№2-1042/10 г. Фролово
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» сентября 2010 года
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Власовой М.Н.,
при секретаре Кузнецовой Т.В.,
с участием истца Савченко Н.Г.,
представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Фролово и Фроловском районе Понариной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко Надежды Геннадьевны к ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Фролово и Фроловском районе об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии,
установил:
Савченко Н.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Фролово и Фроловском районе об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Указав в обоснование заявленных требований о том, что как лицо, проработавшее в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17 декабря 2001г. она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии. Решением ГУ Управления Пенсионного фонда по г. Фролово и Фроловскому району от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении подобной пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа - 17 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимых женщинам, родившим 2-х и более детей по достижении возраста 50 лет.
Ответчиком не включены в специальный стаж ее работы следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 лет 03 мес. 20 дней - рядовая войсковой части № <адрес> в должности портного взвода обеспечения 3 пограничной комендатуры.
Несмотря на то, что она проходила военную службу, она была связана с осуществлением конкретной работы в конкретной должности портного взвода обеспечения 3 пограничной комендатуры.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 0 лет 03 мес. 00 дн. - не учтен ответчиком, в данный период времени она получала пособие при увольнении с момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ до признания ее безработной;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 0 лет 05 мес. 26 дн. - период в течение которого она была признана безработной, состояла на учете в центре занятости населения, работала на общественных работах.
Данный период времени подлежит зачету в специальный стаж, так как он включается в страховой стаж.
Федеральным законом от 21 июля 1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» при определении индивидуального коэффициента пенсионера для назначения пенсии совместно с периодами трудовой деятельности, во время которых уплачивались страховые взносы, принимались во внимание периоды военной и приравненной к ней службы, творческой деятельности, периоды выплаты пособия по безработице.
В связи с чем, просит суд признать решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Фролово и Фроловском районе об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж ее работы вышеназванные периоды и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании истец Савченко Н.Г. исковые требования полностью поддержала, пояснив, что в период проживания в <адрес>, приравненного к районам Крайнего Севера, она родила 2 детей. ДД.ММ.ГГГГ достигла 50 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила военную службу в пограничных войсках в качестве портной взвода обеспечения. Военная служба протекала в суровых климатических условиях, поэтому данный период времени должен быть зачтен как период ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ2г. она не работала, так как была уволена. Однако в это время она получала пособие при увольнении. Этот период включается в страховой стаж, поэтому должен быть включен и в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Также в данный стаж должен быть включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ когда она состояла на учете в Центре занятости, была признана безработной, работала на общественных работах.
Просит взыскать с ответчика понесенные ею судебные расходы в размере № руб.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Фролово и Фроловском районе Понарина Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что отказ в назначении Савченко Н.Г. досрочной трудовой пенсии является законным.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Савченко Н.Г. включено 11 лет 02 месяца 03 дня, в течение которого она работала в <адрес>. Эта местность приравнена к районам Крайнего Севера.
Из данного стажа исключены периоды отпусков без сохранения заработной платы - 2 месяца 25 дней.
Период прохождения Савченко Н.Г. военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как не является периодом трудовой деятельности. Военная служба является особым видом государственной службы. Право на пенсию военнослужащих реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и местностей к ним приравненных, на организм человека исчислением при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Действующим законодательством не предусмотрен зачет периодов военной службы (в районах Карйнего Севера) в специальный стаж.
Также, не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды в течение которых Савченко Н.Г. была признана безработной, получала пособие по безработице, так как это не предусмотрено положениями ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с подп. 4 п. 1 сит. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» данный период засчитывается в страховой стаж, но не в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Савченко Н.Г. не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Савченко Н.Г. достигла 50 лет.
Из трудовой книжки Савченко Н.Г. усматривается, что она работала в <адрес>.
Постановлением Совета Министров СССР № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отнесена к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В период проживания в указанной местности Савченко Н.Г. родила 2-х детей.
ДД.ММ.ГГГГ Савченко Н.Г. обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Фролово и Фроловскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ по г. Фролово и Фроловскому району вынесено решение № об отказе в досрочном назначении Савченко Н.Г. трудовой пенсии по старости по указанным выше основаниям.
Данный отказ ответчика мотивирован отсутствием требуемого специального стажа - 17 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимых женщинам, родивших 2 и более детей, по достижении возраста 50 лет.
Из решения об отказе в установлении пенсии следует, что в стаж работы Савченко Н.Г. не включен периоды прохождения ею военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 05 лет 03 мес. 20 дн. (л.д №).
Трудовой книжкой Савченко Н.Г. и представленным суду военным билетом подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец призвана на военную службу по контракту в воинскую часть № <адрес>, дислоцирующейся на о.Сахалин. Уволена в запас ДД.ММ.ГГГГ (л.д №).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
При таких обстоятельствах период прохождения истцом военной службы в местности приравненной к районам Крайнего Севера правомерно исключен ответчиком из подсчета льготного стажа.
В решении об отказе в установлении пенсии ответчиком не указаны периоды получения Савченко Н.Г. пособия при увольнении и безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пояснениям представителя ответчика данные периоды не принимались в расчет при подсчете льготного стажа, поскольку они не могут быть отнесены к периодам работы истца, так как в указанное время она не занималась никакой трудовой деятельностью.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.
Вместе с тем, периоды получения истцом пособия при увольнении и пособия по безработице не подлежат включению в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, для которого требуется необходимость осуществления трудовой деятельности.
Итого в стаж работы, дающей право на досрочное назначение истцу трудовой пенсии включено 11 лет 02 мес. 03 дня.
Таким образом, у Савченко Н.Г. отсутствует необходимый 17 летний календарный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В связи с чем, отказ ответчика в досрочном назначении трудовой пенсии по старости следует признать правомерным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Савченко Надежды Геннадьевны к ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Фролово и Фроловском районе об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.
Судья: М.Н. Власова