Дело № 2-2027/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2012 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Козловой Н.А.,
при секретаре Чикариной Т.В.,
с участием представителя истца по доверенности Заботлиной Л.В.,
представителя ответчика по доверенности Фомичевой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луценко М.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию,
установил:
Луценко М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию, просила обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж периоды в льготном исчислении:
с 04.08.1986 г. по 08.07.1992 г. - работа в должности медицинской сестры в проктологическом отделении областного онкологического диспансера г. Иваново,
с 01.03.1995 г. по 28.02.1996 г. - работа в должности врача-интерна (прохождение интернатуры по специальности «акушерство и гинекология" в 8-ой городской больнице г. Иваново,
с 09.07.1992 г. по 29.09.1993 г., с 23.01.1995 г. по 28.02.1995 г. - работа в должности медицинской сестры в проктологическом отделении Ивановского областного онкологического объединения,
с 13.05.1993 г. по 29.09.1993 г. - нахождение в отпуске по беременности и родам в связи с рождением 22.07.1993 г. дочери Л.А.Г.,
с 11.03.1996 г. по 31.01.1997 г. - в акушерском отделении патологии беременности муниципального отделения родильного дома № 1 г. Иваново,
в календарном исчислении:
с 29.02.1996 г. по 10.03.1996 г. - работа в должности врача акушера -гинеколога в женской консультации № 3,
с 01.02.1997 г. по 17.03.1997 г. - в женской консультации № 1,
с 18.03.1997 г. по 28.11.2000 г.- в женской консультации № 3 муниципального отделения родильного дома N 1 г. Иваново,
с 27.01.1999 г. по 05.03.1999 г., с 26.02.2001 г. по 26.04.2001 г., с 10.01.2006 г. по 20.02.2006 г., с 11.01.2011 г. по 21.02.2011 г. - обучение на курсах повышения квалификации и взыскать судебные расходы.
Иск обоснован тем, что 25.04.2011 года Луценко М.В. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Однако решением № 7041 от 20.07.2011 года (протокол № 349 от 20.07.2011 года) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку стаж истца составил 16 лет 11 мес. 6 дней при требуемом стаже 30 лет. В специальный трудовой стаж не были включены указанные выше периоды.Отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан является незаконным, необоснованным.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Заботлина Л.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Фомичева Е.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Луценко М.В. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Решением № 7041 от 20.07.2011 года комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Луценко М.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
По мнению комиссии, специальный стаж Луценко М.В. составил 16 лет 11 месяцев 6 дней, при требуемом стаже 30 лет.
В исчисление стажа, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья ответчиком не включены следующие периоды работы в льготном исчислении:
с 04.08.1986 г. по 08.07.1992 г. - работа в должности медицинской сестры в проктологическом отделении областного онкологического диспансера г. Иваново, с 01.03.1995 г. по 28.02.1996 г. - работа в должности врача-интерна (прохождение интернатуры по специальности «акушерство и гинекология» в 8-ой городской больнице г. Иваново, с 09.07.1992 г. по 29.09.1993 г., с 23.01.1995 г. по 28.02.1995 г. - работа в должности медицинской сестры в проктологическом отделении Ивановского областного онкологического объединения, с 13.05.1993 г. по 29.09.1993 г. - нахождение в отпуске по беременности и родам в связи с рождением 22.07.1993 г. дочери Л.А.Г., с 11.03.1996 г. по 31.01.1997 г. - в акушерском отделении патологии беременности муниципального отделения родильного дома № 1 г. Иваново,
в календарном исчислении: с 29.02.1996 г. по 10.03.1996 г. - работа в должности врача акушера -гинеколога в женской консультации № 3, с 01.02.1997 г. по 17.03.1997 г. - в женской консультации № 1, с 18.03.1997 г. по 28.11.2000 г.- в женской консультации № 3 муниципального отделения родильного дома N 1 г. Иваново, с 27.01.1999 г. по 05.03.1999 г., с 26.02.2001 г. по 26.04.2001 г., с 10.01.2006 г. по 20.02.2006 г., с 11.01.2011 г. по 21.02.2011 г. - обучение на курсах повышения квалификации.
Суд, не соглашаясь с мнением ответчика, изложенным в письменных возражениях и пояснениях, данных в судебном заседании, отмечает следующее.
В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение льготной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В том случае, если занимаемая должность или учреждение, в котором протекала трудовая деятельность, не перечислены в Списках от 29.10.2002 года № 781, следует применять Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов ГД, а также ГС Республики Соха, Думы Чукотского АО и жалобами ряда граждан» (так же следует иметь ввиду основополагающие Определения Конституционного суда РФ от 5.11.2002 года № 320-О по делу Спесивцева Ю.И., от 6.03.2003 года № 107-О по делу Тарасовой В.А.) и п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с которыми при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В силу постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 льготное исчисление сроков выслуги (один год работы за один год и шесть месяцев) производилось среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П указывается: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, 04.08.1986 г. Луценко М.В. принята на должность медицинской сестры проктологического отделения Областного онкологического диспансера г.Иваново.
Из справки № 121 от 01.04.2011 г., уточняющей особый характер работы, выданной ГУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер», следует, что Луценко М.В. в период с 04.08.1986 г. по 08.07.1992 г. работала в качестве медицинской сестры колопроктологического отделения, являвшегося отделением хирургического профиля стационара (л.д.20). с 09.07.1992 г. по 29.09.1993 г., с 23.01.1995 г. по 28.02.1995 г. работа в должности медицинской сестры в проктологическом отделении Ивановского областного онкологического объединения, согласно справки ГУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер», 09.07.1992г. на основании приказа Управления здравоохранения Ивановской области №61 от 09.07.1992г. Ивановский областной онкологический диспансер переименован в Ивановское областное онкологическое объединение, и состав которого входил областной онкологический диспансер и больница паллиативной онкологии типа «Хоспис» (л.д.21).
Таким образом, суд полагает, что период работы истицы в должности медицинской сестры в проктологическом отделении областного онкологического диспансера г. Иваново и Ивановского областного онкологического объединения с 04.08.1986 г. по 08.07.1992 г., с 09.07.1992 г. по 29.09.1993 г., с 23.01.1995 г. по 28.02.1995 г. должен быть включен в специальный трудовой стаж истца в льготном исчислении.
Период работы с 01.03.1995г. по 28.02.1996 г. - в должности врача-интерна (прохождение интернатуры по специальности «акушерство и гинекология» в 8-ой городской больнице г.Иваново должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении по следующим основаниям.
В силу Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждения, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии со Списком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости применительно к ситуации включается работа в должности врача – специалиста, медицинской сестры стационара учреждения здравоохранения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с п.п. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии в пп.11 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, правом на льготное исчисление специального стажа работы (год работы засчитывается как год и 6 месяцев) пользуются врачи-специалисты в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений.
Согласно записи в трудовой книжке, Луценко М.В. 01.03.1995 года принята на должность врача-интерна для прохождения интернатуры по акушерству и гинекологии в 8-ой городской больнице г.Иваново (л.д.17). Кроме того, согласно справки МУЗ «ГКБ №8», Луценко М.В. в период с 01.03.1995 г. по 28.02.1996 г. занимала должность врача-интерна по специальности акушерство и гинекология (л.д.22).
Из наименований должности и отделения стационара следует, что истица в указанный период осуществляла работу, исчисление стажа на которой производится в льготном исчислении. В связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.
В отношении периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам в связи с рождением 22.07.1993 г. дочери Л.А.Г. с 13.05.1993г. по 29.09.1993г. суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, Постановления Конституционного суда РФ от 3.06.2004 г. № 11-П, Определением Конституционного суда РФ от 15.07.2004 г. № 285-0 в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования. Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех дет; Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку истице отпуск по уходу за ребенком предоставлен до введения в действие Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 г., а именно Приказом от 7 августа 1992 года № 108, данный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет - с 13.05.1993г по 29.09.1993 года - подлежит включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении.
Относительно периода работы истицы с 11.03.1996 г. по 31.01.1997 г. - в акушерском отделении патологии беременности муниципального отделения родильного дома № 1 г. Иваново суд приходит к следующему.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, установлено, что в льготном исчислении засчитывается работа в отделении акушерском патологии беременности в должности акушерки, включая старших. Структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими, физиологическими, акушерским обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении.
Периоды работы истицы с 29.02.1996 г. по 10.03.1996 г. - в должности врача акушера - гинеколога в женской консультации № 3, с 01.02.1997 г. по 17.03.1997 г. - в женской консультации № 1, с 18.03.1997 г. по 28.11.2000 г.- в женской консультации № 3 муниципального отделения родильного дома Np 1 г. Иваново подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении по следующим основаниям.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991года №464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно указанному списку правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П указывается, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».
Относительно периодов обучения истицы на курсах повышения квалификации суд приходит к следующему.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.06.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.
Поэтому периоды обучения на курсах повышения квалификации, переквалификации, специализации, в ученическом отпуске, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, и подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В период повышения квалификации работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации», устанавливающей, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. С этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то есть, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516): в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В п. 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30)
Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), говорят о том, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В период нахождения на курсах повышения квалификации, медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов.
Правовая позиция о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.
С учетом такой правовой позиции периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации с 27.01.1999 г. по 05.03.1999 г., с 26.02.2001 г. по 26.04.2001 г., с 10.01.2006 г. по 20.02.2006 г., с 11.01.2011 г. по 21.02.2011 г. подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении.
Таким образом, исковые требования о включении указанный выше периодов в специальный стаж истицы в льготном и календарном исчислении подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, при включении указанный выше периодов в специальный стаж истицы у нее не имеется необходимого стажа 30 лет, в связи с чем требования о назначении истице трудовой пенсии удовлетворению не подлежат.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Луценко М.В.:
в льготном исчислении периоды:
с 04.08.1986 г. по 08.07.1992 г. - работа в должности медицинской сестры в проктологическом отделении областного онкологического диспансера г. Иваново,
с 01.03.1995 г. по 28.02.1996 г. - работа в должности врача-интерна (прохождение интернатуры по специальности «акушерство и гинекология" в 8-ой городской больнице г. Иваново,
с 09.07.1992 г. по 29.09.1993 г., с 23.01.1995 г. по 28.02.1995 г. - работа в должности медицинской сестры в проктологическом отделении Ивановского областного онкологического объединения, в том числе с 13.05.1993 г. по 29.09.1993 г. - нахождение в отпуске по беременности и родам в связи с рождением 22.07.1993 г. дочери Л.А.Г.,
с 11.03.1996 г. по 31.01.1997 г. – работа в акушерском отделении патологии беременности муниципального отделения родильного дома № 1 г. Иваново,
в календарном исчислении периоды:
с 29.02.1996 г. по 10.03.1996 г. - работа в должности врача акушера -гинеколога в женской консультации № 3,
с 01.02.1997 г. по 17.03.1997 г. - в женской консультации № 1,
с 18.03.1997 г. по 28.11.2000 г.- в женской консультации № 3 муниципального отделения родильного дома Np 1 г. Иваново,
с 27.01.1999 г. по 05.03.1999 г., с 26.02.2001 г. по 26.04.2001 г., с 10.01.2006 г. по 20.02.2006 г., с 11.01.2011 г. по 21.02.2011 г. - обучение на курсах повышения квалификации.
В удовлетворении исковых требований Луценко М.В. о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного законом – отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Луценко М.В. расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись