2-896/2012 Оспаривание решения жилищной комиссии



Дело № 2-896/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Иваново 19 апреля 2012 года

Фрунзенский районный суд города Иванова

в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.А.,

при секретаре Чураченко Н.А.,

с участием:

представителя истца по доверенности Павлухина В.А..

представителя ответчика по доверенности Курициной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябова А.П. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области об оспаривании решения жилищной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Рябов А.П. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (далее – УФСИН по Ивановской области). в котором просил возложить на ответчика обязанность поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года».

Исковые требования мотивированы тем, что истец проходит службу в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области в должности начальника ФКУ ИК-5. 19 января 2012 г. он обратился с рапортом на имя начальника УФСИН с просьбой включить его в списки нуждающихся в получении жилых помещений для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года». 06.02.2012 г. решением жилищной комиссии ему в этом было отказано в связи со ссылкой на то, что учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, а ведомственный жилищный учет в учреждениях не предусмотрен. Полагал, что решением жилищной комиссии нарушено его право на получения жилья по жилищному сертификату, т.к. жилого помещения для постоянного проживания он не имеет.

В судебном заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Представитель истца по доверенности Павлухин В.А. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ивановской области об отказе Рябову А.П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и признать за ним право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в органе уголовно-исполнительной системы. Пояснил, что по существу вопрос о постановке Рябова А.П. на учет жилищной комиссией не рассматривался по основаниям отсутствия у нее полномочий для решения этого вопроса. Полагал, что с учетом требований Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, утвердившего «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» для участия в подпрограмме сотрудники УИС должны представлять выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Организация работы по формированию списков граждан – участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете. Таким образом, полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов УИС обладает именно жилищно-бытовая комиссия, а не органы местного самоуправления, как считает ответчик. Оснований для признания Рябова А.П. нуждающимся в получении муниципального жилья на основании договора социального найма не имеется. Законом запрета для осуществления учета нуждающихся в улучшении жилищный условий сотрудников УИС не установлено. Полномочия по постановке сотрудников УИС на жилищный учет прямо предусмотрено в целях предоставления жилищных сертификатов.

Представитель ответчика по доверенности Курицина Е.А. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с 1 марта 2005 года осуществляют органы местного самоуправления. В УФСИН России по Ивановской области ведется учет лиц, вставших на учет до указанной даты. По этой причине оснований для удовлетворения заявления Рябова А.П. у жилищной комиссии не имелось. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Рябов А.П. является сотрудником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области.

19 января 2012 года он обратился с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилья и включении в список очередников на получение жилья.

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области от 6 февраля 2012 года Рябову А.П. отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилья и включении в список очередников на получение жилья в виду правовых оснований.

Суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189 ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставлениям им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительной системы, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняют право состоять на учете до решения вопроса получения жилья. Однако, истец до 1 марта 2005 года на таком учете в учреждениях уголовно-исполнительной системы не состоял.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 52 ЖК РФ.

Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В настоящее время какой-либо иной учет нуждающихся в получении жилых помещений сотрудников уголовно-исполнительной системы, кроме учета в целях реализации их права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», законом не предусмотрен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Как следует из подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан. Установленных федеральным законодательством», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, утвержденной Приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 287.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 вышеназванных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья. или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 дел и более.

Пунктом 3 указанной выше Инструкции. Утвержденной приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 287, также предусмотрены необходимые условия для участия в подпрограмме сотрудников уголовно-исполнительной системы: уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в которых они проходили службу.

Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, перечисленные в подпунктах «а»-«в» пункта 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее – подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ( в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат). Заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают следующие документы: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения – для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) – для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Анализ приведенных положений нормативных актов позволяет суду прийти к выводу о том, что необходимый перечень документов, требуемый для признания конкретного гражданина участником подпрограммы, должен определяться с учетом положений подпунктов «а»-«в» пункта 5 Правил, закрепляющих перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме, и условий, которым должны отвечать эти лица.

В силу абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 Правил сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на участие в подпрограмме, если общая продолжительность их службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Соответственно, для участия в подпрограмме указанные лица обязаны представить документы об основаниях увольнения со службы, об общей продолжительности службы в календарном исчислении и подтвердить факт признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что истец в настоящее время даже при отсутствии у него жилого помещения для постоянного проживания, не соответствует требованиям, установленным названными выше Правилами, т.к. продолжает службу в органах уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требования истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рябова А.П. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: подпись