решение, не вступившее в законную силу, о понуждении к государственной регистрации права собственности



№2-367/11г. Фролово

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» марта 2011года

Фроловский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Власовой М.Н.,

при секретаре Кузнецовой Т.В.,

с участием прокурора Страховой О.В.,

представителя ответчика Администрации Лычакского сельского поселения Федулова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лычакского сельского поселения о понуждении к государственной регистрации права собственности,

установил:

Фроловский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лычакского сельского поселения о понуждении к государственной регистрации права собственности.

Указав в обоснование заявленных требований о том, что на основании Закона Волгоградской области от 27 ноября 2006г. №1321-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Фроловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», принятого Волгоградской областной Думой 21 ноября 2006г. Фроловский муниципальный район безвозмездно передал в собственность Лычакского сельского поселения Фроловского муниципального района наряду с иным имуществом 2 памятника, отнесенные к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) с инвентарными номерами №. Данные объекты культурного наследия находятся на балансе Лычакского сельского поселения.

Согласно ст. 6 ФЗ №73-ФЗ от 25 июня 2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 9.3 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.4,12 данного закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Исходя из положений ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст. 17 одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, переход, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок в ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Одним из таких актов является акт приема-передачи муниципального имущество от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Фроловский муниципальный район безвозмездно передал в собственность Лычакского сельского поселения Фроловского муниципального района наряду с иным имуществом 2 памятника, отнесенные к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры), с инвентарными номерами №.

Однако ответчиком, в нарушение положений Закона №122-ФЗ до настоящего времени не зарегистрировано право собственности на объекты культурного наследия.

Просит суд обязать администрацию Лычакского сельского поселения зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области право собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).

В ходе рассмотрения дела прокурор Страхова О.В. уточнила исковые требования, просит суд обязать ответчика зарегистрировать право собственности на 2 памятника, воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны с инвентарными номерами № расположенные на территории Лычакского сельского поселения, которые являются недвижимым имуществом.

Представитель ответчика Администрации Лычакского сельского поселения Фроловского муниципального района Федулов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что на территории Лычакского сельского поселения действительно расположены 2 памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Однако сельскому поселению они были переданы незаконно, инвентарные номера присвоены им самим сельским поселением, в собственности Фроловского муниципального района они никогда не находились, на балансе указанного муниципального образования никогда не состояли.

Требования о понуждении к регистрации не основаны на законе, так как регистрация носит заявительный характер, срок ее проведения не установлен. Кроме того, в бюджете сельского поселения не предусмотрено денежных средств на проведение процедуры государственной регистрации данных объектов недвижимого имущество.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ч. 2, 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21июля 1997г. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

В судебном заседании установлено, что на территории Лычакскогоо сельского поселения в <адрес> находятся 2 воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Данные объекты переданы сельскому поселению на основании акта приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ и приняты главой Лычакского сельского поселения, что удостоверено подписью указанного должностного лица (л.д.№).

Правовым основанием для осуществления передачи указанного имущества послужил Закон Волгоградской области от 27 ноября 2006г. №1321-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Фроловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».

Согласно ст. 2 вышеназванного Законауполномоченный орган городского, сельского поселения обязан принять имущество, указанное в приложениях к настоящему Закону, по балансовой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем подписания передаточного акта в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.

Право собственности на имущество у вновь образованных поселений, указанных в статье 1 настоящего Закона, возникает с момента подписания соответствующего передаточного акта.

При этом в пункте 10 Перечня объектов муниципального имущества, находящегося в процессе разграничения в собственности Фроловского муниципального района указаны 2 памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенные в <адрес> с инвентарными номерами №.

Факт наличия указанных объектов на территории сельского поселения ответчиком не оспаривается.

Данные памятники обладают признаками недвижимого имущества (недвижимости), поскольку с учетом положений, содержащихся в ст. 130 ГК РФ представляют собой объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Наличие у памятников статуса недвижимого имущества предполагает обязательность государственной регистрации права собственности на них за собственником, то есть сельским поселением.

Вместе с тем, с момента передачи недвижимого имущества Лычаскому сельскому поселению, оно не произвело действий к регистрации права собственности. В связи с чем, требования прокурора об обязании Лычакского сельского поселения зарегистрировать право собственности на памятники подлежат удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что имущество передано сельскому поселению незаконно, так как Фроловский района не являлся его собственником.

К данному выводу суд приходит исходя из следующего. Закон Волгоградской области от 27 ноября 2006г. №1321-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Фроловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», которым имущество было передано в собственность сельских поселений, является действующим, не отменен и не изменен, не был признан не соответствующим действующему законодательству.

Процедура передачи имущества в собственность сельских поселений не оспорена, равным образом как и акт приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ

Отсутствие денежных средств на проведение процедуры государственной регистрации в бюджете сельского поселения не может служить достаточным основанием к уклонению от государственной регистрации права собственности, которая является обязательной для собственника соответствующего недвижимого имущества, непосредственно предписывается федеральным законом.

Таким образом, совокупностью исследованных судом доказательств, взаимосогласующихся между собой и дополняющих друг друга, подтверждается наличие в собственности Лычакского сельского поселения Фроловского муниципального района недвижимого имущества - 2 памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенных в <адрес>, государственная регистрации права собственности на которые собственником в нарушение ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не произведена. Данное обстоятельство служит основанием к обязанию Администрации Лычакского сельского поселения зарегистрировать право собственности на данные объекты недвижимого имущества в соответствующем государственном органе – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Фроловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лычакского сельского поселения о понуждении к государственной регистрации права собственности – удовлетворить.

Обязать администрацию Лычакского сельского поселения зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области право собственности на имущество – 2 памятника, воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны с инвентарными номерами №, расположенные на территории Лычакского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.

Судья:М.Н. Власова