2-2702/2011 О защите пенсионного права



Дело № 2 - 2702/ 11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием истца Давидюк Т.В.,

представителя ответчика Фомичевой Е.А.,

14 декабря 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давидюк Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

установил:

Давидюк Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в её специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды:

с 28.01.1985 г. по 05.11.1986 г. - работа в должности методиста в доме учителя Ферганского городского отдела образования, продолжительность периода 1 год 9 месяцев 8 дней;

с 06.11.1986 г. по 12.03.1989 г. - работа в должности методиста горметодкабинета Ферганского городского отдела народного образования, продолжительность периода 2 года 4 месяца 7 дней;

с 13.03.1989 г. по 31.08.1989 г. - работа в должности директора в доме учителя Ферганского городского отдела народного образования с сохранением 6 часов уроков истории в СШ № 9, продолжительность периода 5 месяцев 19 дней;

с 01.09.1989 г. по 17.02.1993 г. - работа в должности инспектора Ферганского городского отдела народного образования, продолжительность периода 3 года 5 месяцев 17 дней;

с 02.09.1996 г. по 30.10.1998 г. - работа в должности социального педагога в средней школе № 5 г. Иваново, с 14.02.199б г. - в муниципальном учреждении средней (полной) общеобразовательной школе № 5, продолжительность периода 2 года 1 месяц 29 дней;

обязать назначить ей досрочную пенсию по старости с момента возникновения права - с момента подачи заявления 02 марта 2011 г.

Иск обоснован тем, что она обратилась в Управление Пенсионного фонда в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации Пенсионных прав граждан в исчисление педагогического стажа ей не были включены следующие периоды:

с 28.01.1985 г. по 05.11.1986 г. - работа в должности методиста в доме учителя Ферганского городского отдела образования, продолжительность периода 1 год 9 месяцев 8 дней;

с 06.11.1986 г. по 12.03.1989 г. - работа в должности методиста горметодкабинета Ферганского городского отдела народного образования, продолжительность периода 2 года 4 месяца 7 дней;

с 13.03.1989 г. по 31.08.1989 г. - работа в должности директора в доме учителя Ферганского городского отдела народного образования с сохранением 6 часов уроков истории в СШ № 9, продолжительность периода 5 месяцев 19 дней;

с 01.09.1989 г. по 17.02.1993 г. - работа в должности инспектора Ферганского городского отдела народного образования, продолжительность периода 3 года 5 месяцев 17 дней;

с 02.09.1996 г. по 30.10.1998 г. - работа в должности социального педагога в средней школе № 5 г. Иваново, с 14.02.199б г. - в муниципальном учреждении средней (полной) общеобразовательной школе № 5, продолжительность периода 2 года 1 месяц 29 дней. Свой отказ комиссия обосновала тем, что в стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет работникам образования, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 засчитывали» все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, которым должности методиста. Инспектора, социального педагога, а также дома учителя, горметодкабинеты и городские отделы народного образования не предусматривались. С решением не согласна.

В судебном заседании истец Давидюк Т.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Фомичева Е.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Давидюк Т.В. 02 марта 2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3«0 трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации Пенсионных прав граждан (протокол заседания комиссии от 1 июня 2011г. № 269) в исчисление педагогического стажа ответчиком не были включены следующие периоды:

с 28.01.1985 г. по 05.11.1986 г. - работа в должности методиста в доме учителя Ферганского городского отдела образования,

с 06.11.1986 г. по 12.03.1989 г. - работа в должности методиста горметодкабинета Ферганского городского отдела народного образования,

с 13.03.1989 г. по 31.08.1989 г. - работа в должности директора в доме учителя Ферганского городского отдела народного образования с сохранением 6 часов уроков истории в СШ № 9,

с 01.09.1989 г. по 17.02.1993 г. - работа в должности инспектора Ферганского городского отдела народного образования,

с 02.09.1996 г. по 30.10.1998 г. - работа в должности социального педагога в средней школе № 5 г. Иваново, с 14.02.199б г. - в муниципальном учреждении средней (полной) общеобразовательной школе № 5.

Отказ комиссия обосновала тем, что в стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет работникам образования, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 засчитывали» все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, которым должности методиста. Инспектора, социального педагога, а также дома учителя, горметодкабинеты и городские отделы народного образования не предусматривались. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в педагогический стаж также засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке. Должности методиста, инспектора, также как и дома учителя, горметодкабинеты и городские отделы народного образования названным списком не предусмотрены. Работа в качестве социального педагога по п. 11 Правил засчитывается в социальный стаж только в том случае, если она протекала в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанные в п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и методико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 2 данной статьи государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С 01.01.2002 г. условия и порядок пенсионного обеспечения     в Российской Федерации урегулированы федеральным законом от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской : Федерации».

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы.

Согласно пунктам 3 и 13 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в специальный стаж засчитывается работа в должностях и учреждениях, указанных в списке, а также в структурных подразделениях организаций, указанных в перечне.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г.

К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999, и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других детских учреждениях, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 г. до дня вступления в силу 12.11.2002 г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

В стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет работникам образования, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.199 1г. № 463 засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, которым должности методиста, инспектора, социального педагога, а также дома учителя, горметодкабинеты и городские отделы народного образования не предусматривались

Не предусматривались указанные должности и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Работа в качестве социального педагога по пункту 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 засчитывается в специальный стаж только в том случае, если она протекала в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Согласно представленным документам, истица имела нагрузку педагогическую нагрузку.

Включение в специальный стаж педагогической нагрузки не предусматривалось ни постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, ни Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, так как работа протекала без занятия штатной должности.

Работа в должностях, предусмотренных Списком, без занятия штатной должности при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), включалась в специальный стаж в соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, которые могли распространяться по желанию гражданина и на периоды работы до 01.11.1999 г.

Согласно трудовой книжке в период с 13.03.1989 г. по 31.08.1989 г. Давидюк Т.В. работала в должности директора в доме учителя Ферганского городского отдела народного образования с сохранением 6 часов уроков истории в СШ № 9.

В определении Конституционного суда РФ от 18.06.2004г. № 197-0 указывается, что «тождественность выполняемых. функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачёт в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции».

В пункте 9 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах. Возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено: «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки. С учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организации (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Согласно справке № 01/500 от 17 августа 2011г. Отдела методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования г. Ферганы Ферганской области республики Узбекистан, в периоды с 03.01.1984г. (пр. № 1 от 03.01.1984г.) - по 28.01.1985г. (пр. № 184 от 28.01.1985г.); с 29.01.1985г. (пр. № 26 от 29.01.1985г.) - по 17.02.1993г. (пр. № 27 от 17.02.1993г.) Давидюк Т.В. работала в должности учителя школы № 9 по совместительству.

С 29.01.1985г. по приказу № 8 с должности учителя истории школы № 9 переведена методистом в Дом Учителя с сохранением 6 часов в неделю уроков истории Ферганского Гороно.

Данная архивная справка подтверждает осуществление Давидюк Т.В. педагогической деятельности в периоды с 03.01.1984 г. по 17.02.1993 г., что даёт основание включить периоды с 28.01.1985 г. по 05.11.1986 г., с 06.11.1986 г. по 12,03.1989 г., с 13.03.1989 г. по 31.08.1989 г., с 01.09.1989 г. по 17.02.1993 г. в стаж работы дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (утверждены Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации), периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Из определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года следует, что пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признаёт общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.

До вступления в силу ФЗ. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 80 старого закона существовали условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей: «пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет».

Согласно ст. 1 данного закона, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

Согласно п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, принятого в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», сохраняются за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Так, согласно разделу 4 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17. 12. 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения...».) работа в должности инспектора городского отдела народного образования даёт мне право на досрочную пенсию по старости.

Период работы Давидюк Т.В. с 02.09.1996 г. по 30.10.1998 г. в должности социального педагога в средней школе № 5 г. Иваново, с 14.02.1996г. в муниципальном учреждении средней (полной) общеобразовательной школе № 5, также считаю подлежащим включению в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования по следующим обстоятельствам.

Давидюк на протяжении указанного периода осуществлялось обучение учащихся на дому, на основании справок ВКК и заявлений родителей.

Так, согласно приказу № 124-0 от 16.09.1996г. в 1996-1997 учебном году Давидюк занималась педагогической работой, обучая учащихся 7 классов средней школы № 5 г. Иваново "У" и "С" на дому, проводя уроки истории, географии, биологии - 3 часа в неделю.

Согласно приказу № 117-0 от 28.08.1996г. с 09.09.1996г. до конца 1996 - 1997 учебного года Давидюк занималась педагогической работой, обучая учащуюся 7 класса средней школы № 5 "К" проводя уроки истории - 1 час в.неделю.

Согласно приказу № 134-0 от 29.09.1997г. Давидюк занималась педагогической работой обучая учащегося 8 класса средней школы № 5 "У" проводя уроки биологии, истории, географии - 2 часа в неделю.

Согласно приказу № 156-0 от 03.11.1997г. Давидюк занималась педагогической работой обучая учащегося 8 класса средней школы № 5 "О" проводя уроки географии, биологии, истории - 2 часа в неделю.

Согласно приказу № 157-0 от 10.11.1997г. Давидюк занималась педагогической работой, обучая учащуюся 6 класса средней школы № 5 "Ч", проводя уроки истории -1ч., географии - 1ч., биологии - 1ч.

Согласно приказу № 162-0 от 18.11.1997г. до конца 2 четверти Давилюк занималась педагогической работой, обучая учащегося 8 класса средней школы № 5 "В", проводя уроки географии, истории - 2 часа.

Согласно приказу № 11-0 от 12.01.1998г. я занималась педагогической работой обучая учащегося 8 класса средней школы № 5 "В" проводя уроки истории. Географии - 2 часа.

Помимо осуществления педагогической деятельности на дому за Давидюк Т.В. была закреплена педагогическая нагрузка непосредственно в школе, как следует. из тарификационных листков - в 1996 - 1997 учебном году 5-9 классы - 5 часов в неделю, в 1997 - 1998 учебном году 5-9 классы - 6 часов в неделю, в 1998 - 1999 учебном году 5-9 классы - 5 часов в неделю. Ученикам 5-9 классов Давидюк Т.В. преподавала уроки истории и права.

Также Давидюк Т.В. осуществлялась педагогическая работа с детьми находящимися на стационарном лечении в Ивановской областной клинической больнице.

Из вышеизложенного следует, что в период с 02.09.1996 г. по 30.10.1998 г. Давидюк Т.В. осуществляла педагогическую деятельность.

Поскольку с учётом спорных периодов у Давидлюк Т.В. на момент первоначального обращения - 02 марта 2011 года, имелся необходимый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, суд пролагает, что она имеет право на назначение мне трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного законом, с даты первоначального обращения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в мой специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды:

с 29.01.1985 г. по 05.11.1986 г. - работа в должности методиста в доме учителя Ферганского городского отдела образования, с совмещением должности учителя истории в школе № 9,

с 06.11.1986г. по 12.03.1989г. - работа в должности методиста горметодкабинета Ферганского городского отдела народного образования, с совмещением должности учителя истории в школе № 9,

с 13.03.1989г. по 31.08.1989г. - работа в должности директора в доме учителя Ферганского городского отдела народного с совмещением должности учителя истории в школе № 9,

С 01.09.1989г. по 17.02.1993г. - работа в должности инспектора Ферганского городского отдела народного образования, с совмещением должности учителя истории в школе № 9,

с 02.09.1996г. по 30.10.1998г. - работа в должности социального педагога с совмещением должности учителя истории и права в средней школе № 5 г. Иваново, с 14.02.1996 г. - в муниципальном учреждении средней (полной) общеобразовательной школе № 5,

назначить Давидюк Т.В. досрочную пенсию по старости с даты первоначального обращения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                  Е.Н. Земскова