Дело № 2-225/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н., при секретаре Чихун М.В., с участием истца Гусева Д.Н., представителя истца Михайлова Н.Н., представителя ответчика Шлыковой Н.Е., 24 января 2012 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусева Д.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения, перерасчете пенсии, установил: Гусев Д.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области, просил признать незаконным протокол заседания Комиссии от 03.06.2011 г. по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе принять к зачёту для назначения пенсии части полученного им заработка в марках ГДР, обязать Управление ПФ в городском округе Иваново, Кохме, Ивановском муниципальном р-не Ивановской области принять к зачёту для исчисления ему размера пенсии заработную плату за период с сентября 1986 г. по август 1989 г. по справке от 06.04.2011 года, выданной Центральным Архивом Министерства Обороны РФ, с учётом суммирования заработка, выплаченного в рублях и в валюте, денежные суммы, полученные в валюте перевести в рубли по курсу Центробанка РФ. Иск обоснован тем, что с марта 2010 г., по достижении пенсионного возраста он стал получать пенсию по старости. Однако при расчёте назначенной пенсии, ему не была включена в расчёт зарплата, полученная им в период работы в качестве вольнонаёмного служащего в войсковой части № 57655-А с сентября 1986 по август 1989 г. в иностранной валюте (марки ГДР). Комиссия Управления ПФ РФ 07.06.2011 г. рассмотрела его заявление о перерасчёте пенсии и приняла решение - отказать в этом, руководствуясь Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Об этом он узнал 23.06.11 г. после поступления решения по почте. Считает, что данное решение не законно и подлежит отмене по следующим основаниям. Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» утратил юридическую силу, поэтому руководствоваться им - нет правовых оснований. В момент назначения ему пенсии по старости в 2010 г. действовал Федеральный Закон от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статья 30 этого закона, в частности указывает: «В целях определения расчётного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ)». Кроме того, в ст. 30 сказано: «В целях определения расчётного размера трудовой пенсии застрахованного лица, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности до 01.01.2001 г., в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего и за границей. Таким образом, Закон от 17/12-2001 г. №173-Ф3 устраняет «дискриминацию» зарплат, допущенную Законом РФ от 20/11-90 г. № 340-1. Применение комиссией ПФ закона, утратившего юридическую силу, существенно ущемило его права пенсионера на получение полноценной, заработанной пенсии в соответствии с правилами ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, при расчёте размера трудовой пенсии на основании п. 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» используется такой показатель, как - среднемесячный заработок застрахованного лица, который может быть исчислен за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными органами. В прилагаемых к иску документах имеется архивная справка от 06.04.2011 г., в которой за период с 1986 г. по -1989 г. содержатся данные о сумме полученной им зарплаты в рублях и в марках ГДР. Причём инвалютная часть зарплаты входила в общую сумму заработка и выдавалась ему в инвалюте для удобства делать покупки, осуществлять платежи на территории иностранного государства. Он работал в войсковой части в должности авиамеханика и был уволен по истечении срока контракта. Считает, что своим отказом ответчик нарушил его права и интересы, так как законом предусмотрено право гражданина избрать более выгодный вариант исчисления размера пенсии, что позволит исчислять пенсию из более высокого заработка. Отказ же в принятии к зачёту для назначения пенсии инвалютной части заработка, расценивает как ущемление прав, так как главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию. В соответствии со ст. 31 закона «О трудовых пенсиях в РФ» утратил силу как закон РФ «О государственных пенсиях в РФ», так и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы Пенсионного обеспечения, применяются в части ему не противоречащей. Статья 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закрепила возможность осуществления оценки пенсионных прав, исходя из расчётного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ. К исковому заявлению им прилагается архивная справка ЦАМО от 06.04.2011 г. № 5/146186, где указан размер его зарплаты в 1986-1989 г.г. В справке Банка России от 16.08.2011 г. указан курс марки ГДР по отношению к советскому рублю, установленный Госбанком СССР. Курс составил 31,25 за 100 марок ГДР. Необходимо так же учитывать, что при назначении пенсии (как при определении права на пенсию, так и при исчислении её размера) должен учитываться стаж работы на территории обеих стран, в том числе и стаж, дающий право для назначении пенсий на льготных условиях и в льготном размере. В соответствии с законодательством пенсионные органы засчитывают стаж как в своём, так и в другом государстве независимо от того, какая часть требуемого стажа приходится на работу в каждом из этих государств. В судебном заседании истец Гусев Д.Н. и его представитель Михайлов Н.Н. исковые требования поддержали. Представитель Михайлов Н.Н. пояснил, что возражения ответчика на иск неубедительны и это объяснимо, поскольку у ответчика практически нет веских правовых аргументов, которыми бы можно было обосновать возражения в целях отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Так, для подтверждения, якобы, законности обжалуемого решения Комиссии Управления пенсионного Фонда от 07.06.2011 г. о не включении в среднемесячный заработок истца инвалютной части полученной им зарплаты, ответчик приводит цитату из п. 12 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, петитом выделяя фразу: «При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а так же порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона». В этой цитате вся «соль» по замыслу ответчика содержится во фразе: «А так же порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчёта госпенсии и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Однако ответчик, пытаясь обосновать свои действия этой фразой, не учитывает двух моментов: 1) того факта, что вопрос об увеличении суммы заработка в целях перерасчёта пенсии истцу, вообще комиссией фонда не рассматривался. Это так и записано в решении - инвалютная часть из подсчёта среднемесячного заработка - исключается. И, во-вторых, Закон РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», на который ссылается ответчик, утратил юридическую силу с момента вступления в силу ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. Этот закон и другие правовые акты, вступившие в силу после издания этого закона, по сути, создали новую пенсионную систему. Что же нового было предложено и что принципиально нового надлежало применить? Первое, самое главное - предложено снять ограничения по размеру учитываемого заработка для определения размера пенсий. Второе - для этих целей ввести учёт заработка в течение все трудовой деятельности человека. Третье, учитывать не заработок и стаж, а фактически перечисленные страховые взносы в Пенсионный Фонд, которые связаны с заработком. Поскольку ранее была введена регрессивная ставка налога в социальные фонды, то фактически ограничитель по размеру уплаченных взносов уже существовал, и отпадала необходимость в иных ограничителях. При этом сумма средств, которую работодатель перечислит в пенсионную систему за конкретного работника, в эквивалентном размере будет возвращена работнику после выхода на пенсию. В отношении этих средств не существует проблемы сохранности, потому что они приходят в пенсионную систему и сразу же направляются на выплату пенсий. Это та же самая распределительная система, которая существовала до реформы, но с другим механизмом учёта пенсионных обязательств перед конкретным человеком. В тот самый момент, когда он выходит на пенсию, эти накопленные обязательства вступают в силу. Поэтому, при назначении пенсии (как при определении права на пенсию, так и при исчислении её размера) должен учитываться стаж работы на территории обеих стран, в том числе и стаж, дающий право для назначенных пенсий на льготных условиях и в льготных размерах.. В соответствии с действующим законодательством пенсионные органы засчитывают стаж как в своём, так и в другом государстве, независимо от того, какая часть требуемого стажа приходится на работу в каждом из этих государств. Правовая позиция ответчика противоречит общим принципам пенсионного обеспечения, так как право граждан предоставить наиболее выгодный период начисления пенсии из более высокого заработка - установлено законодателем. Таким образом, у суда есть все правовые основания - обязать ответчика принять к зачёту для исчисления размера пенсии истцу Гусеву его заработок, выплаченный ему в период 1986-1989 годы в рублях и в валюте, на основании справки Центрального Архива М О РФ. Необходимо, так же принять во внимание существующую судебную практику по данному вопросу. В частности решение Советского районного суда г. Краснодара от 20.09.2010 г., полностью удовлетворившего аналогичные исковые требования гр. К.И,И. к ГУ УПФ РФ в Карасунском округе г. Краснодара. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Шлыкова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. 30.05.2011 года Гусев Д.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о принятии к зачету справки о заработной плате за период с 1986 по 1989 годы для перерасчета назначенной ему пенсии. В архивной справке ЦАМО от 06.04.2011 г. № 5/146186 указан размер заработной платы Гусева Д.Н. в 1986-1989 г.г. в рублях и марках ГДР. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 03.06.2011 года Гусеву Д.Н. отказано в перерасчете пенсии, что подтверждается протоколом № 721 от 03.06.2011 года. В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. С 01.01.2002 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст.1 вышеназванного закона трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно пункту 2 статьи 30 вышеназванного закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период. В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки: - застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом; - остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 105.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. №340-1 среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. Такой порядок подсчета среднемесячного заработка граждан, работавших за границей, осуществлялся в связи с тем, что на валютную часть оплаты труда российских граждан, командированных за рубежом, начисление страховых взносов не производилось, что подтверждено Федеральным законом от 21.12.1995 г. № 207-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования». При этом в соответствии со статьей 89 указанного Закона работа за границей включалась в общий трудовой стаж, правомерность чего подтверждена Конституционным Судом РФ в определении от 15.01.2009 г. №188-0-П. Необходимо отметить, что период работы истца с 09.09.1986 г. по 26.08.1989 г. в войсковой части - полевая почта № 57655-А включен в исчисление общего трудового стажа. Доводы представителя истца об аналогии принятия к зачету периодов работы и принятии к зачету заработка несостоятельны и основаны на неправильном толковании закона. Таким образом, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области принято законное и обоснованное решение об отказе Гусеву Д.Н. в перерасчете назначенной пенсии по старости. Исковые требования удовлетворению не подлежат. В связи с отказом в удовлетворении иска отсутствуют основания для взыскания в пользу истца судебных расходов (ст. 98 ГПК РФ). На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Отказать в удовлетворении иска Гусева Д.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения, перерасчете пенсии. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Е.Н. Земскова