решение, не вступившее в законную силу, о признании действий незаконными, устранении нарушений



№2-1327/11                                    г. Фролово

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» июля 2011 года

Фроловский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Власовой М.Н.,

при секретаре Кузнецовой Т.В.,

с участием прокурора Страховой О.В.,с участием представителей ответчиков Лысенко Т.А., Чулкова Н.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Фроловского муниципального района о признании действий незаконными, понуждении к устранению нарушений,

установил:

    Фроловский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Фроловского муниципального района о признании действий незаконными, понуждении к устранению нарушений.

    Указав в обоснование заявленных требований о том, что в ходе проведения проверки было установлено нарушение законодательства о санитарно-эпидимиологическом благополучии населения при предоставлении земельных участков для строительства.

    Администрация Фроловского муниципального района предоставляет физическим и юридическим лицам земельные участки для строительства и целей, не связанных со строительством.

Согласно ч. 3 ст. 12«О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков допускается при наличии санитарно-эпидимиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Однако в нарушение указанной нормы Закона предоставление земельных участков для строительства осуществляется ответчиком при отсутствии таких санитарно-эпидимиологических заключений.

Выявленные нарушения могут являться причиной распространения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вспышки различного рода заболеваний, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, просит суд признать незаконными действия Администрации Фроловского муниципального района по предоставлению земельных участков для строительства в отсутствие санитарно-эпидимиологических заключений, обязать ответчика устранить данные нарушения предоставлять земельные участки для строительства при наличии санитарно-эпидимиологических заключений.

    В судебном заседании представитель Фроловской межрайонной прокуратуры Страхова О.В. исковые требования полностью поддержала по заявленным в иске основаниям.

    Представители ответчика Администрации Фроловского муниципального района Лысенко Т.А. и Чулков Н.Н., действующие на основании доверенности, требования не признали в полном объеме, указав о том, что процедура предоставления гражданам земельных участков для строительства регламентируется ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Данной нормой права установлен срок принятия решения о предоставлении земельного участка. Однако при подготовке и выдаче санитарно-эпидимиологического заключения сроки, установленные ст. 30.1 ЗК РФ будут нарушены. Кроме того, получение подобных заключений согласно ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидимиолическом благополучии населения» необходимо исключительно лишь для строительства промышленных объектов. Таким образом, действия Администрации Фроловского муниципального района по предоставлению гражданам земельных участков для строительства не противоречат действующему законодательству.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании установлено, что Администрация Фроловского муниципального района, являясь органом местного самоуправления, осуществляет предоставление гражданам земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Так, в период с 2009 по 2011г. ряду граждан были предоставлены земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства на территории Фроловского муниципального района Волгоградской области, о чем свидетельствуют постановления Администрации Фроловского муниципального района (л.д. ).

В силу ч.1, 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

    Вместе с тем, предоставление гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществлялось Администрацией Фроловского муниципального района при отсутствии подобных разрешений, что объективно подтверждается как сообщением начальника ТО в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области так и пояснениями представителей ответчиков (л.д. ).

     Вопреки доводам представителей ответчиков наличие санитарно-эпидимиологического заключения требуется для строительства любых объектов независимо от их назначения, в том числе и жилых домов, что предусмотрено ч. 2 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

    Однако утверждение представителей ответчика о том, что в случае подготовки санитарно-эпидимиологических заключений буду нарушены сроки рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков суд находит несостоятельным, поскольку в противном случае будут нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду, будет создана угроза предоставления земельного участка, не отвечающего требованиям санитарно-эпдимиологической безопасности, что может повлечь за собой крайне неблагоприятные последствия.

    Изложенное свидетельствует о том, что действия ответчика по предоставлению гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства не соответствуют действующему законодательству о санитарно-эпидимиологическом благополучии населения, в связи с чем они подлежат признанию незаконными. В целях недопущения в дальнейшем аналогичных нарушений, суд считает необходимым обязать ответчика предоставлять земельные участки для строительства при наличии санитарно-эпидимиологических заключений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Фроловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Фроловского муниципального района о признании действий незаконными, понуждении к устранению нарушений – удовлетворить.

Признать действия Администрации Фроловского муниципального района по предоставлению земельных участков для строительства в отсутствие санитарно-эпидимиологических заключений незаконными.

Обязать ответчика устранить нарушения закона, предоставлять земельные участки для строительства при наличии санитарно-эпидимиологических заключений.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.

Судья:                            М.Н. Власова