица являются наследством истца, что Пенсионный фонд обязан был уведомить его о возможности получения пенсионных накоплений, не основаны на законе.

С данными доводами суд не соглашается, исходя из следующего.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 данного Федерального закона.

При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в п. 12 ст. 16 названного Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 12 ст. 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п. 4 Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 г. № 741 выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица правопреемникам производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган ПФР по месту его жительства. В данном заявлении застрахованным лицом указываются правопреемники, адрес и размер доли, причитающихся накоплений.

В этом случае, территориальный орган ПФР по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.

Таким образом, страховые взносы застрахованного лица, образующие его пенсионные накопления, в силу ст. 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ст. 5 ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" являются федеральной собственностью, а не собственностью застрахованного лица, следовательно, не входят в состав наследственной массы. В связи с изложенным рассматриваемые правоотношения не регулируются нормами ГК РФ о наследственном праве.

Поскольку от умершего лица в Управление заявления о распределении средств пенсионных накоплений не поступало, Управление, получив сведения о смерти застрахованного лица, закрыло индивидуальный лицевой счет умершего.

При этом, при отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам второй очереди. Соответственно, право подать соответствующее заявление, либо отказаться от получения средств пенсионных накоплений зависит от волеизъявления правопреемника.

Из пунктов 1-8 Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 г. № 741 следует, что в том случае, если Пенсионный фонд не располагает информацией о круге правопреемников по данному застрахованному лицу, поскольку им не составлено при жизни соответствующее заявление, то информирование правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений после смерти застрахованного лица, при отсутствии соответствующего заявления, не входит в компетенцию Пенсионного фонда. Так же законом не установлена обязанность и Пенсионного фонда самостоятельно устанавливать круг правопреемников умершего застрахованного лица, Пенсионный фонд не наделен полномочиями по установлению круга правопреемников застрахованного лица.

Иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении иска Закочуриной Н.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица З.О.А..

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                         Е.Н. Земскова