Дело № 12-159/2011 г. РЕШЕНИЕ «15» июля 2011 года г. Иваново Судья Фрунзенского районного суда г. Иваново Савина Е.М., при секретаре Смирновой Е.Е., участием представителя Областного государственного учреждения социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» Филимонова А.А., рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи судебного участка № 2 от 15 июня 2011 г. в отношении Областного государственного учреждения социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий»,расположенного по адресу г. Иваново ул. Кузнецова д. 130/9, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ установил: Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г.Иваново от 15 июня 2011 года областное государственное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. Представитель Областного государственного учреждения социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» Филимонов А.А., обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просил признать его незаконным и принять новое решение по данному делу. Мотивировал жалобу тем, что : - В предписании № 845 от 01.07.2010г. указано на нарушение положений пункта 89 ППБ 01-03, однако Учреждение с данными положениями не согласно, так как здание, в котором оно располагается, введено в эксплуатацию в 1938 г., т.е. до вступления данных нормативных правовых актов в законную силу. Согласно п.8.5 СНиП 10-01, необходимость приведения существующих зданий и сооружений, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на существующие здания, сооружения и строения, - запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Кроме того, с 01.07.2003 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», положениями данного закона (пунктом 3, статьи 4) установлено, что органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (данная позиция подтверждается и письмами Министерства юстиции РФ от 18.03.2004 № 07/2958-ЮД, от 15.04.2004 № 07/3893-ЮД). Отсутствие внутреннего противопожарного водопровода в здании не является угрозой жизни и здоровья людей при возникновении пожара, так как при пожаре в здании первичными действиями является эвакуация людей, а не тушение пожара, что подтверждают сотрудники ОГПН г. Иваново. Следовательно, неисполнение положений вышеуказанных ППБ 01-03 не может являться подтверждением противоправности поведения Учреждения, в результате чего отсутствуют доказательства и условия самого нарушения предусмотренного законом. -Из-за тяжелого материального положения, руководство учреждения не имело фактической возможности устранить выявленные нарушения. Кроме того, принимало неоднократные и все возможные меры для устранения указанных недостатков в сфере пожарной безопасности, а потому обязательные условия наказания юридического лица, предусмотренные в п.2 ст2.1. не выполняются, в следствие чего, юридическое лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения. В судебном заседании законный представитель Учреждения - Филимонов А.А, жалобу поддержал в полном объеме по мотивам, приведенным в ней. Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. 16 мая 2011 года в отношении ОГУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.15 КоАП РФ за не выполнение предписания №845 от 1 июля 2010 года, вынесенного государственным инспектором по пожарному надзору города Иваново Б.А.С. об устранении следующих нарушений: - п.89 ППБ 01-03 - сети внутреннего противопожарного водопровода в здании находятся в не исправном состоянии. Часть 1 статьи 19.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства. Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Исходя из смысла части 2 статьи 2.1 КоАП РФ для установления вины учреждения в совершении правонарушения, необходимо исследовать вопрос о том, имелась ли у учреждения возможность для исполнения предписания, и были ли данным лицом приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Из материалов дела следует, что Организация является учреждением социального обслуживания, учредителем которого является Управление социальной защиты населения Ивановской области. Центр не является собственником, финансируется за счет средств бюджета Ивановской области. Имущество, пережданное Центру Департаментом имущества Ивановской области, закреплено за ним на праве оперативного управления. Из материалов дела также следует, что проверка соблюдения правил противопожарной безопасности проводилась в Центре в 2009 году, в связи с чем, 24 февраля 2009 года Организация была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ; а также Учреждению выдано предписание об устранении значительного перечня нарушений правил противопожарной безопасности, среди которых указывалось на устранение неисправности сети внутреннего противопожарного водопровода (л.д.22). В связи с выданным предписанием Учреждение 27 февраля, 2 марта 2009 года, а также 8 апреля 2010 года обращалось к Учредителю с заявками о выделении дополнительных финансовых средств для устранения указанных нарушений (л.д.22, 23, 24). Согласно представленным сведениям большая часть выявленных нарушений была устранена Центром в 2009 - первой половине 2010 г.г. (л.д.28,29, 30, 31). Данное обстоятельство кроме этого подтверждается пояснениями законного представителя Центра в судебном заседании, а также выданным по итогам внеплановой проверки предписанием №845 от 1 июля 2010 года, в соответствии с которым не устраненными остались три нарушения (л.д.5). Из пояснений Филимонова А.А. в судебном заседании следовало, что неисправность водопровода заключается в недостаточности нужного давления в трубах, что вызвано установкой труб меньшего диаметра, чем это требуется по новым правилам. Для устранения этой неисправности требуются денежные средства в размере более 2 миллионов рублей. При этом, устранить неисправность по частям по мере выделения денег не представляется возможным по техническим причинам, поскольку замена трубы связана с перекрытием проезжей части по ул.Кузнецова, получением соответствующих согласований с различными органами. Поскольку на протяжении более года получить финансирование в таком размере не представилось возможным, то по согласованию с органами пожарного надзора был разработан альтернативный вариант устранения недостатка путем установки насосов-повысителей для создания нужного давления в трубах. Наличие данных обстоятельств подтверждается представленными в материалы дела решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 23 июня 2011 года по иску прокурора Фрунзенского района г.Иваново к Центру о понуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, протоколом судебного заседания. Из материалов дела также следует, что непосредственно сразу после вынесения предписания 1 июля 2010 года Центр стал принимать меры, направленные на устранение указанных нарушений, в связи с чем, 8 июля 2010 года обратился к учредителю с заявкой о проведении испытаний на водоотдачу пожарного водопровода (л.д.25), 9 октября 2010 года после проведения данных испытаний - с заявкой об оплате проектно-сметной документации для пожарного водопровода, передвижки денежных средств (л.д.26), 13 октября 2010 года - с заявкой о выделении денежных средств для приобретения насосов-повысителей (л.д.27), в связи с чем, в конце 2010 года нарушения, указанные в п.п. 2,3 Предписания от 1 июля 2010 года, были устранены, а для устранения нарушения по п.1 Предписания приобретены насосы-повысители. (л.д.29-32). Как следует из пояснений в судебном заседании Филимонова А.А., в 2011 году по мере выделения учредителем денежных средств была составлена проектная документация насосной станции противопожарного водопровода, приняты меры к монтажу насосной станции. Данные обстоятельства подтверждаются договорами на разработку проектной документации от 27 января 2011 года (л.д.33), договором на монтаж насосной станции от 4 мая 2011 года (л.д.34), решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 23 июня 2011 года. При этом, как следует из пояснений Филимонова А.А., насосная станция на данный момент смонтирована, ее пуск будет осуществлен в июле 2011 года. Как следует из решения Фрунзенского районного суда г.Иваново от 23 июня 2011 года, данные обстоятельства послужили основанием для изменения прокурором исковых требований, в связи с чем, Учреждение обязано устранить допущенные вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности в срок до 31 декабря 2012 года. Кроме этого, как следует из материалов дела расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества, к которым относится и выполнение работ по устранению недостатков пожарной безопасности, более чем в два раза превышали размер выделенных учреждению денежных средств и имеющихся на его баллансе (л.д.30-32), а те денежные средства, которые выделялись на усиление пожарной безопасности, были израсходованы учреждением полностью, в тот же финансовый год (л.д.28-29). Оценив данные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Центром принимались все зависящие от него меры для выполнения выданного предписания: Учреждение является некоммерческой организацией; собственных средств, необходимых для замены водопровода, не имеет; неоднократно обращалось к своему Учредителю за выделением денежных средств на эти цели, однако, их не получило; приняты меры к разработке альтернативного варианта устранения недостатка водопровода; по мере выделения Учредителем денежных средств приняты все меры для его реализации; устранены все иные недостатки, отмеченные в Предписании. Согласно ст.26.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми по делу об административном правонарушении в обязательном порядке подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения. В настоящем судебном заседании установлены обстоятельства, указывающие на отсутствие вины Центра совершенном правонарушении. В связи с этим, суд, учитывая правила, предусмотренные в ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, что в силу требования ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу. Руководствуясь ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, решил: Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г.Иваново от 15 июня 2011 года по делу об административном правонарушении в отношенииОбластного государственного учреждения социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить. Судья : Е.М. Савина