№2-657/1130 марта 2011 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фроловский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Сотниковой Е.В.,
при секретаре Мелиховой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фролово 30 марта 2011 года гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Буровой Марии Николаевны к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о понуждении к действию,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился с иском в интересах Буровой М.Н. к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о понуждении к действию, указав, что Бурова Мария Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет статус социального сироты. Решением Фроловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Буровой М.Н. - ФИО4 лишена родительских прав.
Бурова М.Н. зарегистрирована в посёлке <адрес>, а фактически в настоящее время проживает в посёлке <адрес>.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.
Распоряжением главы Фроловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Бурова М.Н. была поставлена на учет в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий по Фроловскому муниципальному району Волгоградской области.
Таким образом, Бурова М.Н., имея статус социальной сироты, в соответствии с законодательством РФ должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако, в нарушение законодательства РФ изолированное жилое помещение до настоящего времени Буровой М.Н. ответчиком не предоставлено. Она лишь включена в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Указанный факт свидетельствует о нарушении конституционных прав Буровой М.Н. по обеспечению дополнительными социальными гарантиями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Буровой М.Н. на территории Фроловского муниципального района Волгоградской области жилую площадь не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании помощник Фроловского межрайонного прокурора Страхова О.В. полностью поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить. Также, просила рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Бурова М.Н. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить и не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика – Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о месте и времени слушания дела судом уведомлялся, однако, в судебное заседание не явился, не сообщив суду об уважительности причин неявки, не обратившись с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительности причин неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьёй 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Из исследованной в судебном заседании копии учётного дела № усматривается, что Бурова М.Н. в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет статус социальной сироты.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящие, под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социальногообслуживания,атакжевучрежденияхвсехвидов профессиональногообразования,либопоокончаниислужбывряда Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гаранта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.62 Жилищного кодекса РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.1 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.
Согласно ст.6 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.
Постановлением Администрации Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Бурова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на учёт как оставшаяся без попечения родителей в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма по достижении совершеннолетия.
Распоряжением Главы Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Бурова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Фроловскому муниципальному району Волгоградской области.
Таким образом, Бурова М.Н., имея статус социальной сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ, поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако, в нарушении норм законодательства, ей до настоящего времени не предоставлено вне очереди жилое помещение, установленное для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, нарушены конституционные права Буровой М.Н. по обеспечению дополнительными социальными гарантиями указанной категории детей.
При таких условиях исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Буровой М.Н. к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о понуждении к предоставлению Буровой М.Н. на территории Фроловского муниципального района Волгоградской области жилой площади не ниже установленных социальных норм, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,233 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию Фроловского муниципального района Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Буровой Марии Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Фроловского муниципального района Волгоградской области жилую площадь не ниже установленных социальных норм.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:Е.В.Сотникова