Дело № 2-2107/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2012 года г.Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Козловой Н.А.,
при секретаре Чикариной Т.В.,
с участием представителя истца по доверенности Боровской Е.Т.,
представителя ответчика по доверенности Фомичевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Севостьяновой А.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
установил:
Севастьянова А.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, просила отменить протокол заседания комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области N40 от 03 февраля 2012 года и решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области №52448 от 03.02.2012 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Севостьяновой А.Ф., засчитав в ее трудовой стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, периоды работы:
с 01 сентября 1985 года по 09 декабря 1986 года - в должности замещающего учителя в Смильгяйской средней школе (Республика Литва), продолжительностью 1 год 3 месяца 9 дней,
с 01 сентября 1987 года по 06 мая 1988 года - замещение, находящейся в декретном отпуске учительницы, в Скайстгиряйской неполной средней школе (Республика Литва), продолжительностью 8 месяцев 6 дней.
- с 06.10.1992 года по 15.08.1993 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком 20.11.1990 года рождения, продолжительностью 10 месяцев 10 дней,
и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента ее обращения в управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области за назначением пенсии, то есть с 10.11.2011 года.
Иск обоснован тем, что 10 ноября 2011 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку имела на то время необходимый стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со ст. 27 п.1 подп.19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области N52448 от 03 февраля 2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом комиссия неправомерно исключила из специального стажа указанные выше периоды работы.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Боровская Е.Т. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Фомичева Е.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
10.11.2011г. Севастьянова А.Ф. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
Решением №52448 от 03.02.2012г. комиссии по пенсионным вопросам отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсии Управления ПФР в назначении пенсии Севастьяновой А.Ф. было отказано в связи отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В решении Комиссии указывалось, что стаж Севастьяновой А.Ф., связанный с педагогической деятельностью, составил 23 года 10 месяцев 13 дней.
При этом в специальный стаж Севастьяновой А.Ф. не включены периоды: с 01 сентября 1985 года по 09 декабря 1986 года - в должности замещающего учителя в Смильгяйской средней школе (Республика Литва), продолжительностью 1 год 3 месяца 9 дней, с 01 сентября 1987 года по 06 мая 1988 года - замещение, находящейся в декретном отпуске учительницы, в Скайстгиряйской неполной средней школе (Республика Литва), продолжительностью 8 месяцев 6 дней.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного Законом лицам, не менее 25-ти лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального Закона (в редакции ФЗ от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ) списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В том случае, если занимаемая должность или учреждение, в котором протекала трудовая деятельность, не перечислены в Списках от 29.10.2002 года № 781, следует применять Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов ГД, а также ГС Республики Соха, Думы Чукотского АО и жалобами ряда граждан» (так же следует иметь ввиду основополагающие Определения Конституционного суда РФ от 5.11.2002 года № 320-О по делу Спесивцева Ю.И., от 6.03.2003 года № 107-О по делу Тарасовой В. А.) и п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с которыми при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, право на льготных условиях имеют лица, работающие в должности «учитель», в учреждениях «школы всех типов и наименований, лицеи, гимназии»
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" установлено, что правила, утвержденные настоящим постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
В соответствии со Списком, право на пенсию на льготных условиях имеют лица, работающие в должности «учитель», в общеобразовательных учреждениях: «основные общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии».
В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П указывается: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».
С учетом вышеизложенного суд считает требования истицы о включении в специальный стаж периодов работы в должности замещающего учителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. Замещение истицей должности учителя, находящегося в декретном отпуске, не имеет юридического значения при решении вопроса о наличии у нее права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, Постановления Конституционного суда РФ от 3.06.2004 г. № 11-П, Определением Конституционного суда РФ от 15.07.2004 г. № 285-0 в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования. Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех дет; Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку истице отпуск по уходу за ребенком предоставлен до введения в действие Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 г., а именно Приказом от 7 августа 1992 года № 108, данный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет - с 06.10.1992 г. по 15.08.1993 г. - подлежит включению в специальный стаж истицы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить Севостьяновой А.Ф. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:
- с 01 сентября 1985 года по 09 декабря 1986 года - в должности замещающего учителя в Смильгяйской средней школе (Республика Литва),
- с 01 сентября 1987 года по 06 мая 1988 года - замещение, находящейся в декретном отпуске учительницы, в Скайстгиряйской неполной средней школе (Республика Литва),
- с 06.10.1992 года по 15.08.1993 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, и назначить Севостьяновой А.Ф. трудовую пенсию с момента ее обращения, т.е. с 10.11.2011 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись