Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-35/2010года   

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Иваново                                                                                                 «07» июня 2010 г.

Судья Фрунзенского районного суда города Иваново Савина Е.М.,

при секретаре Кренделевой Т.М.,

с участием юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в лице представителя по доверенности – Тагаковой М.Б.,

рассмотрев представленные Управлением Государственного пожарного надзора по Ивановской области материалы дела об административном правонарушении в отношении УФССП РФ по Ивановской области, расположенного по адресу: г.Иваново ул. Багаева 27, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

06 мая 2010 г. государственным инспектором г.Иванова по пожарному надзору Русиным В.А. составлен протокол об административном правонарушении №40, из которого следует, что юридическое лицо – УФССП РФ по Ивановской области, совершило административное правонарушение, выразившееся в том, что по результатам внеплановой проверки по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, проведенного в помещениях четвертого этажа здания по адресу: г.Иваново, ул. Багаева д.14 было выявлено отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, за что предусмотрена административная ответственность, в соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель УФССП РФ по Ивановской области, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тагакова М.Б., на протокол об административном правонарушении возражала, изложив свою позицию в письменных возражениях. В частности, представителем юридического лица указано, что автоматическая пожарная сигнализация и системы оповещения людей о пожаре должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания, однако, помещения 4 этажа здания такого источника не имеют по причине препятствий в доступе к источнику электропитания со стороны руководства ОАО «Полет», на балансе которого находятся электросети, от которых производится электроснабжение вышеуказанного помещения. Технической возможности заключения договора электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией Управление не имеет. Управлением приняты все предусмотренные законом организационные меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п.16 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) предусмотрено система оповещения людей о пожаре при единовременном нахождении на этаже более 10 человек. Однако, помещение 4 этажа фактически не эксплуатируется Управлением, сотрудники в указанных помещениях не размещены, поскольку помещения на настоящий момент не переоборудованы из производственных под офисные. В связи с чем, нарушение требований НПБ 104-03 п.5.1 Управлением не допущено. По той же причине отсутствует реальная угроза жизни и  здоровью людей, поскольку как пожарная сигнализация, так и система оповещения людей о пожаре распространяют свое действие только на те помещения, в которых они установлены, а не на все здание в целом. После передачи Управлению в оперативное управление производственных помещений 4 этажа здания, Управлением осуществляются все возможные действия, направленные на обеспечение пожарной безопасности: приняты меры организационного характера, разработан проект переоборудования помещений под офисные и установки пожарной сигнализации и систем оповещения о пожаре;  принимаются меры к разрешению разногласий с   ОАО «Полет» о подключении к источнику электропитания путем обращения в электроснабжающие организации, Арбитражный Суд Ивановской области, Антимонопольную службу, направления руководству ОАО «Полет» предложений по заключению соглашений о перераспределении электроэнергии. В связи с чем, в действиях Управления отсутствует как состав, так и событие административного правонарушения.

  Государственный инспектор г. Иванова по пожарному надзору Русин В.А., допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что в Управление ГПН поступило обращение ОАО « Полет» Ивановский парашютный завод о том, что отсутствует дополнительный эвакуационный выход из помещений 4,5,6 этажа здания, отсутствуют техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договоры на обслуживание систем противопожарной защиты, по поводу закрытия двери на замок и других нарушениях. В связи с этим была проведена внеплановая проверка в УФССП по Ивановской области, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении. Отсутствие системы сигнализации, увеличивает возможность пожара. При этом, инспектор не отрицал, что помещение 4 этажа изолировано с двух сторон дверями, имеющими запорные устройства. Данные двери на момент проверки были открыты, однако, им установлено, что в иное время двери закрываются, доступ в помещение ограничен.

Выслушав участвующих по делу лиц, свидетеля, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что согласно распоряжения от 14 апреля 2010 г. за № 42 в отношении УФССП по Ивановской области была проведена внеплановая проверка, с целью проверки информации указанной по обращению ГУ МЧС России по Ивановской области УГПН от 07.04.2010 г., по факту отсутствия дополнительного эвакуационного выхода из помещений 4,5,6 этажей здания по адресу: г.Иваново, ул. Багаева 14, а также отсутствия технической документации связанной с  энергоснабжением, водоснабжением, установкой противопожарной защиты, отсутствия договоров на облуживание систем противопожарной защиты.

Актом проверки за № 42 от 06 мая 2010 г. установлено, что Управлением Федеральной Службы Судебных приставов России по Ивановской области нарушены требования, установленные муниципальными правовыми актами, а именно в помещениях 4 этажа здания по адресу: г.Иваново, ул.Багаева, д.14 (литер А1) отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, в связи с чем. нарушены требования НПБ 110-03 п.14 таблица3 п.п.38 и НПБ 104-03 п.5.1 таблица 2 п.п.15 соответственно.

Указанное помещение принадлежит Управлению на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2008 года.

На основании протокола № 40 от 06 мая 2010 г., составленного государственным инспектором г.Иванова по пожарному надзору Русиным В.А., установлен факт вышеуказанных нарушений, допущенных УФССП по Ивановской области, за что предусмотрена административная ответственность, в соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Между тем, из представленных материалов усматривается, что по делу имеются обстоятельства, препятствующие выполнению Управлением в полной мере возложенной на него обязанности по соблюдению пожарной безопасности.

Как обоснованно указано представителем юридического лица со ссылкой на ч.11 ст.84 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы оповещения людей о пожаре и автоматическая пожарная сигнализация должны быть оборудованы источником бесперебойного электропитания.

Однако, представленные представителем УФССП документы, а также материалы административного дела свидетельствуют об отсутствии у Управления объективной возможности подключения к такому источнику.

 Так, из пояснений представителя Тагаковой М.Б. в судебном заседании следовало, что помещение 4 этажа отключено от электроснабжения администрацией ОАО «Полет», на балансе которого находятся электросети, от которых производится электроснабжение вышеуказанного помещения.

Данное обстоятельство подтверждается и показаниями инспектора Русина В.А., подтвердившего факт отключения и опломбирования электрощитов на 4 этаже на момент проверки печатями ОАО «Полет».

Устные пояснения Тагаковой М.Б. о наличии объективных препятствий самостоятельного подключения Управления к источнику электропитания подтверждаются представленными в материалы дела документами, из которых следует, что возможность технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «Полет» для электроснабжения помещений 4 этажа существенно ограничена в связи с его значительной стоимостью – 3 885 847,62 руб. (письмо ОАО «Ивановская городская электрическая сеть» от 03.02.2010 года), а также в связи с отсутствием технической возможности осуществить присоединение требуемой Управлению мощности (письмо ОАО «Ивановская городская электрическая сеть» от 15.02.2010 года).

Из пояснений представителя Управления в суде также установлено, что УФССП РФ по Ивановской области на протяжении 2009-2010 г.г. предпринимаются меры к урегулированию возникших разногласий между Управлением и ОАО «Полет» по подключению к электроснабжению.

В частности, Управление обращалось с иском к ОАО «Полет» в Арбитражный суд Ивановской области, в удовлетворении которого истцу было отказано. После чего Управлением предпринята попытка обращения к администрации ОАО «Полет» в целях добровольного определения порядка пользования электрическими сетями, находящимися в долевой собственности (Письмо №24/3629 от 23.04.10 г. и проект соглашения), которое оставлено ОАО «Полет» без ответа. На настоящий момент на рассмотрении в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области находится обращение УФССП РФ по Ивановской области от 07.04.2010 года по факту дискриминационных действий ОАО «Полет», препятствующих Управлению в заключении договора с электроснабжающей организацией и свободному перетоку электрической энергии (Обращение №24/13-3108 от 07.04.2010 года). 

Суд находит принятые Управлением меры разумными и адекватными сложившимся обстоятельствам, срокам возникновения у Управления прав на данное имущество.

Подтверждением этому являются и иные принимаемые УФССП РФ по Ивановской области меры соблюдения правил пожарной безопасности. Судом установлено, что за период 2009 - первого квартала 2010 года УФССП Управлением приняты организационные меры по обеспечению пожарной безопасности, о чем свидетельствует Приказ от 20 мая 2009 года №115 «О внесении изменений в приказ УФССП России по Ивановской области от 18.03.09 года №69 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности В УФССП по Ивановской области»» в связи с передачей в оперативное правление части подвала, 4,5,6 этажей здания, в соответствии с которым определены ответственные за пожарную безопасность лица, установлена периодичность проводимых ими проверок. На основании государственного контракта разработан проект переоборудования помещений 4 этажа нежилого здания по адресу: г.Иваново, ул.Багаева 14, под офисное помещение с устройством входной группы, частями которого являются перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре.

Суд также соглашается с правовой позицией УФССП РФ по Ивановской области о том, что в соответствии с п. 16 Приказа МЧС от 18.06.2003 г. №« 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03)» предусматривается система (установка) оповещения людей о пожаре при единовременном нахождении на этаже более 10 человек. Поскольку в помещениях 4 этажа люди вообще не размещены, и Управление свою деятельность в указанном помещении не осуществляет, то нарушений требований НПБ 104-03 п. 5.1 Управлением не допущено.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми по делу об административном правонарушении в обязательном порядке подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

В настоящем случае виновность Управления в совершении административного правонарушения судом не установлена, протокол об административном правонарушении выводов о виновности Управления не содержит. Доказательств того, что у УФССП РФ по Ивановской области имелась возможность соблюдения требований инкриминируемых ему НПБ, но им для этого не были приняты все зависящие от него меры, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд, учитывая правила, предусмотренные в ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, что в силу требования ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.29.9, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ,

постановил:

   Производство по делу об административном правонарушении в отношении УФССП РФ по Ивановской области, расположенного по адресу: г.Иваново ул. Багаева 27, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ – прекратить.

            Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд гор. Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Савина Е.М.