2-1863/2012 О признании незаконным предписания органа государственной власти



Дело № 2-1863/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2012 года г.Иваново

Фрунзенский районный суд г.Иваново

в составе председательствующего судьи Козловой Н.А.,

при секретаре Чикариной Т.В.,

с участием представителя заявителя по доверенности Пикина А.Е.,

рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пальшиной А.И. о признании незаконным предписания органа государственной власти,

установил:

Пальшина А.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области устранить допущенное нарушение прав заявителя, признав незаконным предписание № 184 от 27.02.2012 года об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, которое отменить.

Заявление мотивировано тем, что 27 февраля 2012 года Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области вынес в отношении Пальшиной А.И. Предписание № 184, в соответствии с которым она обязана согласовать в Департаменте культуры и культурного наследия ивановской области эскизный проект ремонтно-строительных работ индивидуальных жилых домов по адресу: ивановская область, Приволжский район, г.Плес, ул. Урицкого, д.14,16, а также согласовать в Департаменте культуры и культурного наследия ивановской области разрешение на проведение ремонтно-строительных и хозяйственных работ на земельном участке по указанному выше адресу в соответствии с согласованным проектом ремонтно-строительных работ индивидуальных жилых домов по тому же адресу.

Указанный земельный участок и жилые дома № 14 и № 16 принадлежат заявительнице на праве собственности. 30 декабря 2011 года между Пальшиной А.И. и ООО «Шохонский лес» заключен договор комиссии № 1-11/12ШЛР на организацию ремонта принадлежащих ей жилых домов, в том числе и домов № № 14 и 16 на ул. Урицкого в гор. Плес. Договор подряда между ней и ООО «Шохонский лес» никогда не заключалось. Землеустроительных работ ею и ООО «Шохонский лес» на земельном участке никогда не велось. Производился ремонт принадлежащего ей дома. По заключению директора Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника от 15.02.2012 года, дома №№ 14 и 16, расположенные на ул. Урицкого в г. Плесе, не включены в реестр объектов культурного наследия, однако по своему местоположению и архитектурному облику соответствуют характеру исторической застройки города, их полная утрата повлекла бы нарушение ритма застройки улицы Урицкого. При осуществлении капитального ремонта рекомендуется сохранить исторический облик фасадов зданий в соответствии с проектом, представлявшимся в Плесский музей-заповедник на согласование. Таким образом, дома № № 14 и 16 на ул. Урицкого в гор. Плесе, никогда не были объектами культурного наследия и их ремонт, направленный на возможность проживания в них, не нарушает законодательство Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а напротив, сохраняет ритм застройки ул. Урицкого. Согласно решению малого Совета Ивоблисполкома № 138 от 11.06.1993 г. установлены границы Плесского музея-заповедника. В приложении № 2 к указанному решению дома №№ 14 и 16 на ул. Урицкого как объекты культурного наследия, входящие в состав Плесского музея-заповедника – не поименованы. В п.4 Приложении 3 к решению малого Совета установлено, что по согласованию с дирекцией Плесского музея-заповедника выдается разрешение на реставрацию, ремонт и реконструкцию только памятников истории и культуры, регенерацию ценной историко-культурной и природной среды, вне зависимости от балансовой принадлежности, к которым имущество Пальшиной А.И. не относится.

Постановлением ивановской областной Думы от 22.12.2011 г. № 383 «О представлении прокуратуры ивановской области об устранении нарушений федерального законодательства» установлено, что указанный охраняемый ландшафт не отнесен к числу памятников истории и культуры либо к зоне охраны памятника истории и культуры.

Правовые основания для признания утратившим силу приложения № 4 к решению от 11.06.1993 г. № 138 ивановской областной Думы отсутствуют, поскольку нормативные правовые акты, в соответствии с которыми принято указанное приложение № 4, не действуют в связи с признанием их утратившими силу. В свою очередь, действующее федеральное и областное законодательство не наделяет законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке и утверждению требований к режиму содержания использования зоны охраняемого ландшафта музея-заповедника.

Проект охранных зон и зон регулирования застройки на памятники истории и культуры г.Плеса утверждены Решением исполкома областного Совета от 23.12.1974 г. № 835. Домов №№ 14 и 16 и вообще улицы Урицкого в этом проекте нет.

Никакие обременения на земельные участки Пальшиной А.И. не зарегистрированы. Проект зон охраны объекта культурного наследия до настоящего времени не разработан и не утвержден, его государственная историко-культурная экспертиза не проведена. Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон не утверждены. Таким образом, правовых оснований для исполнения требований, содержащихся в обжалуемом предписании не имеется.

Заявительницей в феврале 2012 года в Департамент культуры и культурного наследия ивановской области представлялся эскизный проект указанных выше домов, выполненный ООО «Ивановопроект», однако он возвращен ей по надуманным основаниям и с новыми требованиями, которые нормативными актами не предусмотрены.

11 марта 2012 года Пальшина А.И. привлекалась Департаментом культуры и культурного наследия ивановской области к административной ответственности по ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ. Решением Приволжского районного суда Ивановской области от 20 апреля 2012 года постановление об административной ответственности в отношении Пальшиной А.И. отменено, дело направлено на новое рассмотрение, однако до настоящего времени решения по делу не принято.

Считает, что оспариваемое предписание ущемляет ее права владения и пользования домом и земельным участком.

В судебном заседании представитель заявителя Пикин А.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области по доверенности М.А.Ф. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия. Правовую позицию по делу изложил в письменном отзыве на заявление.

Согласно письменного отзыва департамент культуры и культурного наследия Ивановской области полагал заявление Пальшиной А.И. не подлежащим удовлетворению. Согласно содержания отзыва земельный участок и строения, принадлежащие Пальшиной А.И., расположены на территории Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника федерального значения и в границах зоны регулирования застройки (охранной зоне) города Плеса. Требование о согласовании любой хозяйственной деятельности (в отношении дома № 16- новое строительство, разрешение на которое выдано администрацией Приволжского района) определены решениями Исполнительного комитета Ивановского областного Совета депутатов трудящихся от 23ю12ю1974 г. № 835 и Ивановского областного Совета народных депутатов от 11.06.1993 г. № 138.

Подпунктами 8 и 9 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации установлено, что выдача в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, разрешений на проведение, в том числе строительных работ, и согласование проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ. Является одним из видов государственной охраны объектов культурного наследия. При таких обстоятельствах, предписание носит законный характер и подлежит исполнению.

Суд, выслушав представителя заявителя, ознакомившись с отзывом заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено и заинтересованным лицом не оспаривается, что Пальшина А.И. является собственником земельного участка, с разрешенным использованием: земли населенных пунктов, для использования индивидуального жилищного строительства, общей площадью 842 кв.м. по адресу: Ивановская обл., Приволжский р-он, г.Плес, ул.Урицкого, д.14, 16 согласно свидетельства о государственной регистрации права 37-СС №121952 от 06.06.2011 года (л.д.20).

Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия 27 февраля 2012 года в отншении Пальшиной А.И. вынесено Предписание № 184 об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Пальшиной А.И. предписано согласовать в Департаменте культуры и культурного наследия ивановской области эскизный проект ремонтно-строительных работ индивидуальных жилых домов по адресу: ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Урицкого, д.д.14 и 16, а также получить в том же Департаменте разрешение на проведение ремонтно-строительных и хозяйственных работ на земельном участке по тому же адресу в соответствии с согласованным проектом ремонтно-строительных работ индивидуальных жилых домов (лд.10-11).

Согласно п. п. 1.1, 1.2 Положения о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области", утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 N 118- УГ, Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику в сфере культуры, искусства, образования в сфере культуры, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, государственной поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также осуществляющим функциональное регулирование в сфере культуры.

Департамент является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области в области государственной охраны объектов культурного наследия, государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - областной орган охраны объектов культурного наследия), осуществляющим меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 3.6 Положения в полномочия Департамента входит осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере культуры, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.Таким образом, компетенция Департамента относительно выдачи предписаний установлена и не оспаривается представителем заявителя.

Вместе с тем, представитель заявителя полагает, что оспариваемое предписание не могло быть вынесено в отношении Пальшиной А.И.

Суд соглашается с доводами представителя заявителя по следующим основаниям.

Институт регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 г. « 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как предусмотрено ст. 1 указанного Закона недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, признаются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В отношении объектов недвижимости могут устанавливаться ограничения (обременения), то есть наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды. Концессионного соглашения, ареста имущества и других).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права 37-СС № 121952 от 06 июня 2011 года земельный участок общей площадью 842 кв.м. с кадастровым номером 37:13:020107:70 по ул. Урицкого в г. Плес Приволжского района Ивановской области, принадлежит Пальшиной А.И. на основании решения об объединении земельных участков от 23.05.2011 г. Существующие ограничения (обременения) права собственности не зарегистрированы, из чего следует, что земельный участок принадлежит Пальшиной А.И. без каких-либо ограничений. Спорный земельный участок памятником истории и культуры не является.

Согласно представленного письменного отзыва заинтересованного лица позиция Департамента основана на том, что земельный участок, принадлежащий Пальшиной А.И., находится на территории Плесского музея-заповедника, который в целом является памятником культуры, поэтому любые виды работ на указанной территории должны получать согласование в Департаменте.

Суд не соглашается с указанными доводами Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области.

Указом президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 утвержден перечень объектов культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в соответствии с которым в указанный перечень включен Плесский государственный историко-архитектурный музей.

В соответствии с п. 4 названного Указа Министерству культуры Российской Федерации и Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ предписывалось определить полный имущественный состав каждого объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения в соответствии с правилами и порядком государственного учета памятников истории и культуры, иных объектов культурного наследия, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

До настоящего времени эта работа не проведена.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливает зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения – органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Из материалов дела усматривается, что проект зон охраны такого объекта культурного наследия федерального значения как «Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник» не утвержден.

Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела существует только пояснительная записка 1974 года к проекту охранных зон памятников градостроительного искусства, архитектуры, истории, зон регулирования застройки и охраны ландшафта города Плеса, а не Плесского музея-заповедника в целом.

Согласно графического материала к указанному проекту охранных зон земельный участок, принадлежащий Пальшиной А.И., расположен в зоне второго вида регулирования застройки. Пояснительная записка к проекту охранных зон не содержит в себе указания на возможность такого ограничения собственников земельных участков, расположенных в зоне регулирования застройки, как получение разрешений на проведение любых ремонтно-строительных и хозяйственных работ на своих участках с уполномоченным органом, а также согласование эскизных проектов ремонтно-строительных работ.

Решением Малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 11 июня 1993 года № 138 утверждены границы Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника, заповедной территории, зоны охраняемого ландшафта и установлены режимы их охраны и содержания.

Указанное решение также не содержит указания на какие-либо ограничения для земельных и хозяйственных работ в зоне регулирования застройки.

Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

В соответствии с п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации» сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

Статьей 35 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", определяющей особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия, предусматривается, в частности, что требования к проектированию и строительству должны вноситься в правила застройки и в схемы зонирования территорий. В соответствии со статьей 60 названного Федерального закона градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты (включая предельные параметры разрешенного строительства), устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаются в правила застройки и подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях:

- обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего дела Правила застройки и землепользования в Приволжском районе Ивановской области не приняты.

Земельный участок Пальшиной А.И. относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, никакие обременения для указанного земельного участка не зарегистрированы. Не зарегистрированы такие обременения и относительно расположенных на земельном участке объектов недвижимости, а именно домов №№ 14 и 16, которые, согласно свидетельств 37-АА № 497655 от 26.01.2010 г. и 37-АА № 497657 от 26.01.2010 г., находятся в собственности Пальшиной А.И. и самостоятельными памятниками культуры не являются

Таким образом, в отсутствие правовой определенности относительно установления специального правового режима для земельного участка и индивидуальных жилых домов, принадлежащих Пальшиной А.И. на праве собственности, у Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области отсутствовали основания для вынесения в отношении нее предписания, ограничивающего ее права владения и пользования жилыми домами.

Кроме того, суд учитывает, что Пальшиной А.И. вне зависимости от правовой урегулированности данного вопроса, на согласование в Департамент культуры и культурного наследия были представлены эскизные проекты ремонта жилых домов №№ 14 и 16 по ул. Урицкого в г. Плесе.

02 марта 2012 года рассмотрев эскизные проекты, Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области направил Пальшиной А.И. письмо с указанием на такие недостатки проектов, как отсутствие высотных отметок, информации с указанием цветового решения и видов отделки, отсутствие перспективного вида на ул. Урицкого с врисованными проектируемыми объектами.

Вместе с тем, представленные в материалы дела эскизы имеют как высотные отметки, так и указание на цветовое решение, а какими-либо нормативными правовыми актами требования, предъявляемые к подобного рода эскизам проектов ремонтов домов не установлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления Пальшиной А.И. и признания предписания Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области № 184 от 27 февраля 2012 года незаконным.

Учитывая, что признанное судом незаконным решение органа государственной власти не порождает правовых последствий в виде возникновения каких-либо прав или обязанностей, принятие отдельного решения о его отмене не требуется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

решил:

Заявление Пальшиной А.И. удовлетворить.

Признать незаконным предписание Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области № 184 от 27.02.2012 года об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись