№2-1466/2011 01 августа 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Сотниковой Е.В.
с участием прокурора Лабзун В.Е.,
при секретаре Мелиховой М.Ю.,
рассмотрев в городе Фролово Волгоградской области 01 августа 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Тигипко Нины Михайловны к Государственному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» о понуждении к действию,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился с иском в интересах Тигипко Н.М. к ГУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» о понуждении к действию, указав, что Тигипко Н.М. является одинокой матерью ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и являлась получателем ежемесячного пособия на ребёнка. С ДД.ММ.ГГГГ Тигипко Н.М. выплата данного пособия была приостановлена ответчиком, в связи с достижением ребенком шестнадцатилетнего возраста.
Тигипко Н.М. обратилась к ответчику для продления выплаты пособия, предоставив при этом необходимые документы. Однако, ответчиком было отказано в принятии документов, в связи с отсутствием подлинника справки, подтверждающей статус одинокой матери.
Поскольку оригинал указанной справки был утерян, Тигипко Н.М. была вынуждена обратиться в органы ЗАГСа для направления запроса в р.Казахстан для получения подлинной справки. Справка Тигипко Н.М. была получена ДД.ММ.ГГГГ, после чего последняя вновь ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о выплате ежемесячного пособия на ребёнка за прошедший период, предоставив оригинал справки, однако, в принятии данного заявления ей было отказано.
Считают прекращение ответчиком выплаты ежемесячного пособия на ребёнка Тигипко Н.М. является незаконным, поскольку у ответчика имелась копия справки, подтверждающая статус одинокой матери в отношении сына ФИО2
Указанный факт свидетельствует о нарушении конституционных прав Тигипко Н.М. на социальное обеспечение.
В связи с чем, просит обязать ответчика устранить нарушение закона, возобновив выплату Тигипко Н.М. ежемесячного пособия на ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебном заседании помощник Фроловского межрайонного прокурора Лабзун В.Е. уточнил исковые требования, указав, что кроме отказа Тигипко Н.М. в возобновлении выплаты ежемесячного пособия на ребёнка, ей в ДД.ММ.ГГГГ года также было отказано в принятии документов на получение адресного социального пособия, ввиду не предоставления подлинника справки, подтверждающей статус одинокой матери, что также является незаконным, и нарушает конституционные права Тигипко Н.М.
Просит обязать ответчика выплатить Тигипко Н.М сумму недополученного ежемесячного пособия на ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме .... рублей, и сумму недополученного адресного социального пособия в размере .... рублей за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Тигипко Н.М. в судебном заседании поддержала заявленные уточнённые исковые требования, просит их удовлетворить, поскольку действиями ответчика нарушено её право на социальное обеспечение, предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Представитель ответчика – ГУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» Глазкова Т.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Тигипко Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем государственного ежемесячного пособия на ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в повышенном размере. В соответствии с последним заявлением истца от ДД.ММ.ГГГГ в ГУ ЦСЗН по городу Фролово и Фроловскому району ежемесячное пособие на ребёнка было назначено по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до исполнения ребёнку 16 лет. При обращении Тигипко Н.М. были предоставлены установленные законом документы, в частности оригинал справки, подтверждающей статус одинокой матери. В связи с истечением срока выплаты ежемесячного пособия с ДД.ММ.ГГГГ в адрес Тигипко ответчиком было выслано уведомление – напоминание о прекращении выплаты пособия, в связи с исполнением ребёнку 16 лет, и о необходимости предоставления пакета документов для дальнейшего назначения и выплаты пособия как учащемуся образовательного учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ Тигипко Н.М. обратилась в Центр за назначением пособия, при этом предоставив не полный пакет документов, необходимый для назначения ежемесячного детского пособия на ребёнка одинокой матери и адресного социального пособия, а именно заявителем не был предоставлен оригинал справки формы №4 из органов ЗАГС, свидетельствующий о наличии статуса одинокой матери, а копия данной справки не была заверена в установленном порядке. Тигипко Н.М. было отказано в назначении пособия и рекомендовано предоставить копию данного документа, заверенного в установленном законом порядке, или обратиться в органы ЗАГС для восстановления документа, поскольку право у лица на назначение данного пособия определяется с момента обращения с полным пакетом документов. Учитывая, что справка формы 4 из органов ЗАГС, свидетельствующий о наличии статуса одинокой матери была предоставлена Тигипко Н.М. в ДД.ММ.ГГГГ года, считает требование о выплате ежемесячного пособия за прошедшее время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме .... рублей незаконным.
Кроме того, считает исковые требования о выплате адресного социального пособия Тигипко Н.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обоснованными, поскольку назначение адресного пособия носит заявительный характер, а обращений Тигипко Н.М. с заявлением с приложением полного пакета документов для назначения адресного социального пособия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Центр не поступало.
Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное государственное пособие на ребенка является одним из видов социальных пособий, оно выплачивается гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно ст.3 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» одним из видов государственного пособия гражданам имеющих детей, является ежемесячное пособие на ребенка.
Из ст.8 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2004 года №984-ОД «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области» следует, что право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного (усыновленного, принятого под опеку (попечительство), совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (для обучающихся в общеобразовательных учреждениях - 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области.
Согласно ст.9 данного Закона от 30 декабря 2004 года №984-ОД, ежемесячное пособие на ребенка выплачивается центрами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми.
Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Тигипко Н.М. является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д. ..../ - актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ. В графе отец ребёнка указан ФИО7
Согласно справке отдела ЗАГС Талдыкорганской области республики Казахстан, сведения об отце ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в актовой записи о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ последнего указаны со слов матери /л.д...../.
В судебном заседании установлено, что Тигипко Н.М., как одинокая мать, с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем государственного ежемесячного пособия на ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в повышенном размере, а именно в размере .... рублей.
Положением «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области», утверждённого Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 25 февраля 2005 года №146, установлен порядок назначения, получения, выплаты ежемесячного пособия на ребёнка, в соответствии с п.п. 1.1, 1.6, 1.7 согласно которого:
Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка со всеми необходимыми документами подается в центр социальной защиты населения по месту жительства родителя, с которым совместно проживает ребенок.
Граждане, обратившиеся за ежемесячным пособием на ребенка, представляют:
а) документ, удостоверяющий личность;
б) заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка;
в) копию свидетельства о рождении ребенка;
г) справку с места жительства о составе семьи или выписку из домовой книги;
д) справку об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше 16 лет;
е) справки о доходах семьи:
для работающих - с места работы о заработной плате, полученной за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;
для учащихся - с места учебы о стипендии, полученной за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;
для получателей пенсий - справку о пенсии, полученной за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.
Сведения о доходах пенсионеров, получающих пенсию в Волгоградской области, берутся из базы данных Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Волгоградской области;
для неработающих - справку о пособии по безработице, полученном за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, от органов государственной службы занятости населения.
Сведения о доходах неработающих граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения Волгоградской области, берутся из базы данных органов государственной службы занятости населения Волгоградской области;
для граждан, имеющих личное подсобное хозяйство, - справку поселковой администрации о наличии и размере личного подсобного хозяйства.
В декларативном порядке указываются доходы индивидуальных предпринимателей и сведения о получаемых алиментах.
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), дополнительно представляются:
выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства);
справка из органов образования о неполучении денежного содержания на ребенка.
Документы, необходимые для назначения ежемесячного пособия на ребенка, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке.
При обращении за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере дополнительно представляется на детей одиноких матерей - справка из органов загса об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка.
Как следует из п. 1.11 Положения, ежемесячное пособие назначается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами сроком на три года.
По истечении трех лет при наличии права на ежемесячное пособие заявитель вновь представляет полный пакет документов в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Положения для дальнейшего назначения и выплаты пособия сроком на три года, но не более чем по месяц исполнения ребенку 16 лет, учащемуся образовательного учреждения - по месяц окончания обучения, но не более чем по месяц достижения им 18 лет.
Как следует из личного дела получателя пособия №, предоставленного ответчиком, ежемесячное пособие Тигипко Н.М. на ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с последним заявлением от ДД.ММ.ГГГГ было назначено по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до момента исполнения ребёнку 16 лет /л.д...../.
При обращении с заявлением Тигипко Н.М. предоставлен необходимый пакет документов, установленный Положением «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области», утверждённого Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 25 февраля 2005 года №146.
Как следует из показаний представителя ответчика, ДД.ММ.ГГГГ Тигипко Н.М. обратилась к ответчику, и ей была предоставлена консультация о назначении ежемесячного пособия на ребёнка одинокой матери, и необходимости предоставления дополнительных документов, что также усматривается из Журнала регистрации заявлений о назначении мер социальной поддержки ГУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» за ДД.ММ.ГГГГ года /л.д..../.
Представитель ответчика пояснила, что Тигипко Н.М. при обращении за получением ежемесячного пособия на ребёнка после ДД.ММ.ГГГГ не были предоставлены подлинник, либо надлежащим образом заверенная копия, справки из органов загса об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка, которая подтверждала статус одинокой матери и дает право на получение ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере.
Тигипко Н.М. в судебном заседании данное обстоятельство не оспорено, поскольку как она пояснила в судебном заседании, справка, подтверждающая данное обстоятельство, была ею утеряна, в связи с чем, она обратилась в орган ЗАГС Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области для истребования указанного документа.
Данная справка была получена ею только в ДД.ММ.ГГГГ года, о чём свидетельствует почтовый конверт /л.д...../, из чего следует, что при обращении Тигипко Н.М. в ДД.ММ.ГГГГ года к ответчику о назначении ежемесячного пособия на ребёнка одинокой матери, после исполнения ребёнку 16 лет, ею был предоставлен не полный пакет документов, установленных п.1.6 Положением «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области», утверждённого Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 25 февраля 2005 года №146.
Как следует из ст.12 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2004 года №984-ОД «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области», право назначения ежемесячного пособия на ребёнка устанавливается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, судом установлено, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ Тигипко Н.М. не был предоставлен полный пакет документов необходимый для назначения ежемесячного пособия на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ответчиком обоснованно прекращена выплата ежемесячного пособия на ребёнка в соответствии с п. 1.11 Положения «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области», утверждённого Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 25 февраля 2005 года №146, в связи с достижением ребёнку 16 лет.
При таких обстоятельствах, требования истца о выплате недополученного ежемесячного пособия на несовершеннолетнего ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению.
Ст.3, ст.5 Закона Волгоградской области «О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области» установлено, что в целях оказания социальной поддержки семье или одиноко проживающему гражданину для преодоления ситуации, нарушающей их нормальную жизнедеятельность и которая не может быть преодолена ими самостоятельно, оказывается государственная социальная помощь
Право на государственную социальную помощь имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие на территории Волгоградской области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области, и иные категории граждан, нуждающиеся в государственной поддержке, перечисленные в статье 7 настоящего Закона.
Согласно ст.6 данного Закона, в число оказываемой государством социальной помощи входит предоставление и выплата адресного социального пособия.
В соответствии со ст.7 указанного Закона, получателями адресного социального пособия являются, в том числе малоимущие семьи, имеющие в своем составе детей до 16 лет (учащихся до 18 лет).
При этом в силу ст.8 данного Закона предоставление адресного социального пособия гражданам носит заявительный характер, и назначается на основании заявления с приложением необходимых документов.
В соответствии с п.2.3 Административного регламента Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги «Назначение адресного социального пособия жителям Волгоградской области», утвержденным приказом УСЗН Администрации Волгоградской области от 15 мая 2008 года № 283, услуга в виде адресного социального пособия назначается на шесть месяцев, начиная с месяца представления всех необходимых документов, и выплачивается единовременно за весь период назначения.
В п. 2.7 и п. 2.7.1 данного Регламента содержится перечень документов, необходимых для предоставления и назначения адресного социального пособия в котором также обозначена необходимость представления документов, содержащих сведения о фактически полученных доходах каждого члена семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления и сведения о полученных алиментах.
Стороной истца указано, что Тигипко Н.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес ответчика за получением адресного социального пособия, при этом ею был представлен пакет документов. Однако, ответчиком было отказано в принятии документов, в связи с отсутствием подлинника справки, подтверждающей тот факт, что истица является одинокой матерью.
Вместе с тем, справка формы № 4, подтверждающая факт того, что отцовство в отношении ребенка не установлено, свидетельствует также об отсутствии у семьи Тигипко Н.М. дохода в виде алиментных платежей на содержание несовершеннолетнего ребенка, что является необходимым условием для определения дохода семьи.
В судебном заседании установлено, что на момент обращения Тигипко Н.М. за назначением адресного социального пособия у нее отсутствовал подлинник справки, либо надлежащим образом заверенная её копия, подтверждающая статус одинокой матери.
Кроме того, факт обращения Тигипко Н.М. к ответчику с заявлением о назначении адресного социального пособия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтвержден в судебном заседании, поскольку согласно журналу регистрации заявлений о назначении мер социальной поддержки ГУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» за 2009-2011 года таких заявлений зарегистрировано не было, ДД.ММ.ГГГГ Тигипко Н.М. дана консультация по получению адресного пособия.
Кроме того, в силу ст. 10 Закона Волгоградской области № 1418-ОД от 21 февраля 2007 года «О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области» факт обращения граждан с заявлением о предоставлении адресной социальной помощи с приложением неполных документов влечет за собой отказ в назначении государственной социальной помощи заявителю. Данное решение выносится в течение 10 дней с момента обращения заявителя. Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что в отношении Тигипко Н.М. не принималось решений об отказе в назначении государственной социальной помощи, что также подтверждает факт отсутствия обращений Тигипко Н.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с данным заявлением.
Из материалов личного дела № АП Тигипко Н.М. усматривается, что за назначением адресного социального пособия Тигипко Н.М. обратилась ДД.ММ.ГГГГ /л.д...../.
Доводы истца о том, что у ответчика имелась заверенная им копия справки, подтверждающая статус Тигипко Н.М. как одинокой матери, поскольку ранее в ДД.ММ.ГГГГ году ей уже назначалось ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд находит не основанными на законе, поскольку при назначении ежемесячного пособия на ребенка после достижения им 16 лет, а также назначении адресного социального пособия необходимо предоставить в соответствии с требованиями закона подлинный документ, либо надлежащим образом заверенную копию документа, свидетельствующего о правовом статусе получателя пособия на момент обращения за пособием. Его отсутствие при обращении приведет к незаконному назначению и выплате пособий, а также нецелевому расходованию бюджетных средств.
При таких условиях исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Тигипко Н.М. к Государственному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» о выплате недополученного ежемесячного пособия на несовершеннолетнего ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и недополученного адресного социального пособия за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Тигипко Нины Михайловны к государственному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» о выплате недополученного ежемесячного пособия на несовершеннолетнего ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и недополученного адресного социального пособия за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд Волгоградской области в течение десяти дней.
Судья: Е.В.Сотникова