город Иваново Ивановской области «10» августа 2011 года Судья Фрунзенского районного суда г.Иваново Вергазов Н.Т. при секретаре Столяровой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Иваново дело по жалобе Кузьмичева А.Н. на постановление от 18.05.2011 г. государственного инспектора отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее- Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.М.Ю. о привлечении Кузьмичева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, работающего начальником ПСХ ОАО «Завод им. Г.К. Королева», зарегистрированного по адресу: г. Иваново <данные изъяты> к административной ответственности по ст. 9.1 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, у с т а н о в и л: Во Фрунзенский районный суд г.Иваново поступила жалоба Кузьмичева А.Н. на постановление от 18.05.2011 г. государственного инспектора отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее- Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.М.Ю., согласно которому Кузьмичев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и за совершенное правонарушение Кузьмичеву А.Н. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей. Находя вынесенное должностным лицом постановление от 18.05.2011 года незаконным, Кузьмичев А.Н. в своей жалобе указал следующее. Государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ивановской области Ф.Ю.В. в период с 12.04.2011г. по 06.05.2011г. в ОАО «Завод им. Г.К. Королева» была проведена проверка возможности соблюдения лицензионных требований и условий при эксплуатации взрывоопасных производственных объектов - системы газопотребления по адресу: г. Иваново, ул. Зверева, 22. При проверке выявлены нарушения им, как начальником ПСХ и лицом, ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов требований промышленной безопасности, о чем составлен протокол об административном правонарушении 283/11 от 10.05.2011г. По результатам проверки постановлением Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.05.2011г. он привлечен к административной ответственности по статье 9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20.000 рублей. Заявитель считает, что данное постановление вынесено с нарушением действующего законодательства, а именно: При проведении проверки были нарушены нормы Федерального Закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). Это подтверждается следующими обстоятельствами: Проверка проведена на основании распоряжения №14и/194 от 07.04.2011г. заместителя руководителя Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Митрофанова СВ. с целью проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. В распоряжении правовыми основаниями проведения проверки, в частности, названы уже упомянутый Закон № 294-ФЗ, Федеральный Закон от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. №599. Однако, исходя из требований вышеуказанных нормативных актов для проведения проверки ОАО «Завод им. Г.К. Королева» в том виде, в котором она была проведена, в данный период отсутствовали законные основания. Причиной проведения проверки явилась подача ОАО «Завод им. Г.К. Королева» заявления о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта -системы газопотребления. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании, пунктом 9 которого предусмотрено, что при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Пунктом 3 статьи 12 Закона №128-ФЗ предусмотрено, что к отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Закона №294-ФЗ. Также пунктом 13 Положения о лицензировании предусмотрено, что проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности проводится лицензирующим органом с учетом требований вышеназванного Закона. Таким образом, при проведении любой проверки контролирующим органом должен соблюдаться порядок организации и проведения проверок, установленный Законом № 294-ФЗ. Статьи 9 и 10 Закона №294-ФЗ устанавливают, что государственный контроль в отношении юридических лиц осуществляется в виде плановой и внеплановой проверки. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года и на основании ежегодно разрабатываемых планов. Внеплановые проверки проводятся лишь по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 10 Закона №294-ФЗ. Ни в распоряжении о проведении проверки, ни в акте проверки, ни в других документах не указано, какой вид проверки проводится: плановая или внеплановая. Если допустить, что в ОАО «Завод им. Г.К. Королева» проводилась плановая проверка, то в распоряжении о проведении проверки отсутствует ссылка на утвержденный годовой план проведения проверок. К тому же, не прошло трех лет с момента окончания проведения последней плановой проверки предприятия в части выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, указанная проверка была окончена в апреле 2009г., все выявленные при ее проведении нарушения устранены. Таким образом, оснований для проведения в апреле 2011г. плановой проверки вообще не имеется. Основаниями для проведения внеплановой проверки по смыслу п.2 ст. 10 Закона №294-ФЗ являются истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленных в ходе плановой проверки нарушений, и поступление в лицензирующий орган информации о факте грубого нарушений требований и условий разрешенной деятельности. Внеплановый лицензионный контроль проводится только в случаях проверки информации, полученной лицензирующим органом от граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации: о возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций, о причинении ущерба жизни, здоровью людей или окружающей среде. Ни в распоряжении о проведении проверки, ни в материалах проверки данных оснований не указано. Кроме того, согласно п.5 ст. 10 Закона №294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц. Указанное согласование не получено. Таким образом, отсутствовали основания и для проведения внеплановой проверки. В силу статьи 20 Закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом установленных обязательных требований. А допущенные Управлением нарушения в части отсутствия оснований для проведения плановой и внеплановой проверки и в части отсутствия согласования с органами прокуратуры относится к грубым нарушениям порядка проведения проверок. Поскольку в качестве доказательств по делу об административном правонарушении не могут применяться результаты проверки, проведенной с нарушением закона, считаю, что названные выше обстоятельства являются основаниями для отмены вынесенного постановления. К тому же его средняя заработная плата составляет 12.000 руб., что гораздо меньше взыскиваемого штрафа. Заявитель считает, что основной целью проверок является все-таки не максимальное получение денежных средств в виде штрафов за допущенные нарушения, а выявление этих нарушений, их устранение и разумный подход при назначении наказания. В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности Кузьмичев А.Н., а также его представитель по доверенности Боровкова Е.Г. не явились, о дне и месте слушания дела извещены судом своевременно и надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, доводы жалобы поддерживают в полном объеме. Проверив в соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, оценив изложенные в жалобе доводы, суд приходит к следующим выводам. Как усматривается из материалов дела, государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее- Волжского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору Ф.Ю.В. в соответствии с распоряжением о проведении проверки возможности исполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий от 07.04. 2011 года № 14и\194 проведена проверка на предмет возможности выполнения лицензионных требований и условий при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в отношении ОАО «Завод им. Г.К. Королева» В ходе указанной проверки было установлено, что начальник ПСХ ОАО «Завод им. Г.К. Королева» Кузьмичев А.Н., являясь лицом ответственным за безопасную эксплуатацию системы газопотребления предприятия (котельные цеха № 5,7 и газорегуляторного пункта (ГРП), приказ по предприятию № 52 от 28.03.2001 г. о назначении ответственности за безопасную эксплуатацию систем газораспределения и газопотребления); ответственным по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией дымовой трубы (приказ по предприятию от 22.02.2009 г. № 70), начальником газовой службы предприятия (приказ по предприятию от 02.02.2010 г. № 11) допустил нарушения требований промышленной безопасности, а именно: - допустил эксплуатацию опасного производственного объекта со следующими нарушениями: 1) не проводится один раз в месяц проверка срабатывания автоматики безопасности котельных цехов № 5, 7 (проверка срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации), согласно параметрам уставок срабатывания автоматики безопасности. нарушение п. 5.7.10 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03 2) не проверен переносной сигнализатор загазованности. Нарушение п. 5.7.5 ПБ 12-529-03 3) не проводится техническое обслуживание газорегуляторного пункта (ГРП) (определение плотности и чувствительности мембран регулятора давления и управления, продувка импульсных трубок к регулятору давления, очистка газового фильтра ( 1 раз в 6 месяцев) и текущий ремонт разборка регулятора давления (1 раз в 12 месяцев) внутренних газопроводов и газового оборудования ГРП). Нарушение п. 5.6.6, п. 5.6.9, п. 5.6.10 ПБ 12-529-03 4) не проводится периодическая (1 раз в 3 месяца) проверка параметров срабатывания предохранительно запорных и сбросных клапанов в ГРП. Нарушение п. 5.6.6 ПБ 12-529-03 5) не проведены ежегодные замеры сопротивления контура молниезащиты и исправности молниезащиты от молниеприемников до контура заземления, дымовых труб котельных цехов № 5, 7. нарушение п. 15 раздел 3. ПБ 03-445-02 6) не фиксируются в журнале обхода газопроводов и не устраняются (при ремонте) повреждения креплений наружных газопроводов. Нарушение п. 5.3.5, п. 5.3.6 ПБ 12-529-03 Данные нарушения были зафиксированы в акте проверки от 06.05.2011 г. № 14-04\090-2011. 06.05.2011 г. ОАО «Завод им. Г.К. Королева» выдано предписание № 14-04\090-2011 об устранении выявленных в ходе проведенной проверки нарушений. 10.05.2011 года государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее- Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ф.Ю.В. в отношении Кузьмичева А.Н. составлен протокол № 282\11 об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.1 ч.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения указанного протокола 18.05.2011 года государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее- Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.М.Ю. вынесено постановление, согласно которому Кузьмичев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и за совершенное правонарушение ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей. В соответствие со ст.29.10 ч.1 п.6 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, и мотивированное решение по делу. Суд считает, что содержание вынесенного 18.05.2011 года государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее- Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору данному требованию закона соответствует. В соответствии частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В силу этого Закона федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, вправе осуществлять нормативное регулирование в области промышленной безопасности, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в данной области. В силу ст. ст. 6, 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ (в редакции от 27 июля 2006 года) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации химически опасных и взрывоопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с п. 7 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) в соответствии с перечнем, предусмотренным приложением к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" В силу п. 9 указанного Положения при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Кроме того, в соответствии со ст. 10, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В силу п. «а, б» п. 2 ч. 2 вышеназванного Федерального закона основанием проведения внеплановой проверки является возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Судом из представленных материалов установлено, что целью проведения проверки в ОАО «Завод им. Г.К. Королева» явилось установление возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов на основании заявления предприятия вх. № 14и\3304 от 30.03.2011 г. Следовательно, основанием для проведения проверки явилось заявление ОАО «Завод им. Г.К. Королева» вх. № 14и\3304 от 30.03.2011 г., согласования с органом прокуратуры для проведения проверки в данном случае не требовалось. Таким образом, довод жалобы о том, что у Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору допущены нарушения в части отсутствия оснований для проведения как плановой, так и внеплановой проверки и в части отсутствия согласования с органами прокуратуры, суд считает безосновательным. Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливает требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать положения законодательства в области промышленной безопасности,допускать к работе на таком объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Работники же опасного производственного объекта этой нормой Закона обязаны соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. Федеральным законом N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (в редакции от 27.07.2010 г.) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлены требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. В соответствии со ст. 2. 4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Судом установлено, что Кузьмичев А.Н., являясь лицом ответственным за безопасную эксплуатацию системы газопотребления предприятия (котельные цеха № 5,7 и газорегуляторного пункта (ГРП), приказ по предприятию № 52 от 28.03.2001 г. о назначении ответственности за безопасную эксплуатацию систем газораспределения и газопотребления); ответственным по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией дымовой трубы (приказ по предприятию от 22.02.2009 г. № 70), начальником газовой службы предприятия (приказ по предприятию от 02.02.2010 г. № 11) допустил нарушения требований промышленной безопасности, а именно допустил эксплуатацию опасного производственного объекта со следующими нарушениями: не проводится один раз в месяц проверка срабатывания автоматики безопасности котельных цехов № 5, 7 (проверка срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации), согласно параметрам уставок срабатывания автоматики безопасности. нарушение п. 5.7.10 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03; не проверен переносной сигнализатор загазованности. Нарушение п. 5.7.5 ПБ 12-529-03; не проводится техническое обслуживание газорегуляторного пункта (ГРП) (определение плотности и чувствительности мембран регулятора давления и управления, продувка импульсных трубок к регулятору давления, очистка газового фильтра ( 1 раз в 6 месяцев) и текущий ремонт разборка регулятора давления (1 раз в 12 месяцев) внутренних газопроводов и газового оборудования ГРП). Нарушение п. 5.6.6, п. 5.6.9, п. 5.6.10 ПБ 12-529-03; не проводится периодическая (1 раз в 3 месяца) проверка параметров срабатывания предохранительно запорных и сбросных клапанов в ГРП. Нарушение п. 5.6.6 ПБ 12-529-03; не проведены ежегодные замеры сопротивления контура молниезащиты и исправности молниезащиты от молниеприемников до контура заземления, дымовых труб котельных цехов № 5, 7. нарушение п. 15 раздел 3. ПБ 03-445-02; не фиксируются в журнале обхода газопроводов и не устраняются (при ремонте) повреждения креплений наружных газопроводов. Нарушение п. 5.3.5, п. 5.3.6 ПБ 12-529-03. Факт нарушения начальником ПСХ ОАО «Завод им. Г.К. Королева» Кузьмичевым А.Н. требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д. 37-39); распоряжением о проведении проверки (л.д. 31); предписанием по устранению нарушений обязательных требований промышленной безопасности (л.д. 35-36), актом проверки (л.д. 32-34). Суд считает, что действия Кузьмичева А.Н. правильно квалифицированы по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о привлечении Кузьмичева А.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Постановление по делу об административном правонарушении от 18.05.2011 г. в отношении Кузьмичева А.Н., по мнению суда, является законным, обоснованным и мотивированным. Административное наказание назначено Кузьмичеву А.Н. в соответствии с санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и определено в качестве минимально возможного. Суд также не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Кузьмичева А.Н. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку он допустил эксплуатацию опасного производственного объекта с нарушениями, которые приведены судом выше. Кроме того, деятельность по эксплуатации химически опасных и взрывоопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу. Кроме того, в силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» такие обстоятельства, как личность или имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Учитывая вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы Кузьмичева А.Н. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд, р е ш и л: Постановление по делу об административном правонарушении от 18.05.2011 г., вынесенное государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее- Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.М.Ю. в отношении Кузьмичева А.Н. о привлечении к административной ответственности по ст.9.1 ч. 1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20.000 рублей- оставить без изменения, а жалобу Кузьмичева А.Н. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня оглашения. Судья: