2-423/2012 Защита пенсионного права



Дело № 2-423/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием представителя истца Орловой М.В.,

представителя ответчика Шлыковой Н.Е.,

31 января 2012 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновой И.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

установил:

Симонова И.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить ей в специальный стаж периоды работы с 11.11.1981 г. по 10.08.1989 г., с 11.08.1989 г. по 07.03.1991 г. в должности медицинской сестры детского отделения, старшей медицинской сестры детского отделения, с 01.07.1989 г. - в должности медицинской сестры акушерского отделения, с 11.08.1989 г. - в должности медицинской сестры в родильном доме № 2 г. Иваново; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 13.03.1995 г. по 22.04.1995 г. с 17.04.2000 г. по 17.05.2000 г., с 21.03.2005 г. по 20.04.2005 г., с 15.02.2010 г. по 16.03.2010 г.; назначить ей пенсию с момента возникновения права.

Иск обоснован тем, что 05.10. 2011 года она обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий № 32399 от 21.11.2011 года в назначении пенсии ей отказано из-за отсутствия необходимого льготного стажа. Ответчик не включил в специальный стаж периоды работы с 11.11.1981 г. по 10.08.1989 г., с 11.08.1989 г. по 07.03.1991 г. в должности медицинской сестры детского отделения, старшей медицинской сестры детского отделения, с 01.07.1989 г. - в должности медицинской сестры акушерского отделения, с 11.08.1989 г. - в должности медицинской сестры в родильном доме № 2 г. Иваново; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 13.03.1995 г. по 22.04.1995 г. с 17.04.2000 г. по 17.05.2000 г., с 21.03.2005 г. по 20.04.2005 г., с 15.02.2010 г. по 16.03.2010 г. С решением она не согласна, поскольку в эти периоды осуществляла профессиональную деятельность, дающую право на досрочное назначение пенсии, повышение квалификации является необходимым для продолжения профессиональной деятельности.

В судебном заседании представитель истца Орлова М.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

05.10. 2011 года Симонова И.И. обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий № 32399 от 21.11.2011 года в назначении пенсии Симоновой И.И. отказано из-за отсутствия необходимого льготного стажа.

В протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 21 ноября 2011 года № 544 указано, что в специальный стаж не включены периоды работы с 11.11.1981 г. по 10.08.1989 г., с 11.08.1989 г. по 07.03.1991 г. в должности медицинской сестры детского отделения, старшей медицинской сестры детского отделения, с 01.07.1989 г. - в должности медицинской сестры акушерского отделения, с 11.08.1989 г. - в должности медицинской сестры в родильном доме № 2 г. Иваново; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 13.03.1995 г. по 22.04.1995 г. с 17.04.2000 г. по 17.05.2000 г., с 21.03.2005 г. по 20.04.2005 г., с 15.02.2010 г. по 16.03.2010 г.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочное пенсионное обеспечение предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, независимо от их возраста.

Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с под. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

В исчисление стажа не включены периоды работы с 11.11.1981 г. no 10.08.1989 г., с 11.08.1989 г. по 07.03.1991 г. в должности медицинской сестры детского отделения, старшей медицинской сестры детского отделения, с 01.07.1989 г. - в должности медицинской сестры акушерского отделения, с 11.08.1989 г. - в должности медицинской сестры в родильном доме № 2 г. Иваново, продолжительностью 7 лет 9 месяцев и 1 год 6 месяцев 27 дней соответственно. Причину отказа включения в стаж работы комиссия мотивирует тем, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В отношении периодов работы до 01.11.1999 г. применялась номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395, которой объединения родильных домов не предусматривались. Также не предусматривалась должность старшей медицинской сестры.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в город независимо от их возраста.

Согласно пунктам 3 и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, а также в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет). Объединения названным списком не предусмотрены.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут также применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г.

К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 г. до дня вступления в силу 12.11.2002 г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Правом на досрочное назначение пенсии по старости согласно списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактический и санитарно-эпидемиологический учреждений всех форм собственности.

Из объединений номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.1.1999 г. № 395, предусмотрено только республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-0) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

Об этом свидетельствуют также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в его Постановлении от 20.12.2005 года № 25.

Следовательно, в статье 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и соответствующих нормативно-правовых актах понятие учреждение следует толковать в его широком смысле как «организация».

В ином случае использование узкого смысла понятия «учреждение» означало бы введение различий в пенсионных правах лиц одной и той же категории вне какого-либо оправданного, разумного и общественно значимого объяснения.

Кроме того, использование ответчиком таких различий к организациям, осуществляющим лечебную деятельность в иных организационно-правовых формах, приводит к ограничению их конкурентной способности на рынке труда по сравнению с муниципальными и государственными учреждениями.

Таким образом, полагаю, что периоды работы истицы с 11.11.1981 г. по 10.08.1989 г. и с 11.08.1989 г. по 07.03.1991 г. - в должности медицинской сестры детского отделения, старшей медицинской сестры детского отделения, с 01.07.1989 г. - в должности медицинской сестры акушерского отделения, с 11.08.1989 г. - в должности медицинской сестры в родильном доме № 2 г. Иваново, продолжительностью 7 лет 9 месяцев и 1 год 6 месяцев 27 дней соответственно подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке, за исключением периодов административных отпусков с 23.01.1989 г. по 25.01.1989 г. продолжительностью 3 дня и с 23.07.1990 г. по 28.07.1990 г. - продолжительностью 6 дней.

Периоды обучения на курсах повышения квалификации с 13.03.1995 г. по 22.04.1995 г. с 17.04.2000 г. по 17.05.2000 г., с 21.03.2005 г. по 20.04.2005 г., с 15.02.2010 г. по 16.03.2010 г. не включены ответчиком в специальный стаж, т.к. согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочном назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Обучение на курсах повышения квалификации данным списком не предусмотрено.

Суд, не соглашаясь с мнением ответчика, отмечает следующее.

В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение льготной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.06.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

Поэтому периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, и подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В период повышения квалификации работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации», устанавливающей, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. С этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то есть, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516): в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В п. 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30)

Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), говорят о том, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В период нахождения на курсах повышения квалификации, медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных         психоэмоциональных, физических и иных факторов.

Правовая позиция о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.

С учетом такой правовой позиции периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.

Иск подлежит удовлетворению частично.

На основании ст. 98, ст. 100 ГПК РФ суд взыскивает с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Симоновой И.И. расходы на оплату государственной пошлины 200 руб., расходы на оплату услуг представителя 2000 руб., всего 2200 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить Симоновой И.И. в специальный стаж периоды работы с 11.11.1981 г. по 10.08.1989 г., с 11.08.1989 г. по 07.03.1991 г. в должности медицинской сестры детского отделения, старшей медицинской сестры детского отделения, с 01.07.1989 г. - в должности медицинской сестры акушерского отделения, с 11.08.1989 г. - в должности медицинской сестры в родильном доме № 2 г. Иваново, за исключением периодов административных отпусков с 23.01.1989 г. по 25.01.1989 г., с 23.07.1990 г. по 28.07.1990 г.; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 13.03.1995 г. по 22.04.1995 г. с 17.04.2000 г. по 17.05.2000 г., с 21.03.2005 г. по 20.04.2005 г., с 15.02.2010 г. по 16.03.2010 г.; назначить Симоновой И.И. пенсию с момента возникновения права.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Симоновой И.И. расходы на оплату государственной пошлины 200 руб., расходы на оплату услуг представителя 2000 руб., всего 2200 руб.

         Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                     Е.Н. Земскова