Дело № 2-159/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фроловский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Мысякиной О.П.
с участием прокурора Фроловской межрайонной прокуратуры Страховой О.В.,
при секретаре Потылициной Н.А.,
«09» февраля 2012 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Полтаевой Ольги Игоревны к Администрации городского округа <адрес> о внеочередном обеспечении жилой площадью,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор <адрес> в интересах Полтаевой О.И. обратился с иском к Администрации городского округа <адрес> о внеочередном обеспечении жилой площадью, указав следующее.
Полтаева О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поживает кв.Заречный, 36/321, <адрес>.
Постановлением главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №884 Полтаева О.И. была поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.ст.5, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Полтаева О.И. имеет статус, оставшегося без попечения родителей, должна быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако в нарушение законодательства Российской Федерации ответчик до настоящего времени не предоставил Полтаевой О.И. жилое помещение, а лишь включил её в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Указанный факт свидетельствует о нарушении конституционных прав Полтаевой О.И. по обеспечению её жилой площадью.
Просил обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Полтаевой О.И. вне очереди на территории городского округа <адрес> жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
В судебном заседании старший помощник прокурора Страхова О.В. поддержала и просила удовлетворить исковые требования.
Полтаева О.И. поддержала и просила удовлетворить требования прокурора, пояснив, что в 2006 году она окончила ГОУ ПУ-16, в настоящее время она не учится и не работает, проживает во временно предоставленном ей общежитии.
Представитель ответчика – Администрации городского округа <адрес>, Артамонов А.И., действующий на основании доверенности, не признал исковые требования, мотивировав следующим. Он не оспаривает право Полтаевой О.И., относящейся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди на территории городского округа <адрес> жилой площади не ниже установленных социальных норм. Однако Администрация городского округа <адрес> не предоставила Полтаевой О.И. жилое помещение из-за недостаточного финансирования из бюджета <адрес>. В настоящее время полученные из областного бюджета денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот полностью израсходованы, каких-либо нарушений расходования денежных средств не допущено. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Право прокурора также закреплено в ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой прокурор вправе в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Учитывая указанные нормы, а также положения ст.20 Конвенции о правах ребёнка, предусматривающей особую защиту детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что прокурор в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями обратился в суд с настоящим иском в защиту жилищных прав Полтаевой О.И.
Статьёй 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.5 названного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с указанными Федеральными законами принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях <адрес>», согласно ч.2 ст.4 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки», согласно ст.1 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.6 названного закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом <адрес> об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация городского округа <адрес> является органом местного самоуправления. Она наделена государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение дополнительных гарантий права на жилое помещение.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Полтаева О.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 – ФИО5 лишена родительских прав.
Согласно решению исполнительного комитета Фроловского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №10/390 Полтаева О.И. была определена в детский дом, жилое помещение за ней не закреплялось.
Постановлением главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №884 Полтаева О.И. поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу.
В настоящее время она является совершеннолетней и относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает мк<адрес>, 36/321, <адрес>. Собственного или закреплённого за ней жилого помещения не имеет.
Таким образом, Полтаева О.И., имея статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако со дня постановки на учёт по настоящее время ответчик не обеспечил Полтаеву О.И. по месту жительства жилой площадью. Внесение её в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу, не свидетельствует о выполнении ответчиком своей обязанности по обеспечению Полтаевой О.И. жилым помещением по договору социального найма.
Доводы представителя ответчика о том, что нарушение права Полтаевой О.И. на предоставление ей жилого помещения произошло из-за невыполнения <адрес> обязанности по передаче Администра- ции городского округа <адрес> финансовых средств, необходимых для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1144-ОД именно на органы местного самоуправления городских округов <адрес> возложена обязанность по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления не имеют юридического значения по данному делу, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, не является субъектом бюджетных правоотношений.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить Полтаевой О.И. вне очереди на территории городского округа <адрес> жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить Полтаевой Ольге Игоревне вне очереди на территории городского округа <адрес> жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья О.П. Мысякина