решение, не вступившее в законную силу, о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот



№ 2-1576/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2011 года                                                                      город Фролово

Фроловский городской суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Власовой М.Н.,

при секретаре Кузнецовой Т.В.,

с участием прокурора Коськина В.Г.,

представителя ответчика Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области Щуриной Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ребенка-сироты Червякова Максима Викторовича к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области и Администрации Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,

установил:

Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился с иском в интересах ребенка-сироты Червякова М.В. к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Указав, что Червяков М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжением главы Фроловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в сводный список детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Фроловскому муниципальному району.

Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.

Таким образом, Червяков М.В., имея статус социальной сироты, в соответствии с законодательством РФ должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако, в нарушение законодательства РФ изолированное жилое помещение до настоящего времени Червякову М.В. ответчиком не предоставлено. Он лишь включен в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма.

Указанный факт свидетельствует о нарушении конституционных прав Червякова М.В. по обеспечению дополнительными социальными гарантиями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с чем, просит обязать администрацию Волгоградской области выделить денежные средства администрации Фроловского муниципального района для приобретения жилы помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обязать Администрацию Фроловского муниципального района Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Червякову М.В. на территории Фроловского муниципального района Волгоградской области жилую площадь не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник Фроловского межрайонного прокурора Коськин В.Г. полностью поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям.

Червяков М.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика – Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области по доверенности Щурина Э.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора, предъявленных к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области, пояснила, что действительно Червяков М.В. является социальным сиротой и нуждается в обеспечении жилой площадью. В 2011 года из Волгоградского областного бюджета предоставлена субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме рублей. Червяков М.В. за счет указанных денежных средств будет обеспечен жилым помещением, в настоящее время ведется работа по приобретению жилого помещения Червякову М.В.

Представитель ответчика Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без их участия и отзыв на исковое заявление, в котором указал на несогласие с заявленными прокурором требований в части обязания Администрации Волгоградской области выделить денежные средства для приобретения жилым помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку законом Волгоградской области «Об областном бюджете на 2011 года и на плановый период 2012 и 2013 годов» уже предусмотрен размер ассигнований исходя из сведений, предоставленных органами местного самоуправления Фроловского муниципального района Волгоградской области о количестве лиц, нуждающихся в обеспечении жильем согласно списку очередности предоставления жилым помещений. Денежные средства в предусмотренном областным бюджетом размере выделены. Дополнительные расходы на реализацию мер по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из областного бюджета.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьёй 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Из исследованной в судебном заседании копии учётного дела усматривается, что Червяков М.В. в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет статус социальной сироты.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящие, под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального     обслуживания,     а     также     в     учреждениях     всех     видов профессионального    образования,    либо    по    окончании    службы    в    ряда Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гаранта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст.62 Жилищного кодекса РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.1 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.

Согласно ст.6 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.

Постановлением Администрации Терновского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Червяков М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен в качестве социального сироты на льготную очередь для получения жилья, включен в список № 4 «Внеочередное предоставление жилого помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (л.д.).

Распоряжением Главы Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Червяков М.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Фроловскому муниципальному району Волгоградской области (л.д.).

Таким образом, Червяков М.В., имея статус социальной сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ, поставлен на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако, в нарушении норм законодательства, ему до настоящего времени не предоставлено вне очереди жилое помещение, установленное для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Справкой Фроловского отделения Волгоградской области ФГУП «Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Червяков М.В. в приватизации не участвовал, из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Росреестра следует, что в ЕГРП сведения о правах на недвижимое имущество у Червякова М.В. отсутствуют.

В связи с чем, нарушены конституционные права Червякова М.В. по обеспечению дополнительными социальными гарантиями указанной категории детей.

При таких условиях исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Червякова М.В. к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о понуждении к предоставлению Червякову М.В. на территории Фроловского муниципального района Волгоградской области жилой площади не ниже установленных социальных норм, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, из пояснений представителя ответчика Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области Щуриной Э.В. следует, что денежные средства на обеспечение Червякова М.В. жилой площадью выделены Администрацией Волгоградской области, в настоящее время ведется работа по приобретению на указанные средства жилого помещения для Червякова М.В.. Факт предоставления субвенции из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подтверждается справой финансового отдела Администрации Фроловского муниципального района, согласно которой, размер субвенции на 2011 год на указанные цели составил 2 688 300 рублей, их них исполненных на ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Указанные пояснения согласуются с представленными Администрацией Волгоградской области сведениями об исполнении своих обязательств по перечислению Администрации Фроловского муниципального района денежных средств для приобретения жилья детям-сиротам в 2011г.

В связи с изложенным, суд считает необходимым отказать Фроловскому межрайонному прокурору в удовлетворении требований, заявленных к Администрации Волгоградской области в части возложения на нее обязанности выделить денежные средства администрации Фроловского муниципального района для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Червякова Максима Викторовича к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области и Администрации Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот, оставшихся без попечения родителей удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Фроловского муниципального района Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Червякову Максиму Викторовичу на территории Фроловского муниципального района Волгоградской области жилую площадь не ниже установленных социальных норм.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                    М.Н. Власова