2-271/2012 Защита пенсионного права



Дело № 2-271/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 марта 2012 года г. Иваново Ивановской области

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Е.В.

при секретаре Ануфриевой Ю.К.

с участием истца Боровковой Л.И., её представителя Леднева А.А., представителя ответчика Фомичевой Е.А., представителя третьего лица Филатовой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании иск Боровковой Л.И. к Управлению пенсионного фонда России в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Боровкова Л. И. обратилась в суд с иском к отделению Пенсионного фонда РФ по Ивановской области о назначении трудовой пенсии по старости с 1 августа 1998 года.

Требования мотивированы тем, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, она обращалась к ответчику 1 августа 1998 года, однако в назначении этой пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимого стажа.

Повторно с заявлением о назначении пенсии она обратилась к ответчику в 2003 году, однако в назначении пенсии вновь было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Отказ был обжалован ею в судебном порядке. Решением Фрунзенского районного суда г. Иванова от 18 сентября 2003 года иск ее был удовлетворен, суд обязал ответчика включить в ее специальный стаж спорные периоды работы, назначив пенсию с 27 февраля 2003 года (л.д. 3-4).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель истца уточнил заявленные требования и просил взыскать с ответчика пенсионные выплаты с момента первоначального обращения истца – с 8 октября 1998 года с учетом индексации; также просил считать надлежащим ответчиком по делу – Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (л.д. 84, 85).

В судебном заседании истец и ее представитель заявленные требования с учетом уточнения, а также доводы, изложенные в иске, поддержали. Представителем истицы предоставлен расчет размера пенсии. Пояснено, что размер пенсии исчислен из среднемесячного заработка за период работы с 1 января 1979 года по 31 декабря 1983 года, а также с учетом проведенной валоризации.

Представитель ответчика считает иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 74). В отношении представленного истицей расчета пояснила, что он не может быть положен в основу решения суда в связи с тем, что в указанный в иске период обращения с заявлением о назначении пенсии ею не заявлялся указанный в расчете размер заработка. Нормы законодательства о валоризации применяются к отношениям, возникшим после обращения истицы с заявлением о назначении пенсии.

Представитель третьего лица оставляет разрешение спора на усмотрение суда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что 8 октября 1998 года истец обратилась с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в комиссию по назначению пенсии при исполкоме Октябрьского района г. Иванова (л.д. 22). Комиссией по назначению пенсии ей было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В стаж работы не был зачтен период работы истицы с 21 января 1974 года по 23 апреля 1987 года в Ивановском радиотехникуме-интернате (л.д. 24). В судебном порядке данный отказ истцом обжалован не был.

27 февраля 2003 года истица вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. На основании решения комиссии по пенсионным вопросам отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления ПФР в городах Иванове, Кохме и Ивановском районе от 6 мая 2003 года № 26 истице было отказано в назначении пенсии, так как не приняты к зачету в стаж по выслуге лет периоды: с 21 января 1974 года по 23 апреля 1987 года в должности медицинской сестры в Ивановском радиотехникуме-интернате и с 24 апреля 1987 года по 30 ноября 1994 года в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде на станции скорой медицинской помощи. Решением Фрунзенского районного суда г. Иванова от 18 сентября 2003 года иск Боровковой Л. И. был удовлетворен, спорные периоды были включены в специальный стаж истицы. С учетом заявленных истицей требований, ей была назначена пенсия с 27 февраля 2003 года (л.д. 7-8).

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

С учетом бесспорно установленного обстоятельства первоначального обращения истицы с заявлением о назначении пенсии за выслугу лете (пенсии по старости) 8 октября 1998 года, учитывая неисследованность данного вопроса Фрунзенским районным судом города Иванова при разрешении спора об определении специального трудового стажа для досрочного назначения пенсии (л.л.д. 7-8), суд пришел к выводу об обоснованности иска в части признания за Боровковой Л.И. права на назначение пенсии за выслугу лет (пенсии по старости) с 8 октября 1998 года.

В отношении требования истицы об обязании ответчика произвести расчет недополученной ею пенсии и её выплату, начиная с 8 октября 1998 года, судом установлено следующее. Из объяснений истицы, представленной ею трудовой книжки следует, что с 1 декабря 1994 года по настоящее время она работает в должности медсестры стерилизационной в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (л.л.д. 9-10). Таким образом, судом установлено, что истица продолжала работать в должности, дававшей право на назначение пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста. Оценивая установленное обстоятельство, руководствуясь ст. 87 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», устанавливающей запрет на выплату пенсии за выслугу лет работающим пенсионерам, а также п. 4 ст. 18, ст. 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которых с 1 января 2002 года указанное ограничение было отменено, суд, соглашаясь с доводами представителя ответчика, полагает, что право на выплату пенсии у истицы возникло с 1 января 2002 года. С указанной даты ответчику надлежит произвести расчет недополученной пенсии и её выплату. При этом судом отклонены доводы представителя истца о действии с обратной силой положений ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части отмена запрета на выплату работающим пенсионерам пенсии за выслугу лет, находя его не соответствующим закону, не содержащему специальной нормы об обратной силе указанного законоположения.

    Учитывая представленный истицей расчет размера недополученной пенсии, суд считает необходимым разъяснить ей право на обращение в суд за защитой нарушенного права в случае ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по выплате недополученной пенсии, установленной судом, а также в случае отказа в перерасчете пенсии.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать за Боровковой Л.И. право на назначение пенсии за выслугу лет (пенсии по старости) с 8 октября 1998 года. Обязать Управление пенсионного фонда России в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области выплатить Боровковой Л.И. недополученную пенсию, начиная с 1 января 2002 года.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись