решение, не вступившее в законную силу, о признании водопровода бесхозяйным



№2-1102/10 г. Фролово

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» сентября 2010 года

Фроловский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Власовой М.Н.,

при секретаре Кузнецовой Т.В.,

с участием прокурора Симоновой С.Д.

представителя Администрации городского округа город Фролово Артамонова А.И.,

представителей третьего лицо ООО «Водоснабжение» Вешенсковой Е.И., Фалькиной Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Фролово о признании водопровода бесхозяйным и понуждении к подаче заявления о постановке его на учет в качестве бесхозяйного,

установил:

Фроловский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Фролово о признании водопровода бесхозяйным и понуждении к подаче заявления о постановке его на учет в качестве бесхозяйного.

Указав в обоснование заявленных требований о том, что во Фроловскую межрайонную прокуратуру поступило заявление ФИО2 по факту нахождения на территории городского округа город Фролово бесхозяйного водопровода, общая протяженность которого составляет <адрес> метра, из стальных труб диаметров № мм, балансовой стоимостью № руб.

Водопровод построен в ДД.ММ.ГГГГ. Основным застройщиком являлся гражданин ФИО2 Водопровод был подведен к домовладению № по <адрес> в <адрес>. Позже к нему присоединились еще несколько абонентов.

Постановлением главы администрации городского округа город Фролово от ДД.ММ.ГГГГ № водопровод принят в муниципальную собственность (казну) городского округа и передан на обслуживание ООО «Водоснабжение».

Однако постановлением и.о. главы администрации городского округа город Фролово от ДД.ММ.ГГГГ № вышеназванное постановление от ДД.ММ.ГГГГ № отменено.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа.

В связи с тем, что администрацией городского округа не принимались меры по организации водоснабжения жителей <адрес> гражданин ФИО2 был вынужден собственными силами и средствами строить водопровод.

Установлено, что по причине отсутствия собственника водопровода, а также договора на техническое обслуживание ООО «Водоснабжение» не производит надлежащим образом его обслуживание.

До настоящего времени администрацией городского округа город Фролово мер к принятию в муниципальную собственность водопровода не принимается. Отсутствие надлежащего водоснабжения может явиться причиной различного рода заболеваний населения.

Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав граждан, проживающих на территории городского округа на благоприятную окружающую среды.

В связи с чем, просит признать водопровод протяженностью № метра из стальных труб диаметров № мм, проходящий по <адрес> и расположенный на территории городского округа город Фролово бесхозяным. Обязать администрацию городского округа город Фролово подать в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Фроловскому району заявление о постановке на учет в качестве бесхозяного водопровода протяженностью № метра из стальных труб диаметров № мм, проходящий по <адрес> и расположенный на территории городского округа <адрес>.

В судебном заседании прокурора Симонова С.Д. указанные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации городского округа город Фролово Артамонов А.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме и пояснил, что на основании заявления гр. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа принято постановление о принятии в муниципальную собственность (казну) городского округа город Фролово водопровода по <адрес>, протяженностью № м., из стальных труб диаметров №, балансовой стоимостью № руб. данный водопровод передан на обслуживание ООО «Водоснабжение».

Однако данное постановление было вынесено в противоречии с Решением Фроловской городской Думы Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о муниципальной казне городского округа - город Фролово Волгоградской области".

В соответствии с п. 5.1-5.2 данного Положения учет имущества, составляющего муниципальную казну и его движение осуществляется путем внесения администрацией городского округа - город Фролово соответствующей информации в Реестр имущества городского округа - город Фролово Волгоградской области, содержащей сведения о составе, адресе, балансовой и остаточной стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, технические характеристики, другие сведения, соответствующие требованиям законодательства об учете муниципального имущества в Реестре.

Единственным основанием принятия водопровода в муниципальную казну явилось заявление ФИО2, при этом иных документов о его техническом состоянии представлено не было.

После передачи водопровода на обслуживание ООО «Водоснабжение» обеспечить его нормальное функционирование не представилось возможным, так как при строительстве водопровода были допущены нарушения, в настоящее время исключающие возможность его нормальной эксплуатации.

Данное обстоятельство послужило основанием для отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ

В настоящее время водопровод НА балансе Администрации городского округа не состоит.

Просит суд отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований, так как водопровод не может быть признан бесхозяйным, поскольку его собственником является ФИО2

Представители третьего лица ООО «Водоснабжение» Вешенскова Е.И. и Фалькина Л.Н., не согласившись с исковыми требованиями, пояснили, что водопровод по <адрес> в <адрес> протяженностью №. был построен в ДД.ММ.ГГГГ. силами гражданин ФИО2, затем к нему присоединились другие абоненты.

ДД.ММ.ГГГГ. данный водопровод принят в муниципальную собственность и передан на обслуживание в ООО «Водоснабжение». На данный водопровод имеет проект. Однако при его строительстве были допущены нарушения, водопровод заложен на недостаточную глубину, в связи с чем в зимнее время перемерзает. Его эксплуатация и обслуживание для ООО «Водоснабжение» затруднительно. Для нормального функционирования данного водопровода необходимо уложить его на требуемую глубину, после чего препятствий для его принятия в муниципальную собственность и обслуживание» не будет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании установлено, что основанием обращения прокурора в суд послужило заявление гражданина ФИО2 (л.д №).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, обязанность по обеспечению жителей городского округа город Фролово водой возложена действующим законодательством на администрацию городского округа.

Из проекта на строительство водопровода к жилому дому № по <адрес> в <адрес> усматривается, что гр. ФИО2 самостоятельно произвел строительство водопровода, после чего на основании постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ были произведено его подключение к городским сетям (л.д №).

Вместе с тем, данный водопровод не может быть признан собственностью ФИО2

На основании ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

С учетом вышеприведенных положений водопровод по <адрес> в <адрес> не может быть признан принадлежащим ФИО2 либо иному лицу, поскольку документов, свидетельствующих о государственной регистрации права собственности на него не имеется.

Из пояснений представителя ответчика Артамонова А.И. следует, что данный водопровод был принят в муниципальную казну. Однако из-за затруднительности его эксплуатации от него отказались.

Однако суд не может согласится с доводами ответчика и представителей ООО «Водоснабжение» о том, что невозможность эксплуатации водопровода может служить достаточным основанием для того, чтобы водопровод был исключен из муниципальной собственности.

Данные действия свидетельствуют о том, что администрация городского округа не желает нести бремя содержания данного водопровода, его надлежащего ремонта, обеспечивающего его полноценное функционирование и обеспечение жителей <адрес> качественной водой, фактически возлагая данные мероприятия на жителей.

В соответствии с п. 5.1-5.2 Решения Фроловской городской Думы Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о муниципальной казне городского округа - город Фролово Волгоградской области" учет имущества, составляющего муниципальную казну и его движение осуществляется путем внесения администрацией городского округа - город Фролово соответствующей информации в Реестр имущества городского округа - город Фролово Волгоградской области, содержащей сведения о составе, адресе, балансовой и остаточной стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, технические характеристики, другие сведения, соответствующие требованиям законодательства об учете муниципального имущества в Реестре.

Однако данное решение утратило юридическую силу, так как было отменено решением Фроловской городской Думы Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно п. 5.1.-5.2, 5.6 действующего в настоящее время Положения о муниципальной казне городского округа город Фролово Волгоградской области" имущество, составляющее муниципальную казну, принадлежит на праве муниципальной собственности городскому округу город Фролово и подлежит отражению в бухгалтерской отчетности на балансе администрации городского округа город Фролово в соответствии с инструкцией по бюджетному учету.

На недвижимое имущество, входящее в состав имущества муниципальной казны, вносятся данные государственной регистрации права муниципальной собственности на объект, инвентарный номер БТИ и рыночная стоимость объекта в случае проведения оценки по правилам, установленным федеральными законами и правовыми актами для оценки имущества.

Недвижимое имущество, входящее в состав имущества муниципальной казны, подлежит оценке, технической инвентаризации и государственной регистрации в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством, за счет средств бюджета городского округа город Фролово.

Таким образом, данным нормативно-правовым актом не предусмотрено специальных условий для принятия недвижимого имущества в муниципальную казну, в том числе необходимость предоставления на него технических документов, на отсутствие которых ссылаются ответчик и представители третьего лица.

В силу ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Совокупностью исследованных судом доказательств подтверждается, что водопровод, протяженностью №. по <адрес> в <адрес> не имеет собственника, так как после его строительства ФИО2 он передавался в муниципальную собственность, впоследствии был исключен из муниципальной собственности и в собственность ФИО2 либо иных лиц не поступал, то есть фактически является бесхозяйным.

Однако, принимая во внимание особую социальную значимость организации водоснабжением населения, суд считает необходимым обязать администрацию городского округа город Фролово подать в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Фроловскому району заявление о постановке его на учет в качестве бесхозяйного.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Фроловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Фролово о признании водопровода бесхозяйным и понуждении к подаче заявления о постановке его на учет в качестве бесхозяйного - удовлетворить.

Признать водопровод протяженностью № метра, из стальных труд, диаметром № мм, проходящий по <адрес> бесхозяйным.

Обязать администрацию городского округа город Фролово подать в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Фроловскому району заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного водопровода протяженностью № метра, из стальных труд, диаметром № мм, проходящего по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.

Судья: М.Н. Власова